КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 7. Производственная организация
Производственные организации – это совокупность людей, механизмов, материалов и других ресурсов, интегрированных в единую социальную систему, имеющую цель своей деятельности производство материальных благ. Можно выделить 3 этапа в истории представлений о предприятии (корпорации). 1) Предприятие как машина - в период после промышленной революции. Предприятие тогда считалось собственностью их создателей, владельцев. Основной функцией предприятия как машины представлялось обслуживание их собственников,- а именно, обеспечение их прибылью. Работники предприятия виделись как заменимые винтики машины, у которых не может быть своих целей. Они работали по простым повторяющимся заданиям, как машины. Это было возможно в условиях, когда владелец обладал неограниченной властью; работник был практически беззащитен от увольнения; квалификация, уровень образования и запросов работников был довольно низким. В начале XX века условия работы предприятий стали меняться. Концентрация производства и рост предприятий потребовали привлечения финансовых средств со стороны, что привело к сокращению института единоличных собственников и к появлению акционерных обществ. Выразителем интересов акционеров стало третье лицо - менеджмент. Развитие техники потребовало повышения квалификации работников, они перестали быть такими же заменимыми, как раньше. Возникли сильные профсоюзы, уровень образования и запросов работников возрос. Механицизм не мог быть больше господствующей философией. 2) Предприятие как организм. Это представление окончательно сложилось после второй мировой войны. Предприятие стало существовать само по себе независимо от владельцев со своими целями, главными из которых стали выживание и рост. Прибыль стала не целью, а средством достижения цели. Ответственность взяли на себя менеджеры (вспомните революцию управляющих), главной функцией которых стало внедрение новшеств. Сложность и содержательность труда рабочих возросла наряду с требованиями к образованию. Стали больше уделять внимание социально-психологической мотивации работников, особенно проблеме удовлетворенности трудом. Результатом развития предприятия как организма явились: расширение свободы действий как управляющих, так и рабочих; рост благосостояния работников и их социальной защищенности (в частности от увольнений); вследствие накопления негативного влияния работы предприятий на социальную жизнь и окружающую среду - постановка проблемы социальной ответственности предприятий перед обществом. 3) Предприятие как организация. Представление предприятия как организации на современном этапе предполагает особое определение организации. «Организация есть целенаправленная система, которая является частью одной или более целенаправленных систем и части которой -люди - имеют собственные цели». Это определение отрицает представление о предприятии как о машине и как об организме. В нем проявляется взаимосвязь трех уровней - общества (народного хозяйства), организации и ее работников. У организации формируется три уровня ответственности: за достижение целей управляемой системы (контроль); целей ее работников, т.е. ее элементов; целей надсистемы - народного хозяйства и общества в целом. При этом цели надсистемы стали определяться не только государством, но и общественными организациями - движением зеленых, обществом потребителей и т.д. В этих условиях управление предприятием сильно усложняется, поскольку цели на этих трех уровнях часто противоречат друг другу. Для преодоления этой трудности требуется четкое представление о функциях организации по отношению к надсистеме, к подсистемам (элементам) и, конечно, о ее собственных целях. Производственные организации, несмотря на свое многообразие имеют общие свойства:
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |