Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Е. Изучение отобранной литературы

Важнейший этап подготовки ораторской речи — изучение отобранной литературы. Оратору необходимо выбрать из литературы то, что можно будет использо­вать в речи, т. е. прочитать соответствующие разделы, сделать нужные записи, систематизироватъ материал и т. д.

Работая с книгой, следует прежде всего определен­ным образом настроить себя, дать себе соответствую­щую установку. Это особенно необходимо во время подготовки к лекции и докладу. Какой может быть установка во время чтения? Самой различной. Оратор может поставить перед собой задачу изучить по книге тот или иной вопрос, который предстоит освещать в выступлении; критически проанализировать содержа­ние книги; проверить, совпадает ли его оценка какой-то проблемы с мнением автора, других авторитетных лиц; выбрать для выступления наиболее яркие факты, примеры, интересные положения и т. д. Подобные ус­тановки помогут оратору более целенаправленно рабо­тать с книгой и прежде всего, определить вид чте­ния: сплошное, выборочное, комбинированное. При сплошном чтении книга прочитывается полностью, от начала до конца, без каких-либо пропусков. Иногда для разрабатываемой темы достаточно изучить не всю книгу, а лишь отдельные ее разделы, главы, парагра­фы. Такое чтение называется выборочным. Ком­бинированное чтение — это сплошное чтение од­них частей и выборочное других.

Работу над книгой советуют начинать с предва­рительного знакомства с ней. Что это значит? Скачала читается титульный лист книги. На нем напе­чатаны название книги, которое дает представление о ее содержании; фамилия автора. Нередко на титульном листе указывается классификационная характеристика книги (учебник, учебное пособие, справочное пособие, словарь-справочник, роман, повесть и др.), позволяю­щая определить ее назначение. Обратите внимание и на год издания книги. Так, если вы будете читать научно-популярную брошюру, выпущенную в 50-х го­дах, то надо иметь в виду, что приведенные в ней сведения, могут устареть, поэтому требуется ознакомиться и с новой литературой по интересующему вас во­просу.

На титульном листе указывается также наименова­ние издательства и место издания книги. Но на этом не заканчивается предварительное знакомство с кни­гой. Следует просмотреть оглавление книги, дающее представление об основных вопросах, которые в ней затрагиваются, обратить внимание на рисунки, схемы, таблицы.

Ознакомиться с книгой помогает и аннотация, ко­торая помещена на обороте титульного листа или в конце книги. В ней кратко рассказывается о содержа­нии книги, говорится о ее назначении, даются сведе­ния об авторе и т. п.

Если в книге есть предисловие и послесловие, ре­комендуется прочитать их. В предисловии рассказыва­ется история написания книги, передается ее краткое содержание, характеризуются основные проблемы. В послесловии автор подводит итоги изложенного, крат­ко формулирует или повторяет главные положения работы.

Таким образом, первичный просмотр отобранных книг является очень важным моментом в подготовке выступления. Он позволяет определить, какие из ото­бранных книг больше всего подходят для разрабаты­ваемой темы и какие из них следует изучить более детально. Обратите внимание на мудрое утверждение известного английского философа Ф. Бэкона: «Одни книги можно лишь попробовать, другие — проглотить, и, наконец, немногие нужно разжевать и переварить».

Чтение — это не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. Не случайно работа над книгой стала предметом изучения психологов. Они выработали методику работы с книгой, которая помо­гает лучше осмысливать и усваивать текст прочитанно­го.

Необходимо помнить, что чтение научной, научно-популярной литературы требует настойчивости, упор­ства, усидчивости.

Работать с книгой нужно систематично и последо­вательно, а не урывками, от случая к случаю.

Бесспорно, невозможно предложить рекомендации в равной степени приемлемые для всех. У каждого человека в процессе жизни вырабатываются свои ме­тоды и приемы работы с книгой. Главное, чтобы они были эффективными. Биограф знаменитого француз­ского писателя и философа-просветителя Вольтера вспоминал: «Когда он получал какой-либо новый труд, он имел обыкновение быстро просматривать его, читая лишь несколько строк на каждой странице. Если он заме­чал, что в нем содержится что-либо заслуживающее внимания, он отмечал это место закладкой; кроме этого, он весьма внимательно перечитывал ее, иног­да даже два раза, когда книга казалась интересной и хорошо написанной, и делал на полях заметки. Эта заметки были чрезвычайно любопытны. Вольтер об­ладал поразительной памятью. Сотни раз он говорил мне: «Посмотрите в таком-то сочинении, в таком-то томе, примерно на такой-то странице, нет ли там того-то! — и редко случалось, что он ошибался, хотя и не раскрывал эту книгу лет двенадцать — пятнад­цать».

Чтение литературы по теме выступления, накопление карточек с интересными высказываниями, примерами, цитатами, статистическими данными — трудоемкий этап подготовки публичного выступления, требующий много времени. Но вместе с тем именно этот этап во многом определяет успех будущего выступления: оратор полу­чает и расширяет свои знания, связанные с предметом речи; критически осмысливает материал; выясняет основные проблемы, возникающие при освещении данной темы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Д. Отработка навыков | Этапы подготовки речи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.