Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 6. Обучение устным формам общения 6 страница




– ориентироваться в структуре предложения;

– определять значение новых слов по словообразованию и контексту;

– преодолевать направленность внимания на артикуляцию.

Перечисленные выше навыки призваны обеспечить протекание чтения как формы речевого

общения и обучить учащегося оперировать языковым материалом в объеме предложений, смысловых

кусков и несложных текстов. С самого начала необходимо приучать учащихся читать по-разному, так

как уже на начальном этапе должны развиваться все виды чтения. При этом одновременно решаются

две задачи: 1) концентрируется внимание на навыках, обеспечивающих рецептивную сторону чтения; 2)

одновременно внимание направляется на решение смысловых задач с целью понимания, осмысления и

переработки информации. Тексты служат для презентации нового материала и развития технических

навыков чтения.

Для развития техники чтения на начальном этапе могут использоваться следующие упражнения:

– чтение вслух выученных наизусть пословиц, поговорок, скороговорок, стихов, небольших

диалогов;

– составление при помощи разрезной азбуки слов и предложений по теме;

– заполнение пропусков недостающими буквами;

– нахождение слова, которое содержит указанный звук;

– объединение слов текста в тематические группы;

– нахождение в тексте синонимов, антонимов и их письменная фиксация;

– заполнение пропусков в предложении, тексте подходящими по смыслу словами;

– подбор к словам на иностранном языке казахских, русских эквивалентов;

– чтение текста в установленное время;

– повторение за учителем текста по предложениям;

– нахождение в тексте предложения, в котором содержится ответ на вопрос учителя;

– дополнение указанных предложений.

На среднем и старшем этапах обучения осуществляется коррекция и совершенствование техники

чтения.

 

----------------------- Page 450-----------------------

 

Чтение вслух дает возможность усилить и упрочить произносительную базу, лежащую в основе

всех видов речевой деятельности, что особенно важно на начальном этапе и не теряет актуальности для

последующих этапов. При разумной организации чтение вслух может способствовать развитию умений

и навыков говорения. Для этой цели можно использовать один-два абзаца и тщательно отработать этот

отрезок текста, используя фонетическую разметку. Поэтому чтение вслух должно сопровождать весь

курс обучения иностранному языку, однако от этапа к этапу меняется его удельный вес по сравнени

с чтением про себя. Чтение вслух является основной формой чтения на начальном этапе. Что касается

чтения про себя, то здесь лишь закладываются его основы. На среднем этапе обе формы должны быть

представлены в одинаковом объеме, на старшем – основной формой чтения является чтение про себя, но

чтение вслух также имеет место.

При обучении чтению вслух на начальном этапе можно условно выделить дотекстовый и

текстовый периоды. Цель дотекстового периода заключается в отработке графики. Графемы (буквы)

вводятся в последовательности, позволяющей прочесть сначала слоги, а затем слова и словосочетания.

Процесс элементарного синтеза сопровождается звуко-буквенным анализом, способствующим

упрочению графемно-фонемных связей. В дотекстовый период осваиваются также правила чтения. В

дотекстовый период учащиеся учатся читать не только буквосочетания, слова, словосочетания, но и

простые предложения: ударение, паузы и т.д. Введенные на уроке (на уроках) правила чтения можно

упорядочить в виде таблицы с примерами, позже дать сводную таблицу с правилами чтения.

Дотекстовый период длится, пока учащиеся читают отдельные элементы текста (слоги, слова,

словосочетания и предложения), не отражающие ситуацию.

С появлением простых, но связных текстов наступает текстовый период, который

распространяется на все этапы обучения. Задача текстового периода чтения вслух заключается в том,

чтобы привести учащихся к синхронному (одновременному) восприятию и пониманию текста, при этом

развитие восприятия осуществляется в единстве с решением смысловых задач. Для этого важно

продолжать работу над графемно-фонемными ассоциациями, словесным и фразовым ударением,

паузацией, мелодикой, беглостью чтения параллельно со стимулированием и контролем понимания.

