Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История становления психологии как науки: донаучный и научный периоды




Историю развития психологии принято делить на два крупных этапа: донаучный и научный.

 

I. Донаучный этап истории психологии начинается в античные времена и заканчивается только в конце XIX века.

1. В античности он начинается с постановки вопроса: что есть душа – самостоятельная она субстанция или же свойство другой субстанции (материи)? В связи с обсуждением этого вопроса в античности обозначились различные взгляды на душу, ее «материальность» и «идеальность».

Так, Демокрит (5-6 вв. до н.э.) утверждал, что душа состоит из атомов; со смертью тела умирает и душа, т.к. атомы ее с разложением тела улетучиваются и рассеиваются. Душа – это движущее начало, орган ощущения и мышления; ее атомы беспокойны и приводят тело в движение.

Иное представление о душе мы встречаем у Платона (428-348 гг. до н.э.). Он утверждал, что в основе всего лежат идеи – общие понятия, вечные и неизменные, существующие до всего, как своеобразный замысел. Душа человека, как утверждал Платон, первоначально обитает на звезде, затем переселяется в тело человека и теряет гармоничность; задача человека – вернуть гармоничность через познание. Душа бессмертна. По составу душа трояка: Платон выделяет ум (его местонахождение – в голове), аффективное, т.е. страстное, эмоциональное начало (оно располагается в груди) и вожделения (живут в печени).

Но первый труд, посвященный душе, принадлежит Аристотелю (384-322 гг. до н.э.). Его трактат «О душе» стал первым собственно психологическим трудом, а сам Аристотель в связи с этим считается основателем психологии. Он систематизировал предшествовавшие ему идеи относительно души и выдвинул несколько важных положений. Душу он определял как сущность живого тела. Это особый орган, посредством которого человек мыслит и чувствует. Душа, по Аристотелю, может быть разного рода: растительная душа (ее свойство – питание), животная душа (ощущение) и человеческая душа (мышление). В целом душа, как сущность человеческого тела, смертна вместе с телом; однако часть ее, которую можно назвать теоретическими или абстрактными мышлением, Аристотель считает бессмертной.

Так начиналась психология, так были сделаны первые попытки найти ответы на вопросы: что такое душа? Каковы ее свойства и функции? Как она соотносится с телом? Так сформировался исторически первый предмет психологии – душа, как нечто, отличающее живое от неживого, дающее возможность движения, ощущения, страсти, мысли.

 

2. В XVII веке становление психологии связано с несколькими выдающимися именами.

Первым из них стоит назвать Рене Декарта (1596-1650), французского мыслителя, авторов таких важных для психологии работ, как «Страсти души» и «Рассуждение о методе для хорошо направленного разума и отыскания истины в науках». Взгляд Декарта на соотношение души и тела определяется как дуализм, т.е. признание двух субстанций, не сводимых друг к другу и обладающих независимыми свойствами. Именно наличие разумной души составляет сущность человека, она позволяет ему управлять своим поведением. Мышление (главное свойство души) включает, по Декарту, все, что происходит в сознании, по существу оно равно сознанию: ум – это интеллект, и память, и чувство. Мышление – это усмотрение идеи и установление связи, отношения между идеями. Главными являются врожденные идеи, которые, по Декарту, невыводимы из эмпирической практики. Таким образом, душа по Декарту, оказалась интеллектуализирована: к ней относится все то, что можно помыслить, наблюдать, осознать.

Другим ученым, оказавшим сильное влияние на становление психологии, был Джон Локк (1632-1704). Он был одним из главных оппонентов Декарта по вопросу о врожденных идеях. Знание, согласно Локку, основывается на опыте, а изначальных, врожденных, идей нет. Человек рождается как «tabula rasa» - чистая доска, на которой можно написать все, что будет потом знанием.

Таким образом, в XVII веке ставится еще один важный, обсуждаемый до настоящего времени вопрос о соотношении врожденного и приобретенного в человеке.

 

II. Научный этап развития психологии.

1. Основателем научной психологии принято считать знаменитого немецкого исследователя Вильгельма Вундта (1832-1920), открывшего в 1879 г. первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге. Этот год считается годом рождения психологии как науки. Хотя В.Вундт придерживался традиционных для донаучной психологии взглядов и методов (структура сознания, ассоцианизм, метод интроспекции), широкое использование эксперимента было, несомненно, новаторством.

 

После открытия лаборатории Вундта, на рубеже XIX и XX веков, начинают возникать новые научные психологические теории. Это очень разные направления, предлагающие свое представление о предмете и методе психологии. По сути, в это время возникает много разных «психологий» со своими принципами и языком; первоначально они с трудом взаимодействовали, чаще всего, существуя в противоположность друг другу. Этот период часто называют периодом открытого кризиса в психологии. Он важен для нашего обсуждения в связи с тем, что в нем происходит трансформация предмета психологии, и в том, что в этот период зарождается современная психология, не только теоретическая, но и практическая.

