Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Модели теории организаций

Имеются 5 моделей организации: классическая, бюрократическая, неоклассическая, институциональная и системная.

Модель организации определяет структуру и механизмы координации деятельности организации. Основными элементами организационной модели явл. система работ, рабочие группы и процессы, связанные с ними. Фактически модель организации представляет собой суперструктуру, в рамках которой протекает деятельность организации.

I. Классическая модель. Основой этой модели является представление о том, что организация – это лишь результат действий управляющих, которые ее полностью конструируют и владеют ею.

Главное в этой модели – единство командования и четкое распределение обязанностей. Основные средства – планирование, координация, контроль.

Основные черты КМО можно представить след.образом:

  • организационные цели – получение экономических и других заданные результатов, вклад в их достижение.
  • структура и процессы – рационально построенные иерархические структуры, четко регламентированные процессы по выполнению заранее специализированных функций.
  • характер организационного поведения – выполнение предписанных функций, работ, полностью регулируемое рациональное поведение.
  • тип системы управления – механистический, т.е. совокупность элементов формальной структуры (подразделений, функций, должностей и т.д.), взаимодействующих, подобно механизму, для достижения целей.
  • развитие – сознательное, продуманное, заранее обоснованное и спланированное, приспособленное к меняющимся условиям.
  • главные направления совершенствования – рационализация формальных структур, регламентация процессов, планомерная переподготовка или замена кадров.

Основными характеристиками этой модели являются цели и соответствующая им иерархия органов управления и должностей. Где человек рассматривается как исполнитель запрограммированных предписаний, а организация – как набор механических. Более или менее автономных частей, каждая из которых в отдельности может усовершенствоваться для повышения эффективности организации в целом.

Иерархия – это порядок подчинения низших (должностей, структур) высшим. Каждая организация состоит из подразделений, которые делятся на все более мелкие организационные единицы, т.е. имеют иерархическую структуру. В классической теории организации понятию иерархической структуры соответствует «принцип лестницы», предполагающий деление власти и ответственности по вертикали иерархии и распределение обязанностей между подразделениями.

IV производство, снабжение, сбыт  

 

II. Бюрократическая модель. Автором этой модели является М. Вебер. Он исходил из того, что поведение отдельной личности непредсказуемо, не всегда разумно и иногда препятствует эффективной деятельности организации. Поэтому он выбрал в качестве идеальной модели такую форму организации, в которой можно было бы свести к минимуму влияние поведения отдельной личности.

Основными характеристиками этой модели являются:

  • разделение труда на основе функциональной специализации.
  • четкая иерархия власти.
  • система правил, определяющих права и обязанности каждого члена организации.
  • система процедур, определяющих порядок действия во всех ситуациях, возникающих в процессе функционирования организации.
  • отбор и выдвижение работников по их квалификации.

 

Таким образом, классическая и бюрократическая модели рассматривают организацию как чисто формальную, в которой внутренняя жизнь протекает по строго определенной системе правил, предписаний и рекомендаций, обязательных для всех членов организации.

 

III. Неоклассическая модель. Неоклассическая модель строится с учетом возможностей человека, который рассматривается не только как оператор, выполняющий некоторую работу, но и как личность, обладающая определенными социальными интересами.

Основные черты НклМО можно представить след.образом:

  • организационные цели – выживание системы, поддержание равновесия со средой, удовлетворение интересов и потребностей группы и индивидов.
  • структура и процессы – децентрализованные структуры и кооперативные отношения, складывающиеся самопроизвольно под влиянием эволюции и адаптации организаций исходя из потребностей ее членов.
  • характер организационного поведения – действия, вызываемые ценностями, нормами, особенностями групп и личностей, организационной культурой и климатом и трудно поддающиеся регулированию.
  • тип системы управления – органический, т.е. самонастраивающаяся совокупность личностей и групп, функционирующая в условиях слабо регламентируемых отношений.
  • развитие – спонтанно назревающие изменения из-за нарушения баланса между организацией и средой, из-за обострения внутренних проблем.
  • главные направления совершенствования – воздействие на групповые и индивидуальные нормы, убеждения, организационный климат, стимулирование членов организации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Э. Мэйо и Хоторнский эксперимент | V. Системная модель
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.