КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка качества
Главным критерием оценки продукции, работ и услуг во всем мире является качество, определяющее уровень жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Забота передовых государств мира, различных компаний и фирм, всех специалистов о качестве продукции и услуг, следовательно, о качестве жизни народа, считается обязательным условием национальной экономики. При этом общемировой тенденцией на пути совершенствования качества продукции и услуг является ориентация производителей на запросы потребительского рынка. В соответствии с международным стандартом под качеством понимают совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Для оценки качества необходимо сформировать требования к совокупности свойств и характеристик продукции и услуг. Основным источником таких требований являются международные, региональные и национальные стандарты, предусмотренные системой стандартизации. Целью стандартизации при оценке качества является обеспечение соответствия продукции, процесса или услуги своему назначению, унификация для уменьшения многообразия; обеспечение применимости, взаимозаменяемости, совместимости, безопасности, охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты продукции, улучшения экономических показателей. Анализируя цели стандартизации, можно считать, что их реализация обеспечивает повышение качества продукции, а формулировки целей являются основными показателями качества, характеризующими конструктивные свойства продукции, которые закладываются на стадии разработки. Основным показателем качества продукции является ее способность выполнять определенные функции в заданных условиях. При этом важно, чтобы технико-экономические свойства и технологичность обеспечивались при выборе оптимального числа размеров, комплектующих изделий и т. д., чтобы не увеличилось многообразие продукции одного назначения, удовлетворяющей основным потребностям покупателей. Указанное требование называется унификацией продукции. Показатель унификации (изделий, элементов и т. д.) связан с показателем взаимозаменяемости продукции и в существенной степени определяет ее реализацию. Действительно, только при унификации возможно обеспечение пригодности одного изделия (элемента, детали и т. д.) для использования вместо другого в условиях одних и тех же требований. При современном блочном построении различных видов продукции необходимо, чтобы ее блоки и она сама были пригодны к совместному использованию при заданных условиях для выполнения установленных требований. Данный показатель называется совместимостью продукции. Исходя из требований, предъявляемых к продукции при обязательной сертификации, она должна обеспечивать безопасность, охрану здоровья людей, сохранность имущества и охрану окружающей среды. Под безопасностью принято понимать отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью ущерба здоровью людей и сохранности имущества, а также окружающей среде, зависящего не только от технических, но и далеко не технического фактора, такого, как поведение людей. Таким образом, к показателям, характеризующим качество, относится безопасность, предусматривающая охрану здоровья людей и окружающей среды и сохранность имущества. Одним из важнейших комплексных показателей качества продукции является ее защита от воздействия внешних факторов при эксплуатации, транспортировке и хранении. Технико-эксплуатационная группа показателей качества характеризуется показателями назначения продукции и ее свойств. Эта группа характеризует функциональную и эксплуатационную пригодность продукции. Технологическая группа показателей качества имеет целью оценить технологичность конструкции, требования к технологическому оборудованию, его энергоемкости, производительности и т.д. Эргономическая группа показателей качества, определяющая эргономические свойства человека, устанавливается для оптимизации деятельности. Эргономическую группу показателей характеризуют гигиенические, антропометрические, психофизиологические и психологические требования к продукции. Гигиенические показатели качества продукции определяются гигиеническими условиями жизнедеятельности и работоспособности человека при его взаимодействии с продукцией и окружающей средой. Антропометрические показатели качества продукции определяют соответствие продукции антропометрическим свойствам человека. Психофизиологические показатели качества продукции определяют соответствие продукции особенностям функционирования органов чувств человека (порог слуха или зрения и т. п.). Психологические показатели качества продукции определяют соответствие продукции психологическим особенностям человека (особенностям восприятия, памяти, мышления и т. п.). Надежность продукции характеризуется безотказностью, ремонтопригодностью, сохраняемостыо, долговечностью, транспортабельностью. Все указанные свойства имеют определенные статистические и временные количественные показатели, которым должна соответствовать продукция. Эстетическая группа показателей качества предусматривает оценку соответствия продукции современному стилю и моде, колористическое оформление, отделку, силуэт, гармоничность. Рассматривая группу экономических показателей качества, необходимо начинать с оценки эффективности самой системы качества с точки зрения экономических последствий, определяющих влияние качества на прибыль и потери (издержки). В общем виды затрат на качество складываются из производственных и непроизводственных. Производственные затраты включают расходы на проведение испытаний, контроль качества и исследования, направленные на определение соответствия качества продукции заданному уровню; расходы на обнаружение дефектов в процессе производства; кроме того, расходы на покрытие затрат, связанных с рекламациями и возвратом продукции, возмещение ущерба, а также связанных с исками о юридической ответственности. Непроизводственные расходы связаны с проведением сертификационных и других видов испытаний в независимых испытательных органах. Очевидно, что к непроизводственным расходам можно отнести расходы, связанные с проведением маркетинга. Для оценки качества необходимо иметь характеристику услуги, условия обслуживания и методы проверок (контроля) и (или) испытании, позволяющие обеспечить полное и достоверное подтверждение соответствия услуги этим характеристикам. Необходимо также иметь методику контроля за технологическими процессами оказания услуги и оценки мастерства исполнителя с указанием последовательности проверок, другие НД, определяющие качество услуг. Определение приведенных показателей качества продукции и услуг может производиться следующими методами: — органолептическим, основанным на индивидуальной субъективной оценке и использующим систему баллов; — социологическим, основанным на опросе населения по разработанной системе вопросов; — экспертным, основанным на мнении экспертов, учитывающих результаты, полученные другими методами; — техническим, основанным на результатах измерений параметров средствами измерений и на технических расчетах. Органолептический метод находит применение при оценке эстетических и эргономических групп качества. При помощи этого метода может оцениваться товарный вид продукции, ее соответствие современной моде, удобство использования, комфортабельность, колористическое оформление, соответствие современному стилю и силуэту, консистенция, вкус, цвет, запах и т. п. При этом для оценки пользуются системой баллов, выставляемых экспертами. Социологический метод представляет собой систему методических, организационно-технических и методологических процедур, предназначенных для определения сведений об уровне качества продукции и предоставляемых услуг. Достоверность полученной информации зависит от: — выбора методики опроса (анкетирование или интервьюирование), что зависит от характера продукции или услуги, а также от содержания решаемой проблемы; — правильного выбора респондентов, обладающих необходимой информацией и способных правильно понимать вопросы, что обеспечит репрезентативность опроса. Важным элементом является формулировка вопросов анкеты, которые могут быть контрольными, функционально-технологическими, вопросами-фильтрами. При правильной формулировке вопросов и последовательности их подбора можно при простейших ответах «да» и «нет» составить мнение о качестве продукции. Технические (экспериментальные) методы основаны на определении количественных значений показателей качества (параметров и характеристик) продукции, осуществляемом в процессах контроля и испытаний, в режимах и при условиях, установленных нормативными документами. При оценке показателей качества продукции возможно их сравнение с лучшими показателями отечественной и импортной продукции. Особый интерес представляют данные, получаемые в процессе эксплуатации. Для обеспечения высоких показателей качества разрабатывается система руководства (управления) качеством, представляющая собой организационную структуру с четким распределением в ней ответственности за выполнение определенных процедур и процессов производства, а также за обеспечение их ресурсами. Система качества предусматривает общее административное руководство качеством, определяющее политику в области качества и цели, ответственность и планирование. Планирование качества охватывает идентификацию и классификацию продукции, а также устанавливает требования к ее показателям и (или) характеристикам. При этом важное значение имеет разработка регламентирующих конкретных мер в области качества продукции или услуги, контракта или проекта, излагаемых в программе качества. Разрабатываются методики, устанавливающие способы осуществления различных видов контроля и испытаний продукции. В соответствии с разработанной программой качества