КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 6. Обучение устным формам общения 8 страница
В группу репродуктивных упражнений входит написание письма, открытки, сообщения и т.д. с опорой на образец. Написание писем неофициального и официального характера проводится с целью передачи адресату определенной информации. Для письма нужно владеть: а) этикетными формулами неофициального и делового письма: приветствие, прощание, запрос сведений, благодарность и т.д.; б) правилами организации иноязычного письменного текста, включая умение оформлять адрес на конверте; в) соблюдать правила орфографии и пунктуации. В письмах сочетаются все формы выражения мысли: изложение, описание, повествование, рассуждение и др. В письмах принято придерживаться определенной последовательности: после приветствия следует информация к адресату, затем информация, касающаяся других и, наконец, самого автора письма. Заключительная часть письма составляется в зависимости от того, кому оно адресовано и с какой целью. Разновидностями эпистолярной письменной речи являются: тексты поздравлений, телеграмм, приглашений, объявлений, тексты заявлений (о потере, пропаже и т.д.). Процессу создания собственного письменного текста должен предшествовать подготовительный этап аналитического
----------------------- Page 465-----------------------
чтения бинарного канонического (образцового) текста, то есть текста одного и того же жанра на двух контактирующих языках – родном и иностранном. 2) Репродукция содержания с опорой на текст: письменные вопросы к тексту; составление плана в форме вопросов или номинации; дополнение или сокращение текста; трансформация диалога в монолог; характеристика одного из действующих лиц с помощью данных, содержащихся в тексте и др. 3) Продуктивные упражнения с опорой на изобразительную наглядность: описание картины, открытки, фрагмента кинофильма; написание изложения с опорой на картину / фрагмент кинофильма; написание сочинения с опорой на текст, серию рисунков и два-три проблемных вопроса; составление рецензии на текст, посвященный описанию картины, и т.д. 4) Продуктивные упражнения с опорой на прежний речевой и жизненный опыт (на однажды увиденное или прочитанное): а) составление развернутых планов, связанных с изучаемой темой (но не текстом); б) изложение содержания прослушанного текста, не связанного с изучаемой темой, и оценка информации; в) объяснение значения пословиц, поговорок, изречений из литературы и фольклора стран изучаемого языка; г) написание проектной / курсовой работы (старшие этапы обучения в школах с расширенной сеткой часов); д) написание рецензии на проектную / курсовую работу; е) сочинение на тему…; ж) составление текста официального и неофициального письма. Продуктивные коммуникативные упражнения требуют от учащихся умений выражать свои мысли в письменной форме также без опор на вербальные элементы. Эти упражнения завершают, как правило, работу над конкретной темой. Стимулами для письменных высказываний могут быть, например, проблемные тезисы: «Велосипед – лучший вид городского транспорта», а также визуальные стимулы: видеофильмы, фотографии, комиксы и т.д. Это более сложные упражнения, которые связаны с собственным определением содержания высказывания, с отсутствием формальных или содержательных опор. Один и тот же тип упражнения, например изложение или сочинение, может видоизменяться в зависимости от уровня языковой подготовки и сложности темы. 5) Обучение письменному реферировани ю и аннотировани может проводиться в школах с расширенной сеткой часов, в гимназиях, лингвистических лицеях на профильно ориентированном этапе обучения в строгом соответствии с будущей профессией учащихся. Задания на реферирование и аннотирование выполняются сначала коллективно на уроке, а затем дома. Знание основных особенностей реферирования и аннотирования, а также свойств реферата и аннотации имеет важное значение для обучения письменному вторичному тексту. Обучение компрессии текста начинается с упражнений в выделении ключевых слов текста, схематизации текста, выделении главной мысли, делении текста на смысловые части и их обозначении, составления плана текста, обозначения каждого абзаца. В процессе сокращения текста важно уметь различать главное и второстепенное, отбирать наиболее экономные единицы речи, сохранять логику изложения, не нарушать нормы языка. Учащиеся должны научиться давать заглавия коротким сообщениям, по заголовку раскрывать содержание текста. В инструкции для составления рефератов необходимо акцентировать внимание учащихся на следующем: 1. Внимательно ознакомтесь с содержанием текста; 2. Озаглавьте каждый абзац; 3. Определите назначение реферируемого материала; 4. Сформулируйте главную мысль;
----------------------- Page 466-----------------------
5. Составьте план реферата; 6. Кратко изложите свою точку зрения о содержании источника. Написание реферата осуществляется по следующей схеме: библиографические данные (автор, название статьи или книги, год и место издания, количество страниц), назначение реферируемого материала, главная мысль, основное содержание, точка зрения референта. Реферат – это текст, который передает основную информацию подлинника в свернутом виде. Обязательным требованием для реферата является ясное и точное воспроизведение содержания первичного текста. Для реферата характерны констатирующие сообщения и перечисления основных тематических линий исходного текста. В нем нет рассуждений, доказательств и обсуждений формулируемых положений. Каждый элемент реферата несет максимальную смысловую нагрузку, что достигается выбором слов, выражений, способных обобщать содержание отдельных предложений, а также использованием экономных синтаксических средств. Написание реферата дает возможность составителю выделить в тексте основную информаци и запомнить ее. Критический анализ, по мнению многих авторов, не входит в задачу референта, но краткая оценка не исключается. В реферате используется язык оригинала, поэтому польза от выполнения реферата для усвоения иностранного языка неоценима. Конспект и реферат мало чем отличаются по своей форме, но конспект есть компрессия текста для себя самого, а реферат – для других. Реферироваться может один текст и несколько источников (обзорный реферат). Аннотация – предельно краткое изложение главного смысла текста. В ней передается тематика оригинала. Содержание исходного текста в анноттации излагается своими словами, что обеспечивает в большинстве случаев высокую степень абстрагирования, обобщения смысла исходного текста. К отличительным чертам аннотации относятся обобщенность, лаконичность изложения, небольшой объем, оценочная направленность и монотемность содержания. Аннотация выполняет три основные функции: информативно-познавательную, оценочную и побудительно-рекомендательную. Аннотации дают очень краткую справку о новой публикации. Поэтому в них излагаются библиографические данные, краткие сведения о содержании текста и о его авторе. Кроме того, аннотации включают рекомендации к использованию аннотируемого источника. Написание аннотации требует использования специальных оценочных клише. Эти фразы-клише и стереотипные обороты даются учителем и должны использоваться в аннотации. Реферат и аннотация принадлежат к жанру научной литературы. Это специфические научные тексты, обладающие единством формы и постоянством структуры и имеющие схожