КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Научность и доступность обучения
Классификация и характеристика методов обучения Классификация и характеристика принципов обучения Учреждения системы образования для детей с интеллектуальной недостаточностью Принципы построения системы помощи детям с нарушениями интеллекта в РФ. В настоящее время в специальном образовании происходят существенные изменения, раскрывающие новые возможности для приобщения лиц с ограниченными возможностями здоровья к образовательным ценностям, охвату детей системой непрерывного образования. Наиболее сложной категорией детей для включения в образовательное пространство являются дети с отклонениями в развитии. Среди них значительный процент составляют дети с умственной отсталостью, у которых вследствие органического поражения ЦНС нарушен нормальный ход психического развития. История общественного воспитания и обучения аномальных детей в России по существу начинается со второй половины XIX века. До Великой Октябрьской социалистической революции организованным обучением и воспитанием абсолютное большинство детей с отклонениями в развитии охвачено не было. К началу 80-х годов XIX века в России было несколько приютов и частных школ для умственно отсталых детей, в которых воспитывалось, обучалось или призревалось не более двух тысяч воспитанников. Для детей с ограниченными возможностями здоровья создана единая система специальных учебно-воспитательных учреждений с соответствующими учебными планами и программами воспитания, обучения и трудовой подготовки, в основе которой лежат принципы общедоступности, обязательности, всеобщности обучения. Учреждения для детей с ограниченными возможностями обучения, дифференцированные соответственно характеру и глубине дефекта, включены в государственную систему образования, здравоохранения, социальной защиты. Сеть специальных учреждений в России организуется в соответствии с принципом учёта возрастных особенностей аномальных детей. По возрастным данным учреждения делятся на три типа:
Аномальным детям с учётом их возможностей предоставляется конституционное право получить общее и профессиональное образование, участвовать в общественно полезном труде.
В России создана дифференцированная система специальных дошкольных учреждений для умственно отсталых детей. В соответствии с характером дефекта и степенью его выраженности дети воспитываются в специальных учреждениях системы народного образования, Министерства здравоохранения, Министерства социального обеспечения. В дошкольном образовании действуют традиционные формы помощи детям с лёгкой умственной отсталостью – дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида. В системе образования существует сеть специальных детских садов с круглосуточным пребыванием детей, специальные детские дома. В отдельных случаях - открытие дошкольных групп при специальных коррекционных школах – интернатах. Принимаются в дошкольные образовательные учреждения дети с диагнозом «олигофрения в степени дебильности неосложнённой формы» Противопоказания:
Возраст детей – от 4 до 8 лет.
В системе образования традиционная педагогическая помощь детям с нарушением интеллекта реализуется в ДОУ разных видов:
Дети с нарушением интеллекта дошкольного возраста могут получать коррекционную поддержку в следующих учреждениях:
Обучение и воспитание детей в ДОУ компенсирующего вида осуществляется на бюджетной основе (Закон РФ 1992 г. «Об образовании», Постановление Правительства РФ о «Типовом положении дошкольных образовательных учреждений» от 12.09.2008 г. № 666). В ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта:
ДОУ компенсирующего вида решают комплексные, социально значимые задачи, нацеленные на создание условий для коррекции вторичных отклонений в развитии, формирование адекватных способов вхождения детей в социум и оказание психолого-педагогической поддержки.
На сегодняшний день многие дети с нарушением интеллекта оказываются своевременно не включёнными в образовательное пространство (дети с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью), которые также нуждаются в коррекционной поддержке. Трудность организации занятий и объединения детей в группу детского коллектива вызвана следующими обстоятельствами: - дети не подчиняются требованиям взрослых, - не обслуживают себя в быту, - дети имеют сопутствующие психосоматические расстройства. Для такой категории детей оптимальным вариантом коррекционной поддержки являются индивидуальные занятия в группах для детей с умеренной умственной отсталостью (группы кратковременного пребывания).
Особенности состояния здоровья детей, посещающих группы кратковременного пребывания, определяют организационную специфику образовательного процесса, которая заключается в чётком соблюдении рекомендаций лечащего врача ребёнка о частоте и продолжительности педагогических занятий; определении оптимальной дидактической нагрузки. В группах кратковременного пребывания создаются специальные педагогические условия для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми:
Лекция 7. Класификация принципов и методов обучения во вспомогательной школе В специальной коррекционной школе для детей с отклонениями в развитии учебный процесс предполагает дидактическое единство содержания, методов и организационных форм обучения.
Принцип (от лат. слова – principium –основа) – это основное положение, которое распространяется на все явления в той области, из которой он выведен путём обобщения. Под дидактическими принципами понимают основные положения, которыми руководствуются в деле обучения детей и подготовки к активному участию в жизни общества. Дидактические принципы являются универсальными для всех учебных предметов, на всех уровнях педагогической работы. В последовательность изложения дидактических принципов вспомогательной школы целесообразно использовать современную систему, принятую в массовой школе, которая отражает логику развития процесса обучения (задачи, содержание, методы и средства обучения, формы организации и результаты обучения): воспитывающая и развивающая направленность обучения; воспитывающий характер обучения состоит в формировании у учащихся нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе. Это реализуется в содержании учебного материала и в соответствующей организации деятельности учащихся в школе и вне её. Развивающий характер обучения во вспомогательной школе состоит в содействии общему психическому и физическому развитию учащихся. Осуществление развивающего обучения предполагает повышение качества уроков путём включения учащихся в активную учебную деятельность и развития у них познавательной активности и самостоятельности. Принцип научности реализуется при разработке программ и составлении учебников. Несмотря на элементарный уровень знаний, которые необходимо усвоить умственно отсталым школьникам, они должны быть научными, не противоречить объективным научным знаниям. Принцип научности тесно связан с принципом доступности, так как умственно отсталые учащиеся усваивают только тот учебный материал, который им доступен. Принцип доступности предполагает построение обучения умственно отсталых школьников на уровне их реальных возможностей. С одной стороны, предполагается неодинаковая степень усвоения программного материала учащимися, имеющими разные учебные возможности, с другой – определяется необходимость дифференциации их в обучении с целью повышения уровня усвоения программного материала.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |