КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие, виды, источники к информации в органах внутренних дел
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. Несмотря на различия в функциональных обязанностях сотрудников органов внутренних дел, их труд объединяет и отличает главная особенность – сбор, обработка, анализ и синтез информации, выработка на этой основе различного рода управленческих решений ради достижения целей, поставленных перед системой органов внутренних дел. Информационный характер труда сотрудников органов внутренних дел проявляется в самых различных видах выполняемой ими работы, например, в деятельности оперуполномоченного уголовного розыска или участкового уполномоченного милиции при расследовании преступлений, проверке заявлений граждан, изучении и оценке оперативной обстановки на обслуживаемой территории или участке, планировании работы и т.п. Таким образом, труд большинства сотрудников органов внутренних дел в значительной мере заключается в оперировании осведомительной и управляющей информацией, а его технология есть по сути дела технология анализа и синтеза информации. Информационные потребности органов внутренних дел формируются, прежде всего, в рамках решения задач, определенных ст. 2 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь». Широта этих задач обуславливает и разнообразие необходимой информации. Применительно к деятельности органов внутренних дел в широком смысле под информацией можно понимать сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах. Действительно, так или иначе, подразделения и службы органов внутренних дел работают со сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах. Если же конкретизировать эту совокупность сведений, можно дать следующее определения информации применительно к деятельности органов внутренних дел: Информация в деятельности ОВД - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, характеризующие состояние (1)системы органов внутренних дел,(2)объектов ее внешнего воздействия, и (3)определяющие направление деятельности органов внутренних дел. В самом общем понимании получение информации осуществляется двумя путями: 1. непосредственное отражение сотрудником органов внутренних дел происшедших или происходящих событий, когда он сам получает необходимую информацию; 2. получение информации опосредованно, через определенные источники, в которых сконцентрирована информация. И первое, с чем сталкиваются сотрудники ОВД в процессе использования информации в борьбе с правонарушителями, является вопрос о ее источниках и носителях. Источниками информации, в деятельности органов внутренних дел, являются граждане, организации, а также сотрудники служб и подразделений органов внутренних дел. Носителями информации являются первичные документы, а так же различные установленные регистрационные формы учета информации. Разнообразие информации, используемой в деятельности органов внутренних дел, позволяет говорить нам системе информации внутренних дел. Всю совокупность сведений, составляющих систему информации органов внутренних дел можно разбить на следующие виды: 1. информация, характеризующая установки концептуальной среды (задающая информация); 2. информация, характеризующая географические, социально-экономические и демографические условия, в которых протекает деятельность органов внутренних дел; 3. информация, характеризующая состояние объектов внешнего воздействия системы органов внутренних, дел; 4. информация, характеризующая состояние и результаты деятельности самой системы органов внутренних дел; 5. информация, характеризующая состояние и результаты функционирования взаимодействующих с органами внутренних дел в поддержании правопорядка объектов внешней среды. Информация, характеризующая установки концептуальной среды (задающая информация) определяет цели и задачи органов внутренних дел, задает ограничения в их функционировании, определяет положения об их деятельности. Источники данного вида информации - соответствующие органы власти и управления, наделенные по отношению к органам внутренних дел компетенцией "надведомственности", а также органы внутренних дел вышестоящих уровней управления. Данный вид информации используется сотрудниками органов внутренних дел независимо от направления деятельности, так как его основу составляет правовая информация - тексты правовых актов, входящих в структуру законодательства Республики Беларусь, зафиксированные на бумажных или электронных носителях, а также материалы, подготовленные на их основе. Следует отметить, что на сегодня в органах внутренних дел широко используются автоматизированные информационные системы правовой информации такие как «Эталон», «КонсультантПлюс», «Эксперт». Информация, характеризующая географические, социально-экономические и демографические условия, в которых протекает деятельность органов внутренних дел, определяет состояние правопорядка (как социального явления), а так же характер деятельности системы органов внутренних дел. Источники данного вида информации – администрации районов, статистические и плановые органы, органы образования, культуры, здравоохранения, предприятия, учреждения и т.