 

2. Одним из наиболее важных для развития психологии направлений явился психоанализ. В первую очередь он связан с именем австрийского психолога и психиатра Зигмунда Фрейда (1856-1939). Сложившись первоначально как метод лечения неврозов, он затем превратился в психологическую теорию, а впоследствии – в одно из важных направлений философии XX века. Психоанализ основывается на идее о том, что поведение человека определяется не только и не столько его сознанием, сколько бессознательным, к которому относятся те желания, влечения, переживания, в которых человек не может себе признаться и которые, поэтому, либо не допускаются до сознания, либо вытесняются из него, но в реальности остаются в душевной жизни человека и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам, проявляясь в искаженном виде (например, в сновидениях, творчестве, невротических нарушениях, оговорок и т.д.)

З. Фрейд утверждал наличие в человеке двух начал, двух влечений – стремления к любви и жизни (либидо) и стремления к смерти и разрушению (мортидо). Основное место в исходной концепции З.Фрейда занимает эротическое влечение, связываемое им со специфической энергией, называемой им либидо. Она, собственно, и движет человеком; вся жизнь, начиная с рождения, пронизана эротичностью.

Идея бессознательной сексуальности, лежащей в основе человеческого поведения, в том числе тех его форм, которые мы считаем высшими (творчество, религия) – центральная идея Фрейда, на которой он настаивал и по поводу которой подвергался жестокой критике, в том числе со стороны собственных учеников.

Итак, в психоанализе предметом изучение стала динамика отношений между бессознательным и сознанием.

 

3. Другим деятельным направлением, также существующем до настоящего времени, и которому так же, как и психоанализу, иногда приписывается «революционное» значение, стал в начале XX века бихевиоризм (от английского слова behavior – поведение), программу которого провозгласил американский исследователь Джон Уотсон (1878-1958). Бихевиоризм складывается как направление с явно выраженным естественнонаучным уклоном, и его основатели пытались найти формы объективного подхода к психической жизни. Согласно бихевиористам, такие понятия, как «осознание», «переживание», «страдание» и т.п. не могут считаться научными; все они – продукт человеческого самонаблюдения, т.е. субъективны. Наука же, с их точки зрения, не может оперировать представлениями о том, что не может быть зафиксировано объективными средствами.

Что же может быть предметом изучения? Ответ бихевиористов: поведение, активность. Активность – внешняя и внутренняя – описывалась через понятие «реакция», к которой относились те изменения в организме, которые могли быть зафиксированы объективными методами.

В качестве описательной и объяснительной Дж. Уотсон предложил схему S-R, в соответствии с которой воздействие, т.е. стимул, порождает некоторое поведение организма, т.е. реакцию, и, что важно, в представлениях классического бихевиоризма, характер реакции определяется только стимулом.

Еще один важный аспект: эта схема распространима и на животных, и на человека. Поэтому данные, полученные в экспериментах с кошками и крысами, распространяются и на человеческое поведение.

 

4. Одним из ведущих направлений современной зарубежной психологии является гуманистическая психология, обозначающая себя как «третья сила» в психологии, противопоставленная психоанализу и бихевиоризму. Возникновение направления связано с именем американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1970); это произошло в 50-60 гг. XX века.

В центре гуманистической психологии – понятия становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что означает истинное психическое здоровье. В отличие от психоанализа, гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие и т.п. возникают в связи с воздействием окружения.

Задача человека, по А. Маслоу, стать тем, чем возможно, - а значит, быть собой – в обществе, где условия не способствуют этому. Человек оказывается высшей ценностью и отвечает в конечном итоге лишь за то, чтобы состоятся.

Предмет психологии здесь – процесс личностного роста.

 

5. Отечественная психология пошла по другому пути. Основы ее также закладывались в конце XIX – начале XX вв.

Одним из наиболее влиятельных направлений, сформировавшихся в 20-30 гг., стала «культурно-историческая психология», разработанная Л.С. Выготским (1896-1934).

Л. С. Выготский в своих теоретических построениях опирался на марксизм, самостоятельно придя к нему как к философскому учению. Важнейшее отличие деятельности человека от поведения животных заключается, согласно положениям марксизма, в использовании человеком орудий труда для преобразования мира. Л.С. Выготский задается вопросом: возможно ли найти нечто аналогичное применительно к внутреннему психологическому миру человека? И также орудия есть, и именно они делают возможным произвольное поведение, логическое запоминание и т.д. Он различает два уровня психологического – натуральные и высшие психические функции. Натуральные функции даны человеку как природному существу. Одна из важнейших характеристик ВПФ является опосредованности, т.е. наличие средства, при помощи которого они организуются.

Основные идеи Л.С. Выготского продуктивно разрабатываются и сейчас, причем не только в психологии, но и в дефектологии, педагогике, культурологи и т.д.

Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) - теория деятельности. Внутренняя, психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней, практической деятельности и имеет принципиально то же строение. Поэтому, изучая практическую деятельность, мы постигаем и закономерности психической деятельности; управляя организацией практической деятельности, мы управляем организацией внутренней, психической деятельности.

Один из важнейших принципов – принцип «интериоризации – экстериоризации».

Итак, предмет психологии у Л.С. Выготского – формирование ВПФ, а у А.Н.Леонтьева – деятельность.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 8974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.