Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, виды, источники к информации в органах внутренних дел




КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.

Несмотря на различия в функциональных обязанностях сотрудников органов внутренних дел, их труд объединяет и отличает главная особенность – сбор, обработка, анализ и синтез информации, выработка на этой основе различного рода управленческих решений ради достижения целей, поставленных перед системой органов внутренних дел. Информационный характер труда сотрудников органов внутренних дел проявляется в самых различных видах выполняемой ими работы, например, в деятельности оперуполномоченного уголовного розыска или участкового уполномоченного милиции при расследовании преступлений, проверке заявлений граждан, изучении и оценке оперативной обстановки на обслуживаемой территории или участке, планировании работы и т.п. Таким образом, труд большинства сотрудников органов внутренних дел в значительной мере заключается в оперировании осведомительной и управляющей информацией, а его технология есть по сути дела технология анализа и синтеза информации.

Информационные потребности органов внутренних дел формируются, прежде всего, в рамках решения задач, определенных ст. 2 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь». Широта этих задач обуславливает и разнообразие необходимой информации.

Применительно к деятельности органов внутренних дел в широком смысле под информацией можно понимать сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах. Действительно, так или иначе, подразделения и службы органов внутренних дел работают со сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах. Если же конкретизировать эту совокупность сведений, можно дать следующее определения информации применительно к деятельности органов внутренних дел:

Информация в деятельности ОВД - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, характеризующие состояние (1)системы органов внутренних дел,(2)объектов ее внешнего воздействия, и (3)определяющие направление деятельности органов внутренних дел.

В самом общем понимании получение информации осуществляется двумя путями:

1. непосредственное отражение сотрудником органов внутренних дел происшедших или происходящих событий, когда он сам получает необходимую информацию;

2. получение информации опосредованно, через определенные источники, в которых сконцентрирована информация.

И первое, с чем сталкиваются сотрудники ОВД в процессе использования информации в борьбе с правонарушителями, является вопрос о ее источниках и носителях.

Источниками информации, в деятельности органов внутренних дел, являются граждане, организации, а также сотрудники служб и подразделений органов внутренних дел.

Носителями информации являются первичные документы, а так же различные установленные регистрационные формы учета информации.

Разнообразие информации, используемой в деятельности органов внутренних дел, позволяет говорить нам системе информации внутренних дел.

Всю совокупность сведений, составляющих систему информации органов внутренних дел можно разбить на следующие виды:

1. информация, характеризующая установки концептуальной среды (задающая информация);

2. информация, характеризующая географические, социально-экономические и демографические условия, в которых протекает деятельность органов внутренних дел;

3. информация, характеризующая состояние объектов внешнего воздействия системы органов внутренних, дел;

4. информация, характеризующая состояние и результаты деятельности самой системы органов внутренних дел;

5. информация, характеризующая состояние и результаты функционирования взаимодействующих с органами внутренних дел в поддержании правопорядка объектов внешней среды.

Информация, характеризующая установки концептуальной среды (задающая информация) определяет цели и задачи органов внутренних дел, задает ограничения в их функционировании, определяет положения об их деятельности.

Источники данного вида информации - соответствующие органы власти и управления, наделенные по отношению к органам внутренних дел компетенцией "надведомственности", а также органы внутренних дел вышестоящих уровней управления.

Данный вид информации используется сотрудниками органов внутренних дел независимо от направления деятельности, так как его основу составляет правовая информация - тексты правовых актов, входящих в структуру законодательства Республики Беларусь, зафиксированные на бумажных или электронных носителях, а также материалы, подготовленные на их основе.

Следует отметить, что на сегодня в органах внутренних дел широко используются автоматизированные информационные системы правовой информации такие как «Эталон», «КонсультантПлюс», «Эксперт».

Информация, характеризующая географические, социально-экономические и демографические условия, в которых протекает деятельность органов внутренних дел, определяет состояние правопорядка (как социального явления), а так же характер деятельности системы органов внутренних дел.

Источники данного вида информации – администрации районов, статистические и плановые органы, органы образования, культуры, здравоохранения, предприятия, учреждения и т.п.

Географические особенности - включают в себя местонахождение обслуживаемой территории (города, района, области) относительно крупных административно-территориальных единиц, наличие пограничных зон, сопредельных с другими государствами, транзитных путей и иные условия.

Изучение данной информации обусловлено необходимостью выявления степени влияния ее факторов на состояние и динамику преступности, организацию оперативно-поисковых и профилактических мероприятий по комплексной отработке территории или отдельных объектов.

Социально-экономические особенности – включают:

- характеристику промышленности, сельского хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания,

- численность, национальный, возрастной состав и состояние занятости населения, величину заработной платы и своевременность ее выплаты, уровень материального благополучия граждан,

- миграционные процессы, соотношение естественной убыли и рождаемости,

- наличие, организованность и состояние активности общественных объединений,

- наличие туристических маршрутов, гостиниц, мотелей, кемпингов, общежитий и других мест временного проживания,

- количество культурно-просветительских, зрелищных и спортивных организаций, их расположение, порядок работы и доступность для населения, места массового отдыха (парки, сады, скверы, пляжи), наличие учреждений уголовно-исполнительной системы и другое.

Демографические особенности – включают в себе:

- возрастные особенности проживающего населения,

- плотность проживания населения,

- наличие на обслуживаемой территории органа внутренних дел национальных диаспор.

Информация, характеризующая состояние объектов внешнего воздействия системы органов внутренних дел – сведения о (1)лицах, склонных к совершению правонарушений, подготавливающих, совершающих, совершивших различные правонарушения, без вести пропавших гражданах и иных категориях разыскиваемых лиц, пострадавших; (2)событиях (фактах, обстоятельствах), связанных с правонарушениями; (3)предметах, документах, имуществе, оружии и т.д., тем или иным образом связанных(или могут быть) с преступной деятельностью и ее следами.

Источники данного вида информации – правоохранительные органы, судебные органы, прокуратура, комитет по налогам и сборам, административными комиссиями администраций районов и т.д.

Данный вид информации является основой информационного обеспечения служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел и концентрируется в различных учетах органов внутренних дел.

В качестве примеров такой информации можно назвать такие виды как:

- криминалистическая информация - сведения, используемые при доказательстве факта преступления и идентификации лица или группы лиц, совершивших преступление;

- судебно-экспертная информация - сведения, используемые при проведении судебных экспертиз для доказательства (или опровержения) факта преступления и вины обвиняемого;

- оперативно-розыскная информация - сведения, отражающие ход и результаты проведения оперативно-розыскных мероприятий по установлению и розыску лиц, совершивших уголовно-наказуемые деяния и скрывающихся от правосудия, а также иные сведения и материалы.

- профилактическая информация –сведения, отражающие ход и результаты наблюдения за поведением лица, поставленного на учет, воспитательное воздействие, пресечение антиобщественного поведения, устранение условий, способствующих совершению правонарушений, проведение проверки по месту жительства, работы, учебы;

- криминологическая информация - данные о преступности и других правонарушениях, эффективности уголовных наказаний.

Информационные ресурсы данной категории формируются путем:

- производства и документирования информации в ходе правоприменительной и правоохранительной деятельности;

- поступления информации от граждан, государственных органов и их должностных лиц, органов общественного самоуправления, частных организаций и других субъектов;

- производства криминалистической, судебно-экспертной и иной информации в учреждениях и организациях судебной экспертизы;

В целях совершенствования работы с данным видом информации создаются автоматизированные информационные системы, телекоммуникационные сети, автоматизированные рабочие места. В качестве примера можно привести создание единой информационной сети МВД Республики Беларусь и на ее основе единого государственного банка данных о правонарушениях, а так же информационно-поискового сервера информационно-аналитического управления МВД Республики Беларусь.

Информация, характеризующая состояние и результаты деятельности самой системы органов внутренних дел – сведения, определяющие процесс внутриорганизационного функционирования системы и эффективность ее деятельности по выполнению функ­ций внешнего управления.

Источники данного вида информации - органы внутренних дел, а также органы, осуществляющие проверки органов внутренних дел.

Данный вид информации составляют основу информационного обеспечения управления органов внутренних дел.

Сюда относятся сведения о:

1. состоянии органов внутренних дел

- структурное построение органа внутренних дел;

- штатная численность (в целом и по службам), их укомплектованность, качественный состав кадров (образовательный и возрастной ценз, стаж рабо­ты в органах внутренних дел вообще и в данной службе в частности), расста­новку личного состава и т.д.;

- техническая оснащенность органа средствами транспорта, криминалистической и оперативной техникой, компьютерной техникой, обеспечивающей эффективное ведение и использование оперативно-розыскных, оперативно-справочных, криминалистических и профилактических учетов и пр.;

2. деятельности органов внутренних дел:

- раскрытии и расследовании преступлений;

- работе по общей и индивидуальной профилактике;

- розыскной работе;

- работе со спецаппаратом;

- работе с подучетным элементом;

- соблюдении законности;

- работе по жалобам и заявлениям граждан;

- использовании оперативной и криминалистической техники;

- правовой пропаганде и пр.

Информация, характеризующая состояние и результаты функционирования взаимодействующих с органами внутренних дел в поддержании правопорядка объектов внешней среды – сведения, отражающие деятельность органов, не входящих в систему органов внутренних дел (органы суда, прокуратуры, таможенные органы; органы юстиции), всевозможных административных комиссий и общественных формирований, которые участвуют в поддержании правопорядка.

Источниками данного вида информации - органы юстиции, прокуратуры, общественных формирований, административные комиссии, научно-исследовательские и учебные заведения и пр.

Сюда относятся сведения о:

- количестве и численности всевозможных общественных формирований, в той или иной мере участвующих в поддержании правопорядка и результатах их общепрофилактической работы, индивидуальной профилактике, охране правопорядка и пр.;

- деятельности органов прокуратуры, суда, административных комиссий и др. органов по поддержанию правопорядка, правовой пропаганде и т.п.;

- сведения научного и методического характера, которые используются системой органов внутренних дел при организации охраны общественного порядка и борьбе с преступностью.

Учитывая значимость информации в организации и осуществлении деятельности органов внутренних дел, к ней предъявляется ряд требования, среди которых можно выделить следующие:

- Строгое соответствие информации компетенции подразделений ОВД, а также их месту в организационной структуре ОВД - вся поступающая информация, должна отражать специфику деятельности, быть связанной с содержанием функционирования органа и обеспечивать выполнение поставленных общих задач и функций, а также соответствующих разовых задач.

- Оптимальность (необходимость, достаточность) - соответствие объема, содержания и качества информации возможности выполнения поставленных задач. То есть всякая информация должна отражать состояние объектов с необходимой степенью полноты и репрезентативности, чтобы минимальные объемы и виды информации позволили устранить неопределенность субъекта по тому или иному вопросу или решить конкретную задачу.

- Объективность - информация должна объективно отражать состояние оперативной обстановки с требуемой в каждом конкретном случае степенью точности. Однако необходимо учитывать, что, как правило, повышение степени полноты, достоверности и точности информации увеличивает время на ее получение (снижается оперативность), а зачастую увеличивается и ее стоимостная оценка (увеличивается количество сотрудников, занятых ее сбором, и пр.).

- Своевременность (или требуемая периодичность) подразумевает, что как задержка с поступлением информации в систему, так и преждевременный ее сбор приводят к снижению или потере ее актуальности и, как следствие, к значительному понижению эффективности принимаемых решений. Следовательно, задача сотрудника состоит в том, чтобы, исходя из характера решаемых им задач и выполняемых функций, наиболее правильно установить требуемую периодичность и сроки поступления отдельных видов информации, учитывая при этом необходимую степень полноты и точности содержащихся в них сведений.

- Комплексность, систематизированность и прогностический характер информации означают, что сведения должны в минимальном объеме выражать всю совокупность явлений, их взаимообусловленность и взаимосвязь с другими явлениями, относящимися к рассматриваемому вопросу, быть систематизированными и обобщенными по определенным критериям, соответствующему характеру решаемых задач и отражать не только текущее состояние системы и объектов внешней среды, но и перспективы их изменения (эволюции) в будущем.;

- Коммуникативность информации - требование к информации, связанное с ее восприятием и усвояемостью. Это означает лаконичность и логичность построения сообщения, его непротиворечивость, однозначное и последовательное изложение, исключающее возможность разночтения. Еще в древности считали, что о том или ином явлении можно достаточно полно судить, если известны ответы на следующие вопросы: кто и что сделал, где, когда и какими средствами, зачем и кто сообщает об этом. Это требование может выполняться унификацией, формализацией и стандарти­зацией наиболее распространенных в деятельности органов внутренних дел докумен­тов.

Важность рассмотренных видов информации в деятельности органов внутренних дел во многом обуславливается и тем, что они являются компонентами оперативной обстановки - совокупности взаимосвязанных условий, складывающихся из географического положения территории, находящейся в зоне ответственности ОВД, ее социально-экономических особенностей, состояния общественно-политической активности населения, демографических особенностей, состояния преступности и уровня нарушений общественного порядка, сил и средств ОВД, задействованных в борьбе с преступностью и обеспечении охраны общественного порядка и результативности их деятельности.

Таким образом, эффективность борьбы с преступностью определяется уровнем организации оперативной, следственной, профилактической работы, проводимой органами внутренних дел. В свою очередь, результаты этой работы зависят от качества информационной поддержки, поскольку основные усилия практических работников в расследовании, раскрытии и предотвращении преступлений так или иначе связаны с получением необходимой информации, именно эти функции и призваны обеспечить система информационного обеспечения органов внутренних дел, которая поддерживает в настоящее время значительный объем информации.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 29666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.