Разумеется, все эти компоненты обучения чтению вслух осваиваются на основе принципа

аппроксимации. При обучении технике чтения обязательно образцовое чтение диктора или учителя, так

как интонационное оформление учащиеся усваивают путем подражания. В обучении чтению текста

вслух предлагается определенная последовательность [193]:

1) интонационная разметка текста, то есть расстановка ударения, деление предложения на синтагмы

//, указание мелодии. Цель такой работы – подготовить учащихся к осознанной имитации; 2)

коллективное чтение размеченного текста хором. Оно проводится на основе разметки и дирижирования

учителя и способствует развитию осознанной имитации; 3) парное чтение, то есть обращенное друг к

другу чтение. Оно направлено на лучшее понимание содержания текста и передачу его другому лицу; 4)

индивидуальное шепотное чтение. Оно позволяет укрепить артикуляционные навыки; 5)

индивидуальное контрольное чтение вслух. Оно завершает работу над чтением вслух и показывает ее

результаты. Эти пять режимов работы дают возможность формировать у учащихся технические навыки

чтения за счет многократного чтения одного текста, но с разными заданиями. Такая детальная отработка

техники чтения не проводится при работе со всеми текстами учебника, а лишь с теми, где можно

показать суть нормативно-выразительного чтения.

Известно, что техника чтения не является достаточным условием понимания текста и связь между

техническими навыками и пониманием не носит прямолинейного характера. Это практически означает

возможность осмысления при недостаточно развитой технике чтения и, наоборот, возможность

достижения определенного уровня в технике чтения при поверхностном (фрагментарном) понимании.

Однако большой разрыв между технической и смысловой сторонами чтения невозможен, и основное

место в этом диалектическом единстве принадлежит пониманию [37].

При обучении чтению иноязычного текста целесообразно учитывать также перенос навыков с

родного языка, а потому использовать сопоставительный метод. Как известно, многие буквы русского

и латинского алфавита совпадают. Это облегчает усвоение графических знаков. Трудности,

 

----------------------- Page 451-----------------------

 

возникающие при чтении иноязычных текстов, следует изолировать и предлагать учащимся

последовательно, например графическое совпадение букв, которые в русском и немецком языках

произносятся по-разному, немецкие: с, р, х, у; или несовпадение произношения одних и тех же букв в

различных позициях:

[ς ] haben

 

Ch h

 

[x ], nehmen

 

Наличие непроизносимых букв: h, e, c – wecken. Необходимость различать большое количество

буквосочетаний – au, ei, ie, ch, sch, tsch, ck; открытые и закрытые слоги, от которых зависит долгота и

краткость гласных и смысл слов; непривычный для русских учащихся звук, передаваемый

буквосочетанием „ng“ и так далее.

 

б) обучение разным видам чтения

 

Роль чтения в формировании личности школьника возрастает от этапа к этапу. Особенно велика его

роль на старшем этапе. Поэтому одной из важнейших практических задач обучения иностранным

языкам является обучение чтению как виду РД, как средству получения информации из печатного

текста. Это применение уже сформированных произносительных, лексических и грамматических

навыков с целью извлечения информации из текста. Для извлечения информации из текста учащиеся

должны, прежде всего, овладеть процессуальной стороной чтения, то есть техникой чтения, которая

обеспечит и содержательно-смысловую сторону чтения. Чтобы приобщить учащихся к чтению на

иностранном языке, необходимо стимулировать мотиваци чтения и обеспечить успешность его

протекания при помощи соответствующих, специально продуманных коммуникативных заданий к

текстам, которые должны быть связаны со смысловой стороной читаемого. Задания являются

существенным рычагом управления чтением, стимулирующим и контролирующим понимание, они

обусловливают также вид чтения. Поэтому формулировка заданий к тексту – очень ответственный

момент. Они должны быть построены с учетом характера чтения как вида речевой деятельности, венцом

которой является понимание. Основные компоненты чтения – текст, задание перед чтением и контроль

понимания – должны соответствовать конкретному виду чтения. Методика обучения чтени зависит от

вида чтения, от характера читаемого текста, от степени языковой трудности и этапа обучения

иностранному языку.

При обучении детальному, изучающему чтению с элементами анализа и перевода задача учителя

заключается в том, чтобы научить учащихся преодолевать языковые трудности. В процессе обучения

ознакомительному чтению учитель учит обходить трудности. В этом и заключается специфика

обучения изучающему и ознакомительному чтению. Учитель должен обратить внимание на

соотношение известных и незнакомых слов в тексте и на его возможную синтаксическую сложность.

