Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушения мышления и интеллекта




Интеллект. Структура интеллекта.

«Мышление» и «интеллект» - термины, близкие по содержанию, но отражающие два разных аспекта. В обыденном русском языке интеллекту соответствует слово «ум», а мышлению – «обдумывание» или «думанье». Слово «ум» выражает свойства, а «обдумывание» - процесс.

Интеллект – это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

В психологии существует несколько концепций структуры интеллекта, выделяем от 2 до 120 факторов интеллекта.

Структура интеллекта:

1. счетная способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия.

2. вербальная гибкость, т.е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова

3. вербальное восприятие, т.е. способность понимать устную и письменную речь.

4. пространственная ориентация, т.е. способность представить себе различные предметы и формы в пространстве

5. памят ь

6. способность к рассуждению

7. быстрота восприятия, т.е. то, насколько быстро человек может заменить сходство или различие.

 

Нарушения интеллекта

Олигофрения (от греч. Oligophrenia - малоумие) - группа различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям патологических состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве общего недоразвития психики с преобладанием интеллектуальной недостаточности. В первую очередь психологическое недоразвитие проявляется в интеллектуальной недостаточности и характеризуется синдромом относительно стабильного, не прогрессирующего слабоумия.

Наиболее распространенным является подразделение олигофрении по степени интеллектуального дефекта. Выделяют 3 степени глубины умственной отсталости: дебильность, имбецильность и идиотия.

Дебильност ь - лёгкая степень умственной отсталости (интеллектуальный коэффициент IQ составляет 50-70), характеризующаяся достаточным развитием обиходной речи, способностью к усвоению специальных программ, основанных на конкретно-наглядном обучении, которое проводится в более медленном темпе, а также способностью к овладению несложными трудовыми и профессиональными навыками, относительной адекватностью и самостоятельностью поведения в привычной обстановке.

Имбецильность – средняя степень умственной отсталости (IQ 20-49)- отличается выраженной конкретностью и ситуационным характером мышления, неспособностью к формированию отвлечённых понятий, недостаточным развитием речи с аграмматизмами и косноязычием, общей моторной недостаточностью. Имбецилы не могут обучаться по программам вспомогательных школ для умственно отсталых. Вместе с тем им доступны навыки самообслуживания, а нередко и элементарные трудовые навыки. В МКБ -10 Имбецильность подразделяется на умственную отсталость средней степени и резкую умственную отсталость.

Идиотия - самая глубокая степень психологического недоразвития (IQ <20), при которой мышление и речь почти не развиты, восприятие слабо дифференцированно, реакции на внешними раздражители резко снижены и часто неадекватны; эмоции ограничены чувствами удовольствия и неудовольствия; любая осмысленная деятельность, включая навыки самообслуживания, недоступна. Многие больные не могут самостоятельно ходить и стоять. В большинстве случаев имеют место выраженные неврологические нарушения и соматические аномалии. Жизнь таких больных, нуждающихся в постоянном уходе и надзоре, происходит на уровне инстинкта.

При всём разнообразие клинических проявлений различных форм олигофрении общими чертами в них является: 1) наличие тотального недоразвития психики, включая недоразвитие познавательных способностей и личности в целом и 2) ведущая роль в структуре психического дефекта принадлежит недостаточности высших сторон познавательной деятельности при относительно удовлетворённом уровне развития эволюционно более древних компонентов.

 

Деменция – слабоумие как следствие атрофии ВПФ из-за отсутствия упражнения, эмоционального подкрепления, в результате воздействия постоянных повреждающих факторов. В зависимости от характера повреждения и дегенерирующих факторов различают деменцию:

- сенильную (старческую)

- алкогольную

- эпилептическую

- посттравматическую и др.

Нарушения мышления.

Выделяется три вида патологии мышления:

  1. Нарушение операциональной стороны мышления.
  2. Нарушение динамики мышления.
  3. Нарушение личностного компонента мышления.

 

Нарушение операциональной стороны мышления

При всем многообразии нарушения операциональной стороны мышления можно свести к двум крайним вариантам:

1) снижение уровня обобщения;

2) искажение процесса обобщения.

При снижении уровня обобщения в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях. Вместо выделения обобщенных признаков больные используют конкретно-ситуационные сочетания, у них отмечаются трудности абстрагирования от конкретных деталей (например, общее между диваном и книгой в том, что "на диване можно читать"). Подобные нарушения могут быть в легкой, умеренно выраженной и выраженной степенях. Эти нарушения встречаются при олигофрении, тяжелых формах энцефалита, а также при органических поражениях головного мозга другого генеза с деменцией.

Однако говорить о снижении уровня обобщения можно в том случае, если этот уровень был у человека ранее, а затем снизился, что и происходит с больными эпилепсией, органическими поражениями ЦНС, последствиями травм головного мозга. У больных же олигофренией отмечается недоразвитие понятийного, абстрактного мышления, а именно процессов обобщения и отвлечения.

При искажении процесса обобщения больные руководствуются чрезмерно обобщенными признаками, неадекватными реальным отношениям между предметами. Отмечается преобладание формальных, случайных ассоциаций, уход от содержательной стороны задачи. Эти больные устанавливают чисто формальные, словесные связи, реальное же различие и сходство не служит для них контролем и проверкой их суждений. Например, сходство между ботинком и карандашом для них в том, что "они оставляют следы". Подобные нарушения мышления встречаются у больных шизофренией.

 

Нарушение динамики мыслительной деятельности

В психиатрической практике можно выделить два часто встречающихся нарушения динамики мышления: лабильность мышления и инертность мышления.

Лабильность мышления заключается в неустойчивости способа выполнения задания. Уровень обобщения у больных соответствует образованию и жизненному опыту. Испытуемым доступны обобщение, сравнение, понимание условного смысла, перенос. Однако наряду с правильно обобщенными решениями отмечаются решения на основе актуализации слабых, случайных связей или конкретно-ситуационное объединение предметов, явлений в группу. У больных с проявлениями лабильности мышления повышена так называемая "откликаемость", они начинают реагировать, вплетать в свои рассуждения любой случайный раздражитель из внешней среды, нарушая инструкцию, утрачивая целенаправленность действий, ассоциаций.

Инертность мышления – выраженная тугоподвижность переключения с одного вида деятельности на другой, затрудненность изменения избранного способа своей работы. Инертность связей прошлого опыта, трудности переключения могут привести к снижению уровня обобщения и отвлечения. Испытуемые не справляются с заданиями на опосредование ("пиктограмма", методика Леонтьева, классификация предметов по значимым признакам и т.д.). Подобные нарушения встречаются у больных эпилепсией, а также у больных с последствиями тяжелых травм головного мозга.

 

Нарушение личностного компонента мышления

К этим нарушениям относятся разноплановость суждений, резонерство, нарушение критичности и саморегуляции.

Критичность мышления предполагает сличение получаемых результатов с условиями задачи и предполагаемыми итогами. Больные однако могут актуализировать неадекватные связи и отношения, которые приобретали смысл из-за измененных установок больных шизофренией или в результате трудностей осмысливания содержания предложенных задач для олигофренов. В данном случае можно говорить о некритичности мышления.

Разноплановость – нарушение мышления, заключающееся в том, что суждения больных о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях (например, слон и лыжник – "предметы для зрелищ", лошадь и медведь – животные).

Резонерство – склонность к "бесплодному мудрствованию", тенденция к многоречивым рассуждениям (например, испытуемый сравнивает понятия "птица" и "самолет": "Сходство – крылья. Потому что рожденный ползать летать не может. Человек тоже летает, у него есть крылья. У петуха тоже есть крылья, но он не летает. Он дышит…").

Нарушение саморегуляции – это невозможность целенаправленной организации своих мыслительных действий. При этом испытуемым могут быть доступны сложные обобщения, логические операции, но в результате расплывчатости мышления, его нецеленаправленности выявляется неспособность решения поставленных задач (больные шизофренией). Возможно нарушение саморегуляции у больных эпилепсией в результате ригидности мышления и склонности к чрезмерной обстоятельности и детализации. При этом нарушается "регулятивный аспект целеобразования", а у больных шизофренией "снижена побудительность целей".


ЛД, МПД




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.