п. Географические особенности - включают в себя местонахождение обслуживаемой территории (города, района, области) относительно крупных административно-территориальных единиц, наличие пограничных зон, сопредельных с другими государствами, транзитных путей и иные условия. Изучение данной информации обусловлено необходимостью выявления степени влияния ее факторов на состояние и динамику преступности, организацию оперативно-поисковых и профилактических мероприятий по комплексной отработке территории или отдельных объектов. Социально-экономические особенности – включают: - характеристику промышленности, сельского хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания, - численность, национальный, возрастной состав и состояние занятости населения, величину заработной платы и своевременность ее выплаты, уровень материального благополучия граждан, - миграционные процессы, соотношение естественной убыли и рождаемости, - наличие, организованность и состояние активности общественных объединений, - наличие туристических маршрутов, гостиниц, мотелей, кемпингов, общежитий и других мест временного проживания, - количество культурно-просветительских, зрелищных и спортивных организаций, их расположение, порядок работы и доступность для населения, места массового отдыха (парки, сады, скверы, пляжи), наличие учреждений уголовно-исполнительной системы и другое. Демографические особенности – включают в себе: - возрастные особенности проживающего населения, - плотность проживания населения, - наличие на обслуживаемой территории органа внутренних дел национальных диаспор. Информация, характеризующая состояние объектов внешнего воздействия системы органов внутренних дел – сведения о (1)лицах, склонных к совершению правонарушений, подготавливающих, совершающих, совершивших различные правонарушения, без вести пропавших гражданах и иных категориях разыскиваемых лиц, пострадавших; (2)событиях (фактах, обстоятельствах), связанных с правонарушениями; (3)предметах, документах, имуществе, оружии и т.д., тем или иным образом связанных(или могут быть) с преступной деятельностью и ее следами. Источники данного вида информации – правоохранительные органы, судебные органы, прокуратура, комитет по налогам и сборам, административными комиссиями администраций районов и т.д. Данный вид информации является основой информационного обеспечения служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел и концентрируется в различных учетах органов внутренних дел. В качестве примеров такой информации можно назвать такие виды как: - криминалистическая информация - сведения, используемые при доказательстве факта преступления и идентификации лица или группы лиц, совершивших преступление; - судебно-экспертная информация - сведения, используемые при проведении судебных экспертиз для доказательства (или опровержения) факта преступления и вины обвиняемого; - оперативно-розыскная информация - сведения, отражающие ход и результаты проведения оперативно-розыскных мероприятий по установлению и розыску лиц, совершивших уголовно-наказуемые деяния и скрывающихся от правосудия, а также иные сведения и материалы. - профилактическая информация –сведения, отражающие ход и результаты наблюдения за поведением лица, поставленного на учет, воспитательное воздействие, пресечение антиобщественного поведения, устранение условий, способствующих совершению правонарушений, проведение проверки по месту жительства, работы, учебы; - криминологическая информация - данные о преступности и других правонарушениях, эффективности уголовных наказаний. Информационные ресурсы данной категории формируются путем: - производства и документирования информации в ходе правоприменительной и правоохранительной деятельности; - поступления информации от граждан, государственных органов и их должностных лиц, органов общественного самоуправления, частных организаций и других субъектов; - производства криминалистической, судебно-экспертной и иной информации в учреждениях и организациях судебной экспертизы; В целях совершенствования работы с данным видом информации создаются автоматизированные информационные системы, телекоммуникационные сети, автоматизированные рабочие места. В качестве примера можно привести создание единой информационной сети МВД Республики Беларусь и на ее основе единого государственного банка данных о правонарушениях, а так же информационно-поискового сервера информационно-аналитического управления МВД Республики Беларусь. Информация, характеризующая состояние и результаты деятельности самой системы органов внутренних дел – сведения, определяющие процесс внутриорганизационного функционирования системы и эффективность ее деятельности по выполнению функций внешнего управления. Источники данного вида информации - органы внутренних дел, а также органы, осуществляющие проверки органов внутренних дел. Данный вид информации составляют основу информационного обеспечения управления органов внутренних дел. Сюда относятся сведения о: 1. состоянии органов внутренних дел - структурное построение органа внутренних дел; - штатная численность (в целом и по службам), их укомплектованность, качественный состав кадров (образовательный и возрастной ценз, стаж работы в органах внутренних дел вообще и в данной службе в частности), расстановку личного состава и т.д.; - техническая оснащенность органа средствами транспорта, криминалистической и оперативной техникой, компьютерной техникой, обеспечивающей эффективное ведение и использование оперативно-розыскных, оперативно-справочных, криминалистических и профилактических учетов и пр.; 2. деятельности органов внутренних дел: - раскрытии и расследовании преступлений; - работе по общей и индивидуальной профилактике; - розыскной работе; - работе со спецаппаратом; - работе с подучетным элементом; - соблюдении законности; - работе по жалобам и заявлениям граждан; - использовании оперативной и криминалистической техники; - правовой пропаганде и пр. Информация, характеризующая состояние и результаты функционирования взаимодействующих с органами внутренних дел в поддержании правопорядка объектов внешней среды – сведения, отражающие деятельность органов, не входящих в систему органов внутренних дел (органы суда, прокуратуры, таможенные органы; органы юстиции), всевозможных административных комиссий и общественных формирований, которые участвуют в поддержании правопорядка. Источниками данного вида информации - органы юстиции, прокуратуры, общественных формирований, административные комиссии, научно-исследовательские и учебные заведения и пр. Сюда относятся сведения о: - количестве и численности всевозможных общественных формирований, в той или иной мере участвующих в поддержании правопорядка и результатах их общепрофилактической работы, индивидуальной профилактике, охране правопорядка и пр.; - деятельности органов прокуратуры, суда, административных комиссий и др. органов по поддержанию правопорядка, правовой пропаганде и т.п.; - сведения научного и методического характера, которые используются системой органов внутренних дел при организации охраны общественного порядка и борьбе с преступностью. Учитывая значимость информации в организации и осуществлении деятельности органов внутренних дел, к ней предъявляется ряд требования, среди которых можно выделить следующие: - Строгое соответствие информации компетенции подразделений ОВД, а также их месту в организационной структуре ОВД - вся поступающая информация, должна отражать специфику деятельности, быть связанной с содержанием функционирования органа и обеспечивать выполнение поставленных общих задач и функций, а также соответствующих разовых задач. - Оптимальность (необходимость, достаточность) - соответствие объема, содержания и качества информации возможности выполнения поставленных задач. То есть всякая информация должна отражать состояние объектов с необходимой степенью полноты и репрезентативности, чтобы минимальные объемы и виды информации позволили устранить неопределенность субъекта по тому или иному вопросу или решить конкретную задачу. - Объективность - информация должна объективно отражать состояние оперативной обстановки с требуемой в каждом конкретном случае степенью точности. Однако необходимо учитывать, что, как правило, повышение степени полноты, достоверности и точности информации увеличивает время на ее получение (снижается оперативность), а зачастую увеличивается и ее стоимостная оценка (увеличивается количество сотрудников, занятых ее сбором, и пр.). - Своевременность (или требуемая периодичность) подразумевает, что как задержка с поступлением информации в систему, так и преждевременный ее сбор приводят к снижению или потере ее актуальности и, как следствие, к значительному понижению эффективности принимаемых решений. Следовательно, задача сотрудника состоит в том, чтобы, исходя из характера решаемых им задач и выполняемых функций, наиболее правильно установить требуемую периодичность и сроки поступления отдельных видов информации, учитывая при этом необходимую степень полноты и точности содержащихся в них сведений. - Комплексность, систематизированность и прогностический характер информации означают, что сведения должны в минимальном объеме выражать всю совокупность явлений, их взаимообусловленность и взаимосвязь с другими явлениями, относящимися к рассматриваемому вопросу, быть систематизированными и обобщенными по определенным критериям, соответствующему характеру решаемых задач и отражать не только текущее состояние системы и объектов внешней среды, но и перспективы их изменения (эволюции) в будущем.; - Коммуникативность информации - требование к информации, связанное с ее восприятием и усвояемостью. Это означает лаконичность и логичность построения сообщения, его непротиворечивость, однозначное и последовательное изложение, исключающее возможность разночтения. Еще в древности считали, что о том или ином явлении можно достаточно полно судить, если известны ответы на следующие вопросы: кто и что сделал, где, когда и какими средствами, зачем и кто сообщает об этом. Это требование может выполняться унификацией, формализацией и стандартизацией наиболее распространенных в деятельности органов внутренних дел документов. Важность рассмотренных видов информации в деятельности органов внутренних дел во многом обуславливается и тем, что они являются компонентами оперативной обстановки - совокупности взаимосвязанных условий, складывающихся из географического положения территории, находящейся в зоне ответственности ОВД, ее социально-экономических особенностей, состояния общественно-политической активности населения, демографических особенностей, состояния преступности и уровня нарушений общественного порядка, сил и средств ОВД, задействованных в борьбе с преступностью и обеспечении охраны общественного порядка и результативности их деятельности. Таким образом, эффективность борьбы с преступностью определяется уровнем организации оперативной, следственной, профилактической работы, проводимой органами внутренних дел. В свою очередь, результаты этой работы зависят от качества информационной поддержки, поскольку основные усилия практических работников в расследовании, раскрытии и предотвращении преступлений так или иначе связаны с получением необходимой информации, именно эти функции и призваны обеспечить система информационного обеспечения органов внутренних дел, которая поддерживает в настоящее время значительный объем информации.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 29666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |