Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Защита прав потребителей

Переход к новой экономике открыл широкие воз­можности, которые позволили наполнить рынок разно­образными и нередко неизвестными для россиян товара­ми. В этом потоке оказалась и продукция далеко не высо­кого качества.

Сложная ситуация сложилась на рынке алкогольной продукции, в сфере жилищно-коммунальных, транспорт­ных, платных медицинских и других видов услуг. При кон­троле за оборотом алкогольной продукции уровень нару­шений составил не менее 50 %. Наиболее распространен­ными недостатками в коммунальных услугах являются по­стоянные отключения холодной и горячей воды, электро­энергии, низкое давление в тепловодосистемах, вследст­вие чего холодная и горячая вода на верхние этажи не по­ступает.

На потребительском рынке товаров и услуг сегодня ра­ботают сотни тысяч предприятий и предпринимателей. Обеспечить тотальный государственный и общественный контроль за деятельностью которых просто не представляется возможным. Потребовались иные подходы и меха­низмы, способные обеспечить качество и безопасность товаров и услуг, защитить права и интересы потребителя.

Прежде всего нужна законодательная база. В России первый такой законодательный акт — закон «О защите прав потребителей» — был принят в 1992 году. В ходе его практи­ческого применения стали видны принципиальные недо­статки. В январе 1996 года президентом Российской Феде­рации был подписан федеральный закон «О внесении из­менений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Кодекс РСФСР об адми­нистративных правонарушениях, который существенно усилил права потребителей.

Закон установил права потребителей в сфере торгов­ли и обслуживания, определил обязанности изготовите­лей, исполнителей и продавцов в отношении качества и безопасности товаров, достоверной информации, а так­же ответственность за нарушение законных прав и инте­ресов потребителей. Действие закона, помимо сферы торговли, распространяется на платные работы и услуги. В законе четко определены понятия срока службы, срока годности, гарантийного срока. Важной нормой закона является право потребителя на судебную защиту. При этом потребитель освобожден от уплаты государственной пошлины. Судебная защита прав потребителей стала мас­совой практикой. Законом существенно повышен преде­льный размер санкций в отношении его нарушителей. Штраф может быть наложен на изготовителя, исполните­ля, продавца в размере до пяти тысяч минимальных разме­ров оплаты труда, установленных федеральным законом.

Государственная политика в сфере защиты прав потре­бителей, обеспечения качества и безопасности товаров, работ и услуг основывается также на законодательстве о санитарной и ветеринарной безопасности, сертификации и стандартизации, правилах продажи отдельных видов то­варов, правилах бытового и иных видов обслуживания по­требителей.

Основная задача государственных органов — защита потребителей от приобретения ими товаров, работ и услуг низкого качества, опасных для жизни, здоровья и имуще­ства.

Задача общественных объединений — работа с инди­видуальными потребителями, оказание помощи конкретному потребителю в разрешении возникшей у него проб­лемы, накопление фактов нарушений и информирование о них государственных органов в целях пресечения и недо­пущения их повторения.

Задача индивидуального потребителя заключается в том, чтобы он научился самостоятельно и грамотно поль­зоваться предоставленными ему законом правами.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сертификация продукции и услуг | Государственный контроль и надзор за качеством
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.