осуществляется проверка, которой могут подвергаться система качества и ее элементы — такие, как процессы, продукция и услуги. Отсюда подобные проверки обычно называют проверкой качества услуги. Проверки качества должны проводиться лицами, которые не несут непосредственной ответственности за проверяемые участки. При этом желательно взаимодействие проверяющих с персоналом проверяемых участков. Одной из целей проверки качества является оценка необходимости улучшающих или корректирующих мероприятий. Следует проводить разграничение между проверкой и «надзором» или «контролем», которые проводятся исключительно с целью управления процессом или приемкой продукции. При этом под надзором за качеством принято понимать постоянное наблюдение за выполнением процедур, методов, условий исполнения, процессов производства продукции и оказания услуг, а также анализ полученных результатов в сравнении с установленными показателями в целях удостоверения того, что требования выполняются. Надзор за качеством может осуществляться заказчиком или от его имени. Система руководства качеством должна удовлетворять двум основным требованиям. Во-первых, производитель должен поддерживать установленный уровень качества с планируемым использованием технических, человеческих и материальных ресурсов при оптимальных затратах. С другой стороны, потребитель должен быть уверен в возможностях производителя поставлять продукцию или предоставлять услуги требуемого качества и поддерживать его достигнутый уровень. Для ответа на вопрос, удовлетворяет ли система указанным требованиям, необходимо производителю и потребителю обратить внимание на проблемы, связанные с риском, издержками и прибылью. Для производителя риски, связанные с производством недоброкачественной продукции или услуг, могут приводить к потере репутации, рынка сбыта, предъявлению рекламаций, претензий, юридической ответственности, нерациональным расходам трудовых и финансовых ресурсов и в результате — к издержкам из-за неудовлетворительного сбыта продукции, конструктивных недостатков и переделок, ремонта, производственных потерь, выполнения гарантийных обязательств в условиях эксплуатации, ведущих в заключение к уменьшению прибыли. Для потребителя риск, связанный с безопасностью и здоровьем людей, неудовлетворенностью качеством продукции и услуг, необходимостью предъявления рекламации и потерей доверия, приводит к издержкам, определяемым неоправданными затратами на приобретение, использование, техническое обслуживание, простои, ремонт, и возможным затратам по изъятию продукции из потребления. Таким образом, эффективная система общего руководства качеством должна удовлетворять требованиям потребителя и защищать интересы производителя. Система качества должна функционировать одновременно со всеми видами деятельности, влияющими на качество продукции и услуги, и взаимодействовать с ними на всех этапах так называемого жизненного цикла продукции до удовлетворения требований и потребностей потребителя. Эти этапы и виды деятельности включают: 1) маркетинг, поиски и изучение рынка; 2) проектирование и (или) разработку технических требований, разработку продукции; 3) материально-техническое снабжение; 4) подготовку и разработку производственных процессов; 5) производство; 6) контроль, проведение испытаний и обследование; 7) установку и хранение; 8) реализацию и распределение продукции; 9) монтаж и эксплуатацию; 10) техническую помощь и обслуживание; 11) послепродажную деятельность; 12) утилизацию после использования. Анализ этапов указанного цикла показывает, что достижение высокого качества продукции возможно только при условии: — высокой квалификации персонала; обеспечения всех этапов современным производственным оборудованием; — использования средств измерения, контроля и испытаний, обеспечивающих заданные точности; — наличия необходимого программного обеспечения, обеспечения прибыли предприятия, гарантирующей его перспективное развитие. Оценка соответствия установленным критериям продукции и услуг требует осуществления измерений самых различных параметров. Таким образом, возникает задача обеспечить единство измерений и достоверность испытаний, решение которой предусматривает и единство методов и средств измерений с соблюдением заданной точности. Сегодня методы статистики соединились с системой поддержки производства и анализом физических причин отклонений в производстве. Опасность отказов сложной автоматики и компьютерных сетей в производстве обусловливает особое внимание, уделяемое подготовке производства и правильному выбору средств измерения, контроля и испытаний. Следовательно, обеспечение и оценка высокого качества продукции и услуг возможны только при совместной деятельности в области стандартизации, метрологии и сертификации.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 965; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |