Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология социальной работы с молодежью в образовании




Социальная работа в школе призвана сосредоточить внимание в основном на тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители, применив альтернативные концепции к их устранению. На основе зарубежной практики и исходя из проблематики современной российской школы можно определить следующие ее цели:

— способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества;

— развивать процесс опережающей социализации, имеющий целью ознакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, а также подготовить их к критическому восприятию этих перспектив;

— способствовать развитию личностных и социальных образовательных процессов на стадии обучения и выбора профессии;

— участие в педагогическом разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов.

Чтобы реализовать эти цели, социальные работники в школе

— используют методы анализа, консультирования, лечения и активации, охватывая в своей деятельности как целую группу не только самих учащихся, но и их родителей;

— осуществляют свою деятельность в тесном сотрудничестве с учителями-консультантами, школьными психологами и врачами, консультантами по профессиональной ориентации, одновременно стремясь привлечь к сотрудничеству и тех учителей, которые проявляют понимание и интерес к их социально-педагогической работе;

— оказывают всестороннюю помощь отдельным ученикам и группам учащихся; используя методы групповой педагогики, работают с учительскими коллективами и стремятся воздействовать на позитивное изменение социального поля в школе через родительские комитеты и родительские собрания.

Реализация этих целей означает установление институционной ориентации в школе, т. е. постоянное содействие социального работника школе, для школы и для своих клиентов в рамках школы. Такой подход в зарубежной практике социальной работы иногда подвергается критике со стороны объединений, связанных с деятельностью по организации досуга, работающей с молодежью в группе (общине). Однако, очевидно, речь здесь идет не столько о школе как поле воздействия и вмешательства, сколько о более широкой ситуации школьника.

На основании вышеизложенного может сложиться впечатление, что социальная работа в школе охватывает все, кроме самого учебного процесса. Это происходит, потому что социальная работа не связана последовательно с профессиональной деятельностью педагога и концентрируется на педагогической деятельности только в узком смысле этого слова. С одной стороны, это дает ей возможность оставаться многогранной и свободной от догматических норм деятельности, но, с другой стороны, создает опасность для размывания ее контуров и потери профилирующей основы.

В условиях школы применяются различные смежные подходы, имеющие границы и зоны воздействия, в которых проявляются те или иные воздействия социальной работы. При этом всегда следует учитывать аспекты, где социальная работа должна ослабить свои позиции в пользу других служб.

Социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям и учителям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения. Она выполняет следующие функции:

— выступает поручителем, обеспечивающим социальные гарантии каждому члену школьного коллектива;

— охраняет и защищает личность, ее права, интересы и труд;

— создает условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся;

— оказывает помощь и поддержку нуждающимся учащимся и учителям;

— налаживает взаимоотношения в коллективе, препятствует фактам психического насилия над личностью;

— изучает общественное мнение в школьном коллективе;

— организует социально-психологическую и правовую консультации для учащихся, педагогов, школьной администрации, родителей;

— разрешает конфликтные ситуации между учащимися, школьниками и педагогами, учениками и родителями;

— организует работу школьного телефона доверия;

— способствует здоровому образу жизни коллектива и каждого ее члена.

Основными принципами деятельности социальной службы являются:

— многофункциональность — выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности школьника и педагога;

— объективность —учет как можно большего числа факторов существования и развития школьного коллектива и отдельной личности; выработку непредвзятых рекомендаций; учет возрастных особенностей и наклонностей каждой личности, ее нравственную и моральную позицию;

— коммуникативность — организация системы взаимосвязи с администрацией школы, педагогами, учащимися, родителями, врачами, психологами, юристами, местными и федеральными властями и т.д. для получения разнообразной информации о жизни школьного коллектива, его отдельных частей и личностей с целью свободной ориентации во всех школьных делах и процессах, быстрого нахождения средств квалифицированной помощи;

— интеграция — полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов;

— оперативность — быстрое разрешение или профилактика социальных проблем и противоречий в данном школьном коллективе, у данной личности;

— автономность — социальная служба должна быть независимой от администрации школы, органов управления образованием и других властных структур;

— репрезентативность — представительство во всех социальных группах школьников и учет их интересов;

— адаптация — ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.

Социально-педагогический модуль при школе создается с целью оказания помощи детям и подросткам, испытывающим затруднения в обучении по причинам имеющихся недостатков в развитии интеллекта, эмоционально-волевой сферы, неправильного поведения, неумения наладить общение, неспособности к коммуникации.

Его задачами являются:

— раннее выявление детей, испытывающих затруднения в обучении и воспитании, в социальной и средовой адаптации и определения условий для ослабления и преодоления имеющихся у них недостатков развития;

— оказание помощи педагогам общеобразовательных школ в работе с детьми, имеющими те или иные отклонения в развитии;

— проведение специальной работы с детьми, направленной на коррекцию имеющихся у них недостатков;

— обучение и воспитание детей в условиях, отвечающих их возможностям.

К основным направлениям социально-педагогического модуля относятся:

— социальная, педагогическая и психологическая диагностика детей, обучающихся в территориально близких друг другу школах;

— социально-психологическая поддержка трудного ребенка и его семьи;

— социальный контроль за условиями воспитания детей, имеющих отклонения в развитии, в школе и семье;

— социальная адаптация и психолого-педагогическая реабилитация в семье и школе.

Формы и методы школьной социальной работы:

групповая работа со школьниками вне занятий (включая помощь в выполнении школьных работ и предложений в области досуга);

— предложения по организации занятий (например, игровые уроки, социальные опытные тренинги в процессе занятий

и т.д.);

— соучастие и творческое представление в социальной жизни школы (поездки и экскурсии с участием всего класса, праздники, отдых в загородных лагерях);

— работа с родителями, представление интересов родителей;

— профессиональная подготовка, профессиональная ориентация, помощь в смене профессии;

— консультирование (в особенности, интегративные формы консультаций для школьников, родителей и учителей, консультирование учебных групп, работа с учителями в группах);

— работа с организациями, планирование работы, сотрудничество в вопросах школьной политики);

— супервизия;

— научное обоснование, сопровождение и оценивание.


Интеграция целей и задач социальной работы и современного образования как один из путей достижения социального благополучия
Известно, что главная цель социальной работы — способствовать нормальной жизнедеятельности человека, удовлетворению и гармонизации его социальных потребностей, гармонизации потребностей человека и общества. Что же касается цели современного образования в Российской Федерации, то она сводится к созданию системы образования, удовлетворяющей потребности населения в разнообразных образовательных услугах, с учетом склонностей и способностей, на основе широкого использования местных ресурсов, культурных и исторических традиций. Философы трактуют ее следующим образом: «Сфера образования должна выполнить свою интегративную функцию, способствующую единению и взаймопо--ниманию людей»*. Нередко философы и психологи объясняют сам термин «образование» как процесс поиска и создания человеком своего собственного образа. Педагоги понимают под образованием единство трех процессов: обучение, воспитание и развитие в специально созданных условиях с целью передачи и усвоения социального опыта. А в целом с любой позиции образование рассматривается как главное условие, при котором индивид усваивает социальную традицию, получает возможность обрести субъектность (ответственное отношение к собственной жизни) и самореализовываться в определенной деятельности.

Однако воплотить эту идею на практике пока не удается. Отчужденность и разобщенность субъектов учебно-воспитательного процесса, его абстрактность и отстраненность от реальной жизни, деятельности и личности ученика (учителя), преподавателя (студента) создают дефицит духовности и гуманности, что, в свою очередь, проявляется в формах девиантного и делинквентного поведения подрастающего поколения, жизненной несостоятельности значительной части молодежи. Демотивированные школьники, «несовершеннолетние матери-одиночки; учащиеся и студенты, злоупотребляющие алкоголем, наркотическими и токсическими веществами с целью получения острых ощущений; девочки, занимающиеся проституцией; все увеличивающееся количество подростков с невротическими отклонениями, не имеющих работы и нигде не учащихся; люди, ведущие паразитический образ жизни за счет своих близких; безработные молодые специалисты; асоциальные молодежные объединения и криминальные группировки — вот результат расхождения между идеей и жизнью, словом и делом, последствия отказа от идеалистического начала в человеке, т.е. от общечеловеческих и духовных ценностей. Современная молодежь с трудом' См.: Гёршунский Б.С. Философия образования для XXI века. — М., 1998. интегрируется в социальные структуры. Значительная ее часть связывает личный жизненный успех с материальной стороной жизни и не готова рассматривать его как условие для дальнейшего духовного развития собственной личности. Очевидно постепенное прекращение как преобразовательной функции образования в духовной сфере общественной жизни, так и его прогностической функции, т.е. возможности влиять на процесс формирования общественных идеалов и ценностей. Перечисленные симптомы социального неблагополучия могут быть сняты посредством усиления демократизации и гуманизации в системе образования, более тесной ее связи с жизнью, усиления личной значимости для учащихся содержания изучаемого материала, а также путем привлечения в сферу образования специалистов в области социальной работы.

