Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные инновации в социальной работе с молодежью




Социальная защита – функция государства и общества по обеспечению человека потенциальными жизненными благами, в соответствии с его неотъемлемыми и целесообразными, с позиции развития личности, социальными правами – на труд, на социальное и материальное обеспечение семьи, на жизненный уровень, необходимый для поддержания его здоровья и благосостояния и т.д. Следовательно, она определяется как предмет идеологии и социальной политики государства и область его практической деятельности.

Социальная защита населения в широком смысле слова – это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности и социальной группы, совокупность мер, преодолевающих последствия ситуаций риска в жизни граждан, комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения уровня жизни.

Универсальными принципами социальной защиты являются гуманизм и социальная справедливость; системность и комплексность в деятельности субъектов социальной защиты; превентивность в оказании помощи; адресность; адаптивность к социальным изменениям; многосубъектность.

В Конституции Российской Федерации определены пути реализации права граждан на социальную защиту: обязательное пенсионное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты, принятие федеральных законов, гарантирующих осуществление этих прав. Реализация указанных мер позволяет защитить всех членов общества от рисков повседневной жизни. Для этого российское законодательство выделяет подсистемы социального страхования и социального обеспечения, выступающие сферами практической деятельности в системе социальной защиты населения.

Социальное обеспечение – система компенсации населению последствий воздействия социальных рисков, поддерживающая в первую очередь денежные доходы нетрудоспособных граждан. Эта система основана на общих налогах, поступающих в государственный бюджет. Принципы социального обеспечения – это солидарность, равноправие обращения, обязательное участие, ответственность государства за руководство системой, сохранность пособий независимо от места проживания обеспечиваемых лиц. Социальное обеспечение реализуются путем предоставления социальных пособий, включающих социальные выплаты и социальную помощь.

Если в широком смысле основу понятия социальной защиты составляет концепция гарантий, самореализации и прав человека, то в узком ее определение основано на концепции социального риска. Так, система социальной защиты в России в первую очередь направлена на реализацию прав социально уязвимых слоев населения, граждан, находящихся в крайне трудном положении вследствие воздействия социальных рисков. Принципы, по которым она осуществляется – заявительность, т.е. предоставление социальных услуг и других форм помощи гражданам по мере их обращения, и патернализм, т.е. государственная опека по отношению к наименее защищенным слоям населения.

Согласно Федеральным законам «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» 1995 г., «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» 1997 г., «О государственной социальной помощи» 1999 г. (с изменениями и дополнениями), в первоочередном порядке социальной защитой и социальной помощью в России обеспечиваются пожилые одинокие граж-дане и супружеские пары, инвалиды, вынужденные беженцы и переселенцы, безработные, дети-сироты, многодетные семьи, малообеспеченные семьи и т.д. Между тем, происходящие в обществе изменения, зачастую связанные с расширением круга социально-незащищенных лиц, требуют сочетания заявительного принципа с выявлением граждан, нуждающихся в социальной помощи, соответствующими службами.

Понятие социальной помощи является более узким, чем понятие социальной защиты.

Под социальной помощью в специальной литературе понимают систему мер, предпринимаемых обществом и государством с целью противодействия социальным рискам и заботы о человеке, который находится в трудной жизненной ситуации.

Универсальными принципами данной деятельности являются:

экономическая эффективность, определяемая как оптимальное соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование;

общественная целесообразность как оказание помощи лишь тем, кто лишен способности к самообеспечению;

приоритетность государственных начал оказания помощи;

социальная солидарность как перераспределение средств в пользу социально слабой части общества;

индивидуальная социальная ответственность как максимальная активность индивида в целях оказания самопомощи;

всеобщность как равная возможность получения помощи для всех граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;

разграничение полномочий и ответственности между государством и местными органами власти.

С точки зрения субъектов социальной помощи выделяют государственную, благотворительную, конфессиональную, добровольческую, гуманитарную помощь.

Понятие государственной социальной помощи, оказываемой на федеральном уровне, определено законодательно в Федеральном законе «О государственной социальной помощи» 1999 г.

Государственная социальная помощь – это предоставление малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума в данном субъекте Российской Федерации, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. К целям ее оказания относятся: поддержание уровня жизни малоимущих граждан, адресное использование бюджетных средств, усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан, создание необходимых условий для обеспечения доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг, снижение уровня социального неравенства, повышение доходов населения.

В систему социальной помощи входит социальное обслуживание населения. Социальное обслуживание – это составная часть социальной работы, которая предусматривает оказание специализированных социальных услуг, т.е. содействие в осуществлении различного рода функций, связанных с жизнедеятельностью людей в различных подсистемах общества. Социальное обслуживание осуществляется в целях обеспечения социального здоровья, поддержания жизнеобеспечения членов общества и преодоления кризисных ситуаций в их развитии.

По Закону РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» 1995 г., социальное обслуживание представляет собой деятельность по социально-экономической поддержке, по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых, социально-реабилитационных, информационных и других услуг гражданам и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Согласно вышеназванному закону, социальное обслуживание в России строится на принципах доступности социальных услуг, справедливости, приемлемости и законности их предоставления, эффективности и экономичности, солидарности с клиентом. Однако гарантии их соблюдения не всегда четко оговорены в федеральных законах и подзаконных актах. Соответственно, спе-циалисты подчеркивают необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в области социального обслуживания.

В стратегии ГМП в РФ обозначена цель ГМП, которая заключается в развитии и реализации потенциала молодежи. Анализируя данную цель можно отметить, что целью молодежной политики является не просто создание условий для предоставления и реализации гарантий, конституционных прав молодежи, но и реализация потенциала молодежи, который проявляется в активности, мобильности, способности быстро и легко усваивать, презентовать нечто новое. Государство готово брать на себя ответственность за развитие молодежи, при условии использования ее потенциала в интересах самой молодежи и всего общества в целом.

Доктрина ГМП цели молодежной политики определяет следующим образом: оказания влияния на процессы социализации молодежи; создание условий для самореализации молодежи, для включения молодежи в социально-экономическую, политическую жизнь общества; использование инновационного потенциала молодежи для обеспечения стабильного развития государства. Таким образом, цели молодежной политики можно разделить на два блока: с одной стороны регулирование процессов социализации молодежи, с другой стороны использование инновационного потенциала молодежи и включение ее в во все стороны жизнедеятельности общества. Рассматривая первый блок, необходимо отметить, что социализация молодежи имеет некоторые специфические особенности, например, молодежь, является не только пассивным объектом налаживания социальных норм и правил, но и сама активно участвует в созидании новых, что благоприятно сказывается на социальном развитии общества.

Анализируя второй блок целей молодежной политики можно отметит, что молодежная политика также рассчитывает и на инновационный потенциал молодежи, так как именно новаторские идеи молодого поколения зачастую могут способствовать выработке эффективных программ и реализации своевременных мероприятий, направленные на предупреждение и разрешение разного рода социальных противоречий, в том числе и в молодежной среде. Лисовский отмечает, что «целью молодежной политики является создание благоприятных экономических и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни молодежной популяции». Таким образом, цель молодежной политики в данном подходе проектируется на будущее и рассматривается не только как решение конкретных проблем молодежи сейчас, но и создание условий для улучшения качества молодежной популяции в целом.

 

Молодежная политика исходит из того, что молодежь имеет мощный инновационный потенциал. Вместе с тем, при определенных условиях и влиянии политических сил он может носить как конструктивную направленность, так и деструктивную, в ущерб государству и обществу, в том числе и самой молодежи. Мероприятия государственных органов призваны способствовать развитию созидательной, творческой деятельности молодежи, реализации ее инициатив во всех сферах жизнедеятельности при формировании ответственности за сегодняшний день общества и его будущее.

В тоже время следует отметить устойчивые взгляды на молодежь, как социально пассивную, находящуюся в переходном, маргинальном состоянии социальную группу, потребителя социальных услуг, различных видов безвозмездной помощи, поддержки со стороны государства, замкнутую в системе своих внутренних, подчас сугубо экономических, интересов и потребностей.

Государству не всегда удается мобилизовать молодежную инициативу в общественных интересах.

 

Исходя из этого, новые требования к государственной молодежной политике могут быть сформулированы следующим образом:

1. “Инициативу молодых – на благо России”:

содействие и поддержка развития гражданских инициатив молодежи;

стимулирование молодежного самоуправления;

активизация деятельности молодежных и детских общественных объединений.

2. “Диверсификация молодежной политики”:

использование дифференцированного подхода к молодежи по социальным и возрастным группам;

разработка новых технологий работы с молодежью, исходя из социальных и возрастных различий.

3. “Межведомственная кооперация и интеграция”:

определение приоритетности государственной молодежной политики как межотраслевой сферы;

совместное использование материальной базы учреждений различных ведомств;

разработка “молодежных разделов” в целевых и инвестиционных программах всех уровней.

4. “Доступность социальных учреждений”:

интеграция источников финансирования государственной молодежной политики, усиление роли экономических рычагов привлеченных ресурсов;

оснащение учреждений молодежной политики современным оборудованием.

5. “Приближение к интересам молодежи”:

перепрофилирование деятельности молодежных центров с учетом современных потребностей и интересов молодежи;

создание современной инфраструктуры молодежной политики.

6. “Ликвидация упущенной выгоды”:

утверждение принципа долгосрочного инвестирования на затраты в сфере государственной молодежной политики и прогноза возможного объема прибыли.

7. “Создание информационного молодежного пространства”:

интерактивное взаимодействие государства и молодежи в информационных глобальных сетях силами самой молодежи;

создание всероссийского молодежного информационного портала;

общественный договор средств массовой коммуникации по всемерному охвату молодежи информацией.

8. “Диалог с молодежью”:

организация встреч, “круглых столов” с молодежью;

проведение ежегодных фестивалей молодежных инициатив;

стимулирование создания общественных объединений в сфере рабочей, сельской, творческой, служащей в силовых структурах и другой молодежи.

9. “Толерантность взамен агрессии и насилия”:

создание системы уличной социальной работы силами старшей молодежи для налаживания каналов взаимодействия с неформальными субкультурами, коррекции и реабилитации.

Системообразующими факторами новых подходов работы с молодежью выступают:

активность самой молодежи, связанная с расширением потенциальных возможностей в ее социальном становлении;

реализация потребностей каждой возрастной группы молодежи (17-19 лет, 20-24 года, 25-30 лет);

формирование целевых проектов и программ на региональном и федеральном уровнях, подтвержденных нормативной базой, механизмом государственной поддержки, финансовыми средствами.

Основой системы работы с молодежью должна стать социально-педагогическая триада: государство - общество (представленное широким спектром молодежных и детских общественных объединений) – социальные и возрастные группы молодежи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2178; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.