Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема №7: Ответственность за нарушение налогового законодательства

 

1. Понятие и принципы правовой ответственности за нарушение налогового законодательства.

Обязанность по уплате налогов и иных обязательных платежей, возложенная на плательщиков налоговым зак-вом обеспечивается мерами гос. принуждения: правостановительными и карательными. Правовостановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиками их обязанностей по уплате налогов, а также возмещение ущерба, нанесенного просрочкой или неполной их уплатой (пеня).

Карательные меры возлагают на плательщика дополнительные выплаты в качестве наказания за сокрытие или занижение налоговой базы, предусматривают штраф для ИП в размере 40% от неуплаченной суммы, но не менее двух базовых величин, для ЮЛ не менее 10 базовых величин (п. 1—7 указа № 36).

Правовая ответственность за нарушение налогового зак-ва — это система принудительных мер воздействия, применяемых к нарушителям налогового зак-ва в установленных случаях и порядке.

Существует 3 вида правовой ответственности за нарушение налогового зак-ва: финансовая, административная, уголовная.

Можно выделить ряд требований конституционного характера при установлении мер ответственности за нарушение налогового зак-ва:

1) определенность наказуемых деяний;

2) дифференцированный подход к установлению санкций;

3) соразмерность санкций размеру причиненного вреда;

4) однократность применения мер ответственности за совершение правонарушений.

Данные требования реализуются в следующих принципах:

1) законности — ответственность устанавливается, применяется и осуществляется в строгом соответствии с нормами закона;

2) обоснованности юридической ответственности — означает, что необходимо всестороннее, полное и объективное рассмотрение обстоятельств правонарушения и установления мер ответственности за него;

3) целесообразности — соответствие избираемой в отношении правонарушителя меры воздействия цели правовой ответственности;

4) принцип неотвратимости наказания — требует, чтобы ни одно правонарушение не оставалось без соответствующей правовой ответственности правонарушителя;

5) справедливости наказания — предполагает дифференцированный подход к установлению санкций с учетом характера правонарушения и его общественной опасности.

 

2. Налоговое правонарушение как основание применения мер юридической ответственности.

Основанием для привлечения СХ к ответственности за нарушения налогового зак-ва является совершенствование налогового правонарушения, которое представляет собой противоправное виновное деяние (действие или бездействие), повлекшее за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком норм НП, за которое зак-вом предусмотрены меры ответственности.

Налоговые правонарушения характеризуются следующими признаками:

1) противоправность — действия правонарушителя нарушают нормы НП;

2) виновность — субъект совершил правонарушение умышленно или по неосторожности;

3) налоговое правонарушение носит антиобщественный характер, т. к. оно причиняет вред государству и обществу. Критерием разграничения налогового правонарушения и преступления является размер имущественного вреда;

4) наказуемость деяния предусматривает применение мер ответственности к нарушителям налогового зак-ва, содержащихся в различных нормативных правовых актах.

Для привлечения лица к ответственности недостаточно только признаков налогового правонарушения, а необходимо наличие состава правонарушения.

Элементы состава налогового правонарушения:

а) объект — это налоговые правоотношения, включающие в себя финансовые интересы гос-ва по обеспечению доходной части бюджета;

б) объективная сторона налогового правонарушения — это непосредственное действие или бездействие, направленное на нарушение норм НП;

в) субъект налогового правонарушения — это лицо, удовлетворяющее признакам установленным законом;

г) субъективная сторона — псих. отношение субъекта к противоправным деяниям и их последствиям, которые проявляются в форме умысла или неосторожности.

Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и иные сборы.

 

3. Виды юридической ответственности за нарушение налогового законодательства.

Финансовая ответственность находится в стадии формирования, поэтому в зак. его опред. нет.

Финансовая ответственность — это мера гос. принуждения, выражающаяся в денежной форме, применяемая уполномоченными на то гос. органами и их должностными лицами к организациям и ФЛ за совершение правонарушений в сфере фин.-хоз. деятельности с целью обеспечения общественных и государственных интересов.

Специфические признаки финансовой ответственности:

1) основанием является налоговое правонарушение;

2) она устанавливается в правовых нормах;

3) финансово-правовая ответственность влечет для правонарушителя наступление отрицательных последствий, как правило имущественного характера.

Субъекты налоговых правоотношений находятся в правовом поле специфических управленческих отношений, в которых праворегулирующим должен быть метод убеждения.

Административное принуждение рассматривается как крайнее средство гос. управления в этой сфере, которое сводится к административному взысканию как к последствию правонарушения.

По общепринятой классификации меры административного принуждения подразделяются на:

а) предупредительные меры;

б) меры пресечения;

в) меры взыскания.

Предупредительные меры в сфере налогообложения применяются в целях предупреждения возможных нарушений налогового зак-ва организациями и ФЛ. Такие предупредительные меры реализуются через права должностных лиц налоговых органов. К ним относятся:

1) проведение налоговых проверок. Истребование необходимых справок и объяснений;

2) изъятие документов, которые могут свидетельствовать о сокрытии (занижении) налоговой базы.

Меры пресечения призваны пресекать выявленные нарушения налогового зак-ва и предотвращать их последствия в целях обеспечения законности в налоговых отношениях и соблюдения правильности и полноты исчисления, а также уплаты налогов.

Меры административного взыскания за нарушения налогового зак-ва применяются к ФЛ в целях предупреждения совершения новых правонарушений. Меры административного взыскания применяются в виде штрафов. Рассматривать дела об административном правонарушении и налагать административные взыскания от имени гос. органов вправе начальники этих органов и их заместители.

Уголовная ответственность предусматривается ст. 243 УК — уклонение от уплаты сумм налогов, сборов, повлекшие причинение ущерба в крупном (более 1000 б. в.) и особо крупном размере (более 2500 б. в.).

В постановлении пленума ВС «О практике применения судами по делам о сокрытии, занижении прибыли и доходов», сокрытие объектов налогообложения определяется как умышленное неотражение в соответствующих отчетных документах, представленных налоговым органам, фактических данных об их получении, а также нарушение учета их поступления с целью утаивания информации об их наличии.

Материальный ущерб по смыслу ст. 243 УК — это общая сумма налогов, подлежащая уплате в доход гос-ва, а не величина сокрытых, заниженных виновным объектов налогообложения.

 

4. Предоставление отсрочки по уплате налогов и финансовых санкций.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей или возврату в случае отсутствия у плательщика неисполненного налогового зак-ва. По общему правилу зачет или возврат осуществляется налоговым органом по месту нахождения учета плательщика. Переплата по налогу, сбору или пени может быть зачтена по письменному заявлению плательщику в счет предстоящих платежей по налогу, по которому образовалась переплата или в счет оплаты других налогов, вне зависимости от того, в какой бюджет они поступают.

ЮЛ предоставляется отсрочка по уплате задолженности по налогам на прибыль, НДС, на недвижимость, по чрезвычайному налогу и акцизам (кроме налогов, взимаемых при ввозе товаров через таможню), образовавшийся по причине отсутствия денежных средств на счетах банка. ЮЛ, имеющим задолженность перед бюджетом, запрещается начисление всех видов премий руководству и главным специалистам и их замам.

При ввозе на таможенную территорию технологического оборудования для обеспечения технической модернизации производств, в отношении которого зак-вом установлена процентная пошлина, плательщику предоставляется рассрочка по уплате НДС. Рассрочка предоставляется на 1 год с даты принятия грузовой таможенной декларации на помещение товаров под таможенный режим выпуска в свободное обращение и без уплаты процента за ее использование. Плательщик, имеющий задолженность по уплате таможенных платежей и экономических санкций может претендовать на рассрочку при условии обеспечения уплаты НДС, причем путем предоставления банковской гарантии. Решение о предоставлении или отказе принимается начальником либо заместителем таможни по заключению отдела таможенных платежей. Уплата сумм налога НДС производится ежемесячно 1/12 части суммы НДС, по уплате которой предоставляется отсрочка, не позднее последнего дня месяца, за который производится уплата.

Зачет или возврат излишне уплаченных сумм осуществляется в бел. рублях или в иностранной валюте (уплата сбора за проезд технических средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования). Возврат начисл. на излишне уплач. сумм % производ. только в бел. рублях.

Налоговый орган обязан сообщать плательщику о ставшем ему известном факте излишне уплаченной сумме налога или пене налогоплательщику не позднее 10 дней со дня установления данного факта. Возврат излишне взысканной суммы налога или пене должен быть произведен не позднее 1 месяца. В противном случае налоговый орган несет ответственность за убытки, причиненные налогоплательщику, а также дисциплинарную и иную ответственность, установленную налоговым законодательством.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Задачи и функции МНС | Тема №8: Правовой режим косвенных налогов (НДС, акцизы)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.