Современная система образования нуждается в духовно развитых, компетентных личностях, ибо личность воспитывается личностью, духовность вызывается духовностью. И рассматривать образование подрастающего поколения (обучение + воспитание + развитие) как этап подготовки к жизни — значит искусственно сдерживать его личностный рост и процесс становления индивидуальной и социальной субъектности. В современной ситуации общественного развития человеку важно реализовываться в качестве творца собственной судьбы и импровизатора в выборе средств самопознания, самоактуализации, самоосуществления, самопомощи. Но для начала ему необходимо хотя бы научиться преодолевать элементарные бытовые трудности и избавляться от нужды, искать и находить помощь и поддержку социально приемлемыми способами. В учреждениях дошкольного образования, в массовых общеобразовательных школах и вузах пока этому не учат. По-прежнему в почете лишь знания, умения, навыки по изучаемым дисциплинам. Однако образованным сегодня может считаться тот человек, который в состоянии воспринять все, что захочет и что ему покажется нужным, не нарушая при этом прав других людей; который знает, как и откуда извлечь нужные ему знания и каким образом претворить их в четкий план действий. Преследовать примитивную образовательную цель — вооружение подрастающего поколения знаниями, умениями и навыками для последующей взрослой жизни — может позволить себе лишь социальный работник, но и то лишь на начальных этапах взаимодействия с клиентом.

Весь же процесс функционирования специалиста по социальной работе в сфере образования заключается в последовательном проведении человека, испытывающего нужду, через все этапы процесса оказания ему социальной помощи. Этот совместно проделанный путь от нужды к самообеспечению становится для клиента конструктивной частью жизненного опыта. В обязанности воспитателя дошкольного образовательного учреждения, школьного учителя, преподавателя вуза такая деятельность не входит, даже если они и осведомлены о нуждах своих учеников, заниматься разрешением их житейских проблем названные работники сферы образования не обязаны. Следовательно, без интеграции целей и задач образования и социальной работы, а также без координации усилий специалистов обоих социальных институтов вряд ли возможно достижение социального благополучия в России. Социальный работник призван не только выполнить в образовании миссию социального реабилитолога, но и инициировать в нем процесс социальной превенции, обогащая учебно-воспитательные системы образовательных учреждений новейшими социальными технологиями.

Роль и место социального работника в образовании
,Роль и место социального работника в сфере образования целесообразнее определять в зависимости от специфики образовательных учреждений.
" "Деятельность специалиста по социальной работе в учреждениях Системы дошкольного образования зависит, с одной стороны, от возрастных особенностей летр.и-пошкгопкникпв а с другой — от научных представлений о необходимых УСЛОВИЯХ, способствующих благополучному включению ребенка 3—7 лет в систему образования. Поэтому предметом заботы социального работника являются потребности дошкольников и возможности их родителей, особенно в тех случаях, когда поведение ребенка и его учебно-игровая деятельность создают проблему для сверстников и воспитателей или он терпит материальные и социальные лишения. В таких ситуациях социальный работник становится участником кампании по разра-. ботке мер профилактики и устранения симптомов неблагополучия в судьбе ребенка, берет на себя роль посредника и коммуникатора между образовательным учреждением и семьей, ребенком и родителями, ребенком и воспитателями. Это особенно важно, если ребенок часто болеет или не посещает дошкольные учреждения без объяснения причин, неухожен, если известно, что он подвергается в семье жестокому обращению.

Когда проблема выходит за рамки компетенции образовательного учреждения, социальный работник вправе (и должен) обрп-титься в соответствующие полномочные социальные инстанции." В период включения ребенка в систему дошкольного образования чаще всего впервые выявляются его отклонения в развитии — физическом, эмоциональном, познавательном. В таких случаях социальный работник должен организовать помощь своему подопечному, привлекая соответствующих специалистов — медииинд-кТГх работников, психолога, социального педагога, милиционера и т.д., — и таким образом своевременно устранить.симптомы неблагополучия. Это, пожалуй, едва ли не единственный действительно эффективный способ сокращения количества детей «группы риска», имеющих в 3—7-летнем возрасте ряд предпосылок для полу-чения в недалеком будущем диагноза «социальная дезадаптация».

Не должна остаться без внимания социального работника и та категория детей, которую педиатры называют «неорганизованной», т.е. детей, не посещающих детские дошкольные учреждения. В соответствии со ст. 1й, раздела 1 упоминавшегося закона «Оо ооразова-нии» «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте»; «Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образования», социальный работник должен быть осведомлен о степени воспитательного потенциала семьичи своевременно организовать работу с родителями.
Несмотря на то, что деятельность специалиста по социальной работе "в учреждениях дошкольного образования преимуществешш", носит организационно-профилактический характер (выявление детей с симптомами социального неблагополучия — выяснение причин неблагополучия — организация системы адресной социальной помощи детям), ее значение трудно переоценить: эффективно организованная система социальной помощи детям в учреждениях дошкольного образования — условие сокращения числа случаев неблагополучного развития учащихся массовой общеобразовательной""
школы.

Социальная работа в школах обеспечивает учащимся благополучное социальное развитие при получении ими начального, основного общего (1—9 кл.) и среднего (полного) общего образования (10—11 кл.).

Причем следует иметь в виду, что «требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее» (ст. 19, раздел 2 Закона «Об образовании»). Как и во время работы в дошкольных учреждениях, социальный работник, осуществляющий деятельность на последующем образовательном уровне, руководствуется действующим законодатель-ством, стремится удовлетворить потребности учащихся и при этом учитывает возможности их-семей, В данных условиях он превращается в политика и стратега по организации социальной помощи нуждающимся детям и оздоровлению семейной среды. В поле его зрения находятся динамика посещаемости школы учащимися, успеваемоети, материального и социального положения учащихся «группы риска», в первую очередь из малообеспеченных семей, а также их отношения со сверстниками, учителями и родителями, Учителя не ооязаны стремиться устранять причины бедности, девиантного или делинквентного поведения своих учеников, так же как и другие симптомы их социального неблагополучия. Социальный работник, посещая семьи учащихся, зная положение ребенка в школен классе, его нужды и беды, поощряет родителей максимально использовать образовательные возможности школы, например, возможность наладить межличностные отношения в семье с помощью школьного психолога, принять участие в общественной акции, организуемой социальным педагогом, использовать возможности дополнительного образования, если ребенок проявляет особые способности к какому-либо виду деятельности; получить материальную помощь и т.п.

Особую сложность для социального работника могут представлять случаи, когда учащийся относится к категории социально дезадаптированных детей, а его семья имеет низкий воспитательный потенциал, т.е. в ней процветают грубость, аморальное поведение, психические болезни, антисанитария и т.д. В таких ситуациях ни ребенок, ни социальный работник не могут рассчитывать на поддержку семьи и без привлечения специалистов (социального педагога, классного руководителя, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних, нарколога и др.) не обойтись.

В должностные обязанности социального работника, осуществляющего свои функции в условиях массовой общеобразовательной школы, входят также забота о детях, окончательно или временно исключенных из школы; оказание помощи и поддержки родителям при переводе ребенкд в пругое учебное заведение, система образова-ния в котором в большей степени соответствует его особенностям, в частности в тех случаях, когда одаренный ребенок воспитывается в семье, являющейся малообеспеченной по причине многодетности, болезни родителей, отсутствия одного из родителей и т.п.;. защита прав детей, являющихся представителями национальных меньшинств, беженцами или переселенцами; выявление детей, которые незаконно заняты на работе в учебное' время, и решение вопроса об их обучении; поддержка детей, получающих образование вне школы; пресечение случаев жестокого обращения с детьми; содействие детям (в реализации их прав в сфере образования) и родителям (в использовании социальных привилегий, предоставляемых школьникам); организация во внеурочное время сп^ияпьнпй учебы учащихся, т.е. ооучение эффективным методам решения бытовых проблем, а также различных массовых мероприятий — благотворитель-ных ярмарок, аукционов, акций милосердия и др.
Процесс профессионального функционирования специалиста по социальной работе состоит из нескольких этапов: изучение условий жизни учащихся — оформление социальных паспортов — формирование системы адресной социальной помощи нуждающимся в ней школьникам и координация усилий специалистов социальной сферы, причастных к решению проблем детей «группы риска».

Стоит отметить, что подобная деятельность в России осуществляется в основном лишь в школах инновационного типа, где ребенок является ключевой фигурой учебно-воспитательного процесса и родители принимают активное участие в делах учебного заведения. Свою специфику имеет социальная работа в системе начального и среднего профессионального образования. Социальный работник должен учитывать возрастные особенности своих клиентов (как правило, это подростки и молодежь в возрасте п— 1у лет): понимать и принимать их интересы и ценности; поддерживать стремление к самостоятельности, поиску и нахождению себя в сфере труда и что самое главное, должен организовать помощь таким образом, чтобы учащиеся имеливозможность найти социально приемлемые способы зарабатывания"денег на карманные расходы и оплату досуга, чтооы они знали свои права и обязанности и умели пользо-ваться "теми социальными привилегиями, которые соответствуют их положению. При этом работа с семьей учащегося спецшколы, ПТУ, техникума по-прежнему рассматривается как опосредованная помощь подростку. Составление социального паспорта на каждого учащегося учебного заведения, изучение житейских проблем подростков, ориентация в ситуации на рынке труда, налаженная система профессионального взаимодействия со специалистами ряда социальных сфер — вот необходимые условия оказания адресной социальной помощи молодым людям, получающим начальное или среднее профессиональное образование.

Социальная работа в вузах — еще одно из возможных направлений профессионального функционирования социальных работников в области образования.
Организованный в вузе социально-психологический центр, поддерживающий связи с другими учебными заведениями, предприятиями и социальными организациями, может оказать существенную помощь молодым людям, желающим избавиться от нужды и самостоятельно зарабатывать. Социально-психологичес-кий центр может принимать заказы от предприятий и учреждений на проведение каких-либо исследований, выполнение определенных видов работ, предлагать студентам ряд вакантных должностей и рабочих мест в данном вузе и т.д.

В целях помощи студентам, проживающим в общежитиях, испытывающим лишения, унижения и многие другие неудобства, не умеющим воспользоваться своими правами и льготами, социальный работник формирует группу поддержки из студентов-старшекурс-ников. Кроме того, он оказывает помотнь студенческим се
Компетентный в работе со студенческой молодежью специалист расценивает профессиональную коммуникацию, решая вопросы: что может послужить условием, которое позволит студенту проявить самостоятельность в добывании средств для жизни и получения образования социально приемлемыми способами? когда? для кого из его подопечных это может послужить условием? каким образом? Эти вопросы социальный работник должен задавать себе применительно ко всей своей работе, но при функционировании в вузе — обязательно.

В вузах обучаются также молодые люди с ограниченными физическими возможностями, которым сложно занять свое место в сфере: труда, дети-сироты, дети из многодетных семей, студенты, имеющие детей, и многие другие категории социально незащищённой молодежи. Помощь в виде разовых денежных выплат или вещевой гуманитарной поддержки не является выходом из положения. Существенную помощь может оказать социальный работник, информирующий студента о том, куда, к кому, каким образом можТю обратиться, чтобы изменить свое незавидное положе-ние, предложив свои услуги.
О возможностях своих-клиентов социальный работник должен осведомиться при заполнении социального паспорта на каждого из них.

Особого внимания заслуживают студенты, демонстрирующие выдающиеся успехи в учебе, но не имеющие средств к продолжению образования, вынужденные заработать себе на жизнь/ переводиться на заочное или вечернее отделения,, сужающие свои возможности, так как не в состоянии оплатить, например, курс иностранного языка, компьютерной грамотности и др. Они нуждаются в поддержке социального работника и в той помощи, которую он может оказать в соответствии с действующим законодательством.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.