Эти соотношения регламентируются программой. Если незнакомых слов очень много, то резко падает

интерес к чтению, информативное чтение превращается в учебное чтение, которое является для

учащегося уже пройденным этапом. Для понимания незнакомых слов необходимы умения языковой

догадки, которые специально формируются для информативного чтения. Другое важное умение,

которому следует специально учить, – это умение вычленять из текста смысловую информаци. Для

этого необходимо усвоить некоторые закономерности построения предложения и текста в целом.

Список базисных умений для формирования информативного чтения во многом совпадает с базисными

умениями аудирования (см. главу по аудированию). По мере продвижения учащихся в изучаемом

языке предполагается самостоятельное преодоление языковых трудностей. При работе с рецептивным

лексическим и грамматическим материалом необходимы яркие ориентиры, которые помогают

запоминать формальные опознавательные признаки грамматической структуры или лексические

 

----------------------- Page 452-----------------------

 

единицы. Вместо традиционных описательных грамматических правил используются обучающие

правила-инструкции, которые представляют собой алгоритм учебных шагов школьника и тем самым

облегчают узнавание и восприятие новых явлений. Учащимся предлагаются также задания на

рациональное пользование двуязычным словарем. Оно заключается в ограниченном числе обращений к

словарю, в экономичности операций по нахождению слова в словаре. Необходимо подчеркнуть, что

работа со словарем не лишает чтение коммуникативной направленности, а, напротив, способствует

формированию умения извлекать информацию. Перевод служит средством понимания читаемого и

носит выборочный характер.

При изучающем чтении языковые задания предшествуют заданиям смыслового характера.

Обучение чтению с полным пониманием содержания строится преимущественно на относительно

несложных аутентичных текстах. Содержание читаемого должно удовлетворять основным

познавательно-коммуникативным потребностям и интересам школьников. В реальной жизни этот вид

чтения чаще всего связан с учебной и профессиональной деятельностью. Для достижения полного,

детализированного понимания читаемого необходимы достаточно широкие знания лингвистических

особенностей изучаемого языка, что вызывает большую концентрацию трудностей. Задачи этого вида

чтения и учебные действия, подлежащие формированию: полно и точно понять содержание текста,

чтобы

получить информацию о…;

сравнить полученную информацию со своим жизненным опытом;

передать устно (письменно) информацию другим с опорой на текст;

оценить, выразить свое мнение;

прокомментировать (объяснить) те или иные факты, описанные в тексте;

обсудить содержание текста;

анализировать отдельные места текста, чтобы лучше понять его;

делать выборочный перевод в тех же целях;

раскрывать причинно-следственные связи;

составлять план, схемы, таблицы;

выявлять имплицитную информацию;

понимать содержание, опираясь на фоновые знания, широкий контекст, на экстралингвистический

аппарат текста и шрифтовые выделения.

Упражнения для обучения изучающему чтению [37]:

распределите факты текста по степени важности;

назовите данные, которые вы считаете особо важными. Обоснуйте свое решение, добавьте факты;

найдите в тексте данные, которые можно использовать для выводов или аннотации;

составьте аннотацию (реферат);

поставьте вопросы к основной и детализирующей информации;

напишите тезисы по содержанию прочитанного;

составьте письменную оценку (рецензию);

заполните пропуски недостающими словами;

переведите на родной язык указанные абзацы (части текста) и др.

Ознакомительное чтение предлагается проводить на аутентичных материалах, отражающих

особенности быта, жизни, культуры СИЯ. Язык текстов должен быть в основном нормативным,

лишенным диалектических особенностей, чрезмерной идиоматичности и образности, а содержание

текстов – соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся. В ознакомительном чтении

языковых заданий немного. Это объясняется тем, что ознакомительное чтение строится в основном на

усвоенном языковом материале. Языковые задания в связи с ознакомительным чтением сводятся к

стимулировани ю языковой догадки. Для того, чтобы придать ознакомительному чтению целостный

характер, в настоящее время все больше практикуется сообщение незнакомого языкового материала на

 

----------------------- Page 453-----------------------

 

полях или в сносках. Все лексические и структурные трудности снимаются постраничными

примечаниями. Понимание облегчается и обильными иллюстрациями.

