КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды речевого общения
Вербальные средства оратора. Лекция №5.
В связи с особенностями ситуации общения выделяют следующие виды речевого поведения человека: 1. По положению собеседников в пространстве и во времени различают контактное и дистантное общение. При контактном они видят друг друга, могут опираться на ситуацию общения, использовать мимику, жесты, интонацию. При дистантном общении люди разделены в пространстве и времени, собеседник отсутствует в поле зрения (общение в письмах). 2.С точки зрения средств выражения речевого акта (звук, письменный знак, жест) общение может быть устным или письменным. Устный текст, производство которого связано с ситуацией общения и подкрепляется «считыванием» жестов, мимики, интонации, позволяет разного рода недомолвки, подчиняясь правилам лексико-грамматического отбора разговорной речи. Письменный текст требует обдумывания, а правила отбора языковых средств отражают сложные формы мышления, 3.По степени коммуникативности (наличию или отсутствию собеседника) определяется непосредственное (диалог, полилог, монолог) или опосредованное (перевод, различная аппаратура) общение. Понятие непосредственного общения связано с контактным (обычно это разговор, беседа, доклад и др.). К видам опосредованного общения относят телефонный разговор, письмо, теле-, радиопередачу, общение с книгой. 4.По тому, предполагается ли реакция получателя информации или речь однонаправленна, как речь диктора на радио, различают диалогическое и монологическое общение. С точки зрения переменной/постоянной позиции я-говорящего и ты-слушающего диалог представляет собой текст как сумму реплик собеседников. Он характеризуется относительной краткостью и специфической «простотой» синтаксического строения реплик. Монолог — речь, принадлежащая одному лицу, хотя она может быть адресована нескольким или множеству лиц. И монологическая, и диалогическая речь многожанровы.
5.С точки зрения количества участников различают общение межличностное, групповое и массовое. Количественные отношения один — один приводят к межличностной форме общения, один — несколько — к групповой (разговор, дискуссия, собрание), один — много — к массовой (печать, радио, телевидение, публичное выступление и т. п.). Письменная форма — общение художника с обобщенно-массовым адресатом, с будущим читателем. 6.По способу общения выделяются вербальное (словесное) и невербальное (неречевое) общение. 7. По установочной задаче выделяют общение: фатическое (контактоустанавливающее), информационное (нефатическое), воздействующее (убеждающее, внушающее). В подавляющем большинстве общение начинается именно с установления контакта. Цель инициатора общения — установить и поддержать контакт различными средствами (взглядом, интонацией). Когда инициатор общения не рассчитывает на ответную реакцию, он ограничивается сообщением информации — это информационный вид общения. Когда ставится задача убедить или переубедить собеседника, общение принимает убеждающий характер (дискуссия, полемика, публицистические высказывания). Внушающий вид общения — проповедь, речь гипнотизера. Внушение основывается на полном доверии слушателей к говорящему, его авторитету, на некритическом восприятии информации. Оно обращено в основном к эмоциональной сфере слушателей, к их чувствам и переживаниям. 8. По своим внешним условиям и соблюдению социальных ролей общение делится на официальное и неофициальное. Значение слова «официальный» (лат. «должностной»): а) правительственный или деловой, б) с соблюдением всех правил, формальностей, в) бесстрастный, сдержанный (тон). Значение слова «неофициальный» - не имеющий официального значения, дружеский.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 8674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |