Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стресс и фрустрация




 

Понятие стресса одно из основных в изучении вопроса о влиянии психических факторов на жизнедеятельность человека.

 

Стресс (от англ. Stress – давление, напряжение) – этонеспецифический ответ организма на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).

 

Стрессором называют порождающие психическую напряженность неблагоприятные внешние и внутренние воздействия и ситуации. Стрессоры обычно делятся на физиологические и психологические. Физиологические стрессоры – это физическая нагрузка, высокая и низкая температуры, болевые стимулы, затруднение дыхания и так далее. Психологические стрессоры – факторы, действующие своим сигнальным значением, разделяются на информационные (информационная перегрузка, факторы новизны, необычности и внезапности) и эмоциональные (опасность, угроза, утрата, обман, обида и так далее).

 

В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют различные виды стресса, в наиболее общей классификации – физиологический стресс и психологический стресс, который подразделяется на информационный и эмоциональный.

 

Физиологический стресс.

Физиологический стресс связан с определенной перестройкой внутренней среды организма. С этой точки зрения не имеет значения, приятно или неприятно воздействие.

Г.Селье выделяет два стресса: эустресс и дистресс. Эустресс связан с желательным эффектом, а именно с мобилизацией, дистресс – с нежелательным. Дистресс могут вызвать раздражители повышенной интенсивности или возникающие в чрезмерном количестве. Когда уровень испытываемого стресса превышает определенный порог, он начинает оказывать негативное влияние на физическое и психологическое самочувствие. Но избежать стресса невозможно. По мнению Г. Селье, полная свобода от стресса означает смерть.

Стадии стресса:

1. Реакция тревоги. Организм меняет свои характеристики под влиянием стресса. Если стрессор очень сильный, стресс может наступить и на этом этапе.

2. Реакция сопротивления. Действие стрессора совместимо с возможностями организма, организм сопротивляется. Признаки тревоги почти исчезают, уровень сопротивляемости поднимается значительно выше нормального.

3. Реакция истощения. Если стрессор действует длительно, силы организма постепенно истощаются, вновь появляется реакция тревоги, но теперь она необратимая. В данном случае можно говорить о дистрессе.

Психологический стресс.

Психические проявления, которые сопровождают синдром, описанный Г. Селье, называется психологическим стрессом. Сюда входит широкий круг изменений психических проявлений, сопровождающихся выраженными неспецифическими изменениями биохимических, электрофизиологических и других показателей.

Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек, несущий большую ответственность за последствия принимаемых им решений, не справляется с поиском нужного алгоритма, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе.

Эмоциональный стресс возникает в ситуациях, угрожающих физической безопасности человека (войны, преступления, аварии, катастрофы, тяжелые болезни и т.п.), его экономическому благополучию, социальному статусу, межличностным отношениям (потеря работы, средств существования, семейные проблемы и т.п.). Эмоциональный стресс проявляется в двух обличиях. Как кратковременная вспышка эмоций, под внешним проявлением которых скрываются сложные физиологические, биохимические процессы. И как длительное напряжение со сложными изменениями поведения, мышления, взглядов на жизнь и т. п.

Близко по значению к понятию психологического стресса, понятие фрустрации (от лат. Frustratio – обман, тщетное ожидание, расстройство). Это психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению целей. Проявляется в ощущении гнетущего напряжения, тревожности блокируемого поведения и субъективной близости к достижению цели.

 

Признаки стресса.

физиологические: когнитивные эмоциональные поведенческие
- боль - повышенная возбудимость - язва - мигрень - гипертония - артрит - астма. -нарушение внимания -памяти -мышления -речи -невозможность долговременного планирования. - потеря чувства юмора - раздражительность - вспыльчивость - депрессия - апатия - пониженный интерес к собственной личности. - Нарушение пищевого поведения - пристрастие к алкоголю - курению - невозможность продуктивно работать.

§3. Нарушения эмоциональных явлений

Эмоциональные явления могут носить и патологический характер. Этому способствуют различные причины.

Выделяют расстройства настроения:

Депрессия – аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы и общей пассивностью поведения.

Дисфория – понижение настроения с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, повышенной чувствительностью к действиям окружающих, и склонностью к вспышкам агрессии.

Эйфория – повышенно радостное, веселое настроение, состояние благодушия и беспечности, не соответствующее объективным обстоятельствам.

Расстройства чувств и эмоций:

Эмоциональная лабильность – неустойчивость эмоций, характеризуется легкой сменой настроения от грустного к повышенному и наоборот без какого-либо повода.

Эмоциональная амбивалентность – одновременное существование противоположных эмоций, парадоксальность эмоций.

Амбивалентность чувств – несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений к некоторому объекту.

Апатия – болезненное безразличие к событиям внешнего мира, своему состоянию; полная потеря интереса к какой-либо деятельности, даже своему внешнему виду.

 

§4. Воля в норме и патологии

Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т.д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.

 

Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности появилась вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

 

Признаки волевого акта:

  1. Волевой акт всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией.
  2. Для волевого акта характерно наличие продуманного плана осуществления каких-либо действий.
  3. Волевой акт характеризует усиленное внимание к действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения (имеется в виду эмоционального, а не морального удовольствия).

Нарушения волевой сферы:

Гипобулия – понижение волевой активности. Часто сопровождается снижением эмоционального фона.

Абулия – нерешительность, ослабление воли, безволие. Патологическое нарушение психической регуляции действий. Проявляется в неспособности принять решение и осуществить нужное действие, хотя необходимость его осознается.

Гипербулия – чрезмерная активность человека.

Парабулия – извращение волевой деятельности, которые проявляются у человека в странных, иногда нелепых поступках.


СД




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.