КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория и методология психологии. Уровни психологии
Отрасли современной психологии.
В настоящее время психология представляет собой разветвленную систему наук. В последнее время каждые 4-6 лет появляются новые направления в психологии, т.е. существует комплекс относительно автономных, развивающихся психологических дисциплин. 1. Фундаментальная часть психологии представлена общей психологией – дисциплиной, пытающейся найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологической наукой в целом, выработать теоретические принципы, обосновать методы психологического познания, сформировать основные закономерности существования и развития психической реальности. Вопросы: что такое психика? Какова ее структура и функции? По каким законам она развивается в филогенезе и онтогенезе? 2. Возрастная психология рассматривает закономерности онтогенетического развития психики в связи с возрастом. 3. Психофизиология и нейропсихология – соотношение мозга и психологии. 4. Специальная психология – проблема аномального развития психологии. 5. Зоопсихология – наука о психологии животных. 6. Социальная психология – закономерности взаимодействия личности и общества, формирование и развитие групп. 7. Психология труда – закономерности трудовой деятельности. 8. Медицинская психология – отрасль психологии, использующая психологические закономерности в диагностике, лечении, профилактике заболеваний. Каждая из этих отраслей вырабатывает свои относительно автономные трудовые представления и, в свою очередь, включает ряд более частных дисциплин, соотносимых с отдельными аспектами проблематики. Например: возрастная психология (детская психология, психология подростка, психология юности, геронтопсихология). Каждая наука, для того, чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, которые дают правильное представление о феноменах, которые изучает наука. Таким фундаментом является методология и теория. Методология – учение об идейных позициях науки, логике и методах исследования. Теория – совокупность взглядов, представляет результат познания и осмысления практики и науки. Позволяет рассуждать об изучаемых явлениях и процессах.
Различают 3 уровня методологии: 1. общая – дает правильное и точное представление об общих законах развития объективного мира, его своеобразии, составляющих его частях, о роли в нем тех явлений, которые изучает наука. 2. специальная – методология конкретной науки, позволяет формировать внутринаучные законы и закономерности. 3. частная – совокупность методов, способов, приемов, методик исследования конкретной наукой ее предмета, объекта анализа.
В качестве обшей методологии в психологии выступает диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира, месту психики и психического в нем. Содержание такого подхода: - первичность материи и вторичность сознания; - научное представление о движущих силах развития объективной реальности и психики; - научное представление о единстве внешней, материальной, и внутренней, психической, деятельности; - социальная обусловленность развития психики; - представление о психике как о функции головного мозга, о сознании как о высшем этапе развития психики.
Специальная методология представлена принципами, в соответствии с которыми психология исследует свой предмет. · Принцип детерминизма – причинная обусловленность психических явлений. Психические явления возникают посредством естественных и социальных условий и изменяются в соответствии с этими условиями. Принцип детерминизма требует объяснять изучаемые феномены закономерным взаимодействием доступных эмпирическому изучению факторов. · Принцип системности – объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства. Система – это интегрированная совокупность взаимодействий элементов, предназначенных для выполнения заданной цели. Таким образом, все психические явления взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому их изучение должно проводиться с позиции взаимодействия и взаимного влияния друг на друга. · Принцип развития конкретизирует в психологии для развития психики общий закон диалектики, трактующий развитие как всеобщее свойство материи. Он предполагает, что изменения происходят закономерно, что переходы от общих форм к другим не носят хаотичного характера даже тогда, когда включают элементы случайности и вариативности. Психика может быть понята и объективно объяснена только как продукт развития и только в процессе этого развития. · Принцип единства сознания и деятельности – говорит о том, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство. Сознание развивается и проявляется в деятельности, деятельность является формой активности сознания. В связи с этим принципом рассматривают 2 взаимосвязанных процесса – интериоризацию и экстериоризацию. · Принцип объективности. Важнейшее требование любой науки – объективность исследований, его точность. Научная психология объективно изучает психическую жизнь человека. Способами объективного исследования являются методы, которые позволяют с высокой степенью объективности и достоверности выявить и оценить все объекты психики. Главные из них наблюдение и эксперимент.
Итак, принципы психологии, которые мы обозначили, - это кратко сформулированная теория психологии, отражающая её закономерность, подытоживающая её прошлый опыт, проверенная практикой и временем, ставшая исходным требованием для дальнейших исследований и построений её дальнейших теорий. Принципы психологии не изобретаются, а открываются в уже накопленном опыте.
Частной методологией являются методы психологической науки и методики исследования конкретных психологических явлений. Метод – способ организации работы, направленный на проверку гипотезы и формулирование определённых закономерностей относительно связи психических явлений. Под методикой понимается конкретное воплощение метода, выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры. Например, тестирование – это метод, а конкретный тест – методика.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1910; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |