Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды речевого общения

Вербальные средства оратора.

Лекция №5.

 

 

В связи с особенностями ситуации общения выделяют следующие виды речевого поведения человека:

1. По положению собеседников в пространстве и во времени различают контактное и дистантное общение. При контактном они видят друг друга, могут опираться на ситуацию общения, использовать мимику, жесты, интонацию. При дистантном об­щении люди разделены в пространстве и времени, собеседник отсутствует в поле зрения (общение в письмах).

2.С точки зрения средств выражения речевого акта (звук, пись­менный знак, жест) общение может быть устным или письмен­ным. Устный текст, производство которого связано с ситуацией общения и подкрепляется «считыванием» жестов, мимики, ин­тонации, позволяет разного рода недомолвки, подчиняясь пра­вилам лексико-грамматического отбора разговорной речи. Пись­менный текст требует обдумывания, а правила отбора языковых средств отражают сложные формы мышления,

3.По степени коммуникативности (наличию или отсутствию собеседника) определяется непосредственное (диалог, полилог, монолог) или опосредованное (перевод, различная аппаратура) общение. Понятие непосредственного общения связано с кон­тактным (обычно это разговор, беседа, доклад и др.). К видам опосредованного общения относят телефонный разговор, пись­мо, теле-, радиопередачу, общение с книгой.

4.По тому, предполагается ли реакция получателя информа­ции или речь однонаправленна, как речь диктора на радио, раз­личают диалогическое и монологическое общение. С точки зрения переменной/постоянной позиции я-говорящего и ты-слушающего диалог представляет собой текст как сумму реплик собе­седников. Он характеризуется относительной краткостью и спе­цифической «простотой» синтаксического строения реплик. Мо­нолог — речь, принадлежащая одному лицу, хотя она может быть адресована нескольким или множеству лиц. И монологиче­ская, и диалогическая речь многожанровы.

5.С точки зрения количества участников различают общение межличностное, групповое и массовое. Количественные отноше­ния один — один приводят к межличностной форме общения, один — несколько — к групповой (разговор, дискуссия, собрание), один — много — к массовой (печать, радио, телевидение, публич­ное выступление и т. п.). Письменная форма — общение художника с обобщенно-массовым адресатом, с будущим читателем.

6.По способу общения выделяются вербальное (словесное) и невербальное (неречевое) общение.

7. По установочной задаче выделяют общение: фатическое (контактоустанавливающее), информационное (нефатическое), воздей­ствующее (убеждающее, внушающее). В подавляющем большинстве общение начинается именно с установления контакта. Цель ини­циатора общения — установить и поддержать контакт различны­ми средствами (взглядом, интонацией). Когда инициатор обще­ния не рассчитывает на ответную реакцию, он ограничивается сообщением информации — это информационный вид общения. Когда ставится задача убедить или переубедить собеседника, об­щение принимает убеждающий характер (дискуссия, полемика, публицистические высказывания). Внушающий вид общения — проповедь, речь гипнотизера. Внушение основывается на полном доверии слушателей к говорящему, его авторитету, на некрити­ческом восприятии информации. Оно обращено в основном к эмо­циональной сфере слушателей, к их чувствам и переживаниям.

8. По своим внешним условиям и соблюдению социальных ролей общение делится на официальное и неофициальное. Значение слова «официальный» (лат. «должностной»): а) правительственный или деловой, б) с соблюдением всех правил, формальностей, в) бесстрастный, сдержанный (тон). Значение слова «неофициальный» - не имеющий официального значения, дружеский.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Чувство неуверенности и страха перед выступлением. Аудиторный шок (сценический страх) | Дыхание и его тренировка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 8674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.