Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г. Подбор материалов

Следующий этап подготовки публичного выступле­ния — подбор материалов для ораторской речи. В периодической литературе определены основные источники, из которых можно черпать новые идеи, интерес­ные сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи. К ним относятся:

— официальные документы;

— научная, научно-популярная литература;

— справочная литература: энциклопедии, энцикло­педические словари, словари по различным отраслям знаний, лингвистические словари (толковые, иностран­ных слов, орфоэпические, орфографические, синони­мов и др.), статистические сборники, ежегодники по различным вопросам, таблицы, библиографические указатели;

— художественная литература;

— статьи из газет и журналов;

— передачи радио и телевидения;

— результаты социологических опросов;

— собственные знания и опыт;

— личные контакты, беседы, интервью;

— размышления и наблюдения.

Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

При подготовке к выступлению нельзя забывать и о так называемом местном, материале, т. е. имеющем отношение к жизни слушателей или того коллектива, региона, о котором идет речь. Такой материал оживля­ет выступление, привлекает к нему внимание слушате­лей, вызывает у них интерес к выступлению:

Подбор материалов для ораторской речи требует определенного времени, поэтому подготовку к выступ­лению по возможности надо начинать заранее.

Чем выше профессионализм и культура выступаю­щего, тем меньше времени нужно тратить на подго­товку конкретного выступления. Неопытным нужно больше времени, чем «зубрам».

Многие неопытные ораторы грешат тем, что ос­тавляют мало времени на подготовку речи. К таким людям относятся слова Гете: «Сущность дилетанта в том, что он недооценивает трудности дела».

Есть важная закономерность, связанная с продол­жительностью выступления: чем короче выступление, тем больше времени должно тратиться на его подготовку.

Конечно, речь идет не о выступлении-реплике, а об ответственной речи, когда за 3-7 минут необходимо убедить аудиторию. Чтобы найти те слова, аргументы, которые в кратчайший срок убедят слушателей, нужно проделать огромную аналитическую работу, отобрать самое главное, выстроить доводы в необхо­димой последовательности, продумать психологичес­кие моменты.

Опытные ораторы хорошо знают, как сложно выступать, когда укорочен регламент. Когда одного из них спросили, сколько он готовится к выступле­нию, тот ответил: «Это зависит от регламента: если 10 минут - неделю, если двадцать минут - два дня; а если два часа - то хоть сейчас готов».

В военном деле известно, что для успешности наступления одним из необходимых условий является троекратное превосходство в силе над противником.

Аналогичное положение и при публичном выступ­лении. Оратор должен в 2-3 раза больше слушате­лей знать о предмете своей речи. Конечно, далеко не все выступающие, особенно по общественным проблемам, отвечают этому условию. Поэтому и убеди­тельность большинства из них невысока.

Так что указанное превосходство в знаниях сле­дует постараться обеспечить. Например, за счет под­готовки непосредственно перед выступлением.

В современном динамичном мире информация стремительно обновляется и, чтобы быть эрудирован­нее других, необходимо очень много читать. Време­ни же для чтения катастрофически не хватает.

Четыре способа решения вопроса:

1. Освоить скорочтение.

2. Эффективнее использовать время чтения.

3. Освоить систему рационального расходования времени.

4. Использовать метод Авраама Линкольна.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В. Формулировка цели | Д. Отработка навыков
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1130; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.