Процесс понимания представляет собой определенную последовательность действий, которыми

можно и нужно методически управлять. Для обучения пониманию текста важно научить искать

соответствующие опоры: лексические, грамматические, логико-смысловые. Понимание текста не

завершается процессом извлечения информации, а требует дальнейшего применения полученных

знаний. А.А. Леонтьев считает, что понято то, что может быть иначе выражено. То есть ученик понял

смысл текста, если он может пересказать содержание текста другими, собственными словами.

Следовательно, процесс понимания текста, по Леонтьеву, включает перевод смысла этого текста в

другую вербальную форму. Чтобы изложить своими словами содержание прочитанного, учащиеся

обучаются правильному комбинировани ю и перекомбинировани изолированных языковых единиц,

отдельных словосочетаний и предложений. Задачи этого вида чтения и учебные действия, подлежащие

формированию:

определить тему (о чем идет речь);

выделить основную мысль;

выбрать главные факты из текста;

прогнозировать содержание по заголовку, по началу текста;

разделить текст на законченные смысловые части;

узнавать знакомые слова и грамматические конструкции в тексте;

догадаться о значении отдельных слов, несущих ключевую информацию, на основе сходства с

родным языком, по словообразовательным элементам, по контексту;

обходить незнакомые слова, не мешающие пониманию основного содержания текста;

пользоваться в процессе чтения сносками, лингвострановедческим комментарием и в случае

необходимости – словарем, справочной литературой;

отделять основную информацию от второстепенной;

использовать ключевые слова, реалии как опоры для понимания;

устанавливать логическую/хронологическую связь фактов и событий;

обобщать данные, изложенные в тексте, делать выводы из прочитанного;

выписывать из текста наиболее значимую информацию с целью использования ее в других видах

деятельности (в проектной работе, в коммуникативной игре и т.д.);

классифицировать/группировать информацию по определенному признаку;

оценивать новизну, важность, достоверность изложенных в тексте фактов.

 

Упражнения для обучения ознакомительному чтени:

прочитайте план/утверждение, определите, соответствует ли он/оно последовательности изложенных

в тексте фактов;

расположите вопросы (заголовки), данные в ключе, в последовательности, соответствующей

содержанию текста;

выберите правильный ответ из 3-4 вариантов;

найдите в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке;

составьте план текста;

найдите основную мысль в начале, середине и конце текста;

подчеркните в каждом абзаце одно-два предложения, которые можно было бы опустить как

несущественные;

просмотрите текст и озаглавьте его;

перечислите факты, которые вы хотели бы запомнить;

составьте аннотацию/краткий реферат прочитанного;

передайте содержание текста в устной/письменной формах;

составьте выводы на основе прочитанного;

 

----------------------- Page 454-----------------------

 

назовите наиболее интересные вопросы/данные, содержащиеся в тексте. Укажите, где можно

использовать эти сведения;

укажите, какая из двух аннотаций передает содержание точнее;

составьте на основе содержания текста схему, диаграмму, анкету и др.

Необходим также специальный комплекс упражнений, направленных на обучение приемам

свертывания и расширения текста. Таким образом достигается качество речевого творчества.

Суммируем все вышеизложенное в обобщающей таблице.

 

Чтение с пониманием основного содержания текста

(ознакомительное чтение)

 

Характер текста Коммуникативные Осуществляемые действия Задания на выявление

задачи понимания основного

содержания текста

Несложные аутен- Определить тему. Прогнозировать содержание по Определить, соответствует ли

тичные тексты, Выделить основные заголовку, началу текста. данная в задании информация

характеризующиеся факты из текста, опуская Делить текст на смысловые содержанию текста или не

нормативным языком: второстепен-ные. части. соответствует.

прагмати-ческие Ощутить эмоциональ- Догадаться о значении Отобрать из данных рисунков те,

(вывески, объявления, ное воздействие от отдельных незнакомых слов которые иллюстрируют текст.

меню, расписания и прочитанного текста (по контексту, сходству с Выбрать из нескольких заголовков

т.п.); (интерес, удовольст- родным языком, по наиболее подходящий.

публицистические вие). словообразовательным Подобрать к данным вопросам

(газетные и жур- Выразить свое отно- элементам). относительно общего содержания

нальные статьи); шение к прочитан-ному. Не вникать в значение текста правильные ответы (из

художественные, незнакомых слов, не приведенных в задании).

научно-популярные мешающих пониманию Выбрать из данных оценочных

основного содержания. суждений то, которое соответствует

Пользоваться в процессе вашему мнению о прочитанном.

чтения сносками, лингво- Кратко передать на родном языке

страноведческим коммента- основное содержание текста.

рием, словарем, справоч-ником Выразить на родном языке свое

(если в этом есть мнение.

необходимость), чтобы понять

основное содержание текста.

 

В поисковом чтении языковые задания не предусматриваются. Основная цель поиска –

содержательная информация. При этом исходят из предположения, что для поиска языковой опыт

учащихся достаточен. Темп чтения быстрый. Для успешности обучения данному виду чтения

необходимы знания структурно-композиционных особенностей текстов и использование

экстралингвистических и когнитивных опор текста. Умения, лежащие в основе данного вида чтения:

определять структурно-композиционные особенности текста;

выделять информацию, относящуюся к определенной теме/проблеме;

находить нужные факты/данные;

подбирать и группировать информацию по определенным признакам;

прогнозировать содержание целого текста на основе реалий, терминов, географических названий и

имен собственных;

находить абзацы/фрагменты текста, требующие подробного изучения;

составлять рабочие материалы для использования их в проектах, ролевых играх и т.д.

 

----------------------- Page 455-----------------------

 

Упражнения для обучения поисковому чтени предполагают многократное возвращение к тексту с

различными коммуникативными заданиями. Они фиксируют внимание на содержательной стороне

текстов:

определите тему/проблему текста;

определите, освещены ли в тексте указанные вопросы;

найдите в тексте основной довод в пользу заголовка;

прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в содержании;

найдите на указанной странице характеристики действующих лиц, инструкцию, рецепт,

рекомендации и т.д.;

просмотрите аннотацию, определите, соответствует ли она содержанию текста;

найдите абзацы, посвященные указанной теме;

найдите в тексте ответы на вопросы;

найдите абзац, который иллюстрирует рисунок;

найдите в тексте факты, которые автор относит к положительным/отрицательным;

разделите текст на части в соответствии с пунктами плана;

выразите свое мнение о содержании текста и соотнесите его со своим собственным опытом и др.

В профессиональной и учебной сферах реальной жизни часто приходится конспектировать тексты,

проникая в их суть, выделяя существенное. В результате такой переработки получается вторичный

текст, в котором наглядно представлены основные идеи первичного текста. В зависимости от

коммуникативной задачи при этом используются разные формы компрессии (сокращения, сжатия)

текста: рефераты, аннотации, резюме, рецензии.

Реферат знакомит читателя с основным содержанием оригинала. Обычно рефераты составляются в

связи с научно-популярной литературой. Аннотация – это предельно краткое изложение главного

смысла текста, она включает в себя проблематику текста, его новизну и ценность для читателя. Если

реферат дает представление о содержании оригинала, то аннотация – только о его тематике.

Содержание текста в аннотации излагается своими словами, в реферате используется преимущественно

язык оригинала. Рецензия выражает оценку произведения читателем, в ней приводятся конкретные

факты из первичного текста для доказательства своего мнения. Она передает аргументированное

мнение о содержании исходного текста, представляет собой свободное высказывание, в котором

приводятся цитаты из текста для обоснования отдельных положений. Для составления рецензии на

иностранном языке необходимо снабдить учащихся языковым и речевым материалом для выражения

своего отношения к произведению и его оценки. Резюме содержит выводы из содержания оригинала.

При овладении чтением на иностранном языке компрессия текста чрезвычайно полезна. Сам

процесс сжатия текста, перебор и отбор основных фактов и идей исходного текста является активным

мыслительным процессом, при котором происходит глубокое проникновение в смысл. Результат

компрессии исходного текста, выделение его квинтэссенции (самого главного, наиболее существенного)

– это наглядное свидетельство его понимания/непонимания. Кроме того, вторичные тексты могут быть

использованы учащимися при подготовке устного высказывания на соответствующую тему. Занятия

различными формами компрессии текста необходимо начинать уже на среднем этапе, увеличивая их

удельный вес на старшем этапе. Как показывает опыт лучших учителей, учащиеся с интересом

занимаются компрессией текстов, так как этот вид деятельности соответствует их растущему

интеллекту. Если его проводить регулярно, с постепенным нарастанием трудностей, то учащиеся будут

заметно прогрессировать, что, в свою очередь, повысит мотивацию чтения.

Контролирующие упражнения могут как бы входить в программу действий с текстом и могут

выступать и в качестве самоцели. Контроль прочитанного необходимо проводить в строгом

соответствии с коммуникативной задачей, видом чтения и характером текста. В целом к контрольным

упражнениям в чтении могут быть предъявлены те же требования, что и к контрольным упражнениям в

аудировании.

 

----------------------- Page 456-----------------------

 

в) чтение как средство обучения

 

Чтение как средство обучения помогает усваивать новый учебный материал через зрительное

восприятие и способствует также развитию других видов РД. Чтение вслух служит средством

совершенствования произносительных навыков и прежде всего обучению интонации. Чтение широко

используется для лучшего овладения лексикой. Значение слова, его графическая и грамматическая

формы усваиваются лучше, если оно многократно встречается в разнообразных печатных текстах.

Чтение – это средство расширения потенциального словаря при помощи приемов языковой догадки.

Чтение способствует более прочному овладению грамматикой, так как понимание достигается при

чтении благодаря узнаванию грамматических форм, грамматических сигналов и грамматической

структуры предложения. Следовательно, можно утверждать, что чтение создает благоприятные условия

для запоминания и для более прочного усвоения языкового и речевого учебного материала. Кроме того,

чтение является важным средством формирования умений в говорении. Читая разнообразные тексты,

учащиеся овладевают особенностями и логикой их построения и могут перенести это на построение

собственных устных монологических высказываний. Для обучения диалогической речи берется краткий

диалог-образец. Учащиеся отрабатывают его выразительное чтение, затем учат наизусть и только потом

приступают к дальнейшей его переработке. Аудирование и чтение роднит их принадлежность к

рецептивным видам РД, а также совпадение их речевых механизмов, близость и общность базисных

умений, направленных на извлечение поступающей информации. Совершенно очевидно, что чем

больше читает ученик, тем легче ему овладевать аудированием, и наоборот. Следовательно, чтение

можно рассматривать и как средство обучения аудированию. То же самое можно сказать и о связи

чтения и письма.

 

§ 5. Структурно-смысловая организация текста

 

Материалом для обучения чтению как сложному целевому умению является текст. Под текстом

понимается связная речь, составляющими которой является ряд последовательных, имеющих разну

смыслову ю весомость (значимость) высказываний, которые образуют суммарный (интегральный)

смысл текста (А.А. Леонтьев). Текстуальные отношения – это прежде всего иерархические семантико-

смысловые отношения. Текст является единицей общения, комплексно решает все цели обучения

иностранному языку. Текст признается высшей единицей коммуникации, а потому он обязательно

преследует определенную коммуникативную цель, выражает конкретное коммуникативное намерение.

Элементарным смысловым образованием текста является предложение, высшим смысловым

образованием является текст в целом. Промежуточное, срединное смысловое образование (звено, слой)

текста – это смысловые куски. Для того, чтобы целенаправленно формировать у учащегося собственную

программу действий с текстом, то есть в методических целях, рекомендуется рассматривать следующие

уровни смысловых образований текста: уровень словосочетания, уровень предложения, уровень

смыслового куска или высказывания и уровень текста в целом.

На процесс понимания влияет логика построения текста. Любой текст имеет сложную

основополагающую структуру и состоит из целого ряда взаимосвязанных элементов. Учащиеся должны

понимать, что смысловая нагрузка текстовых фрагментов неодинакова. Работа по нахождению этих

фрагментов очень важна. Процесс деления текста на самостоятельные смысловые отрезки

сопровождается нахождением ключевых слов и фраз, строевых элементов, обеспечивающих связность

текста, его логическое построение. В результате анализа производится отбор главных и второстепенных




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1051; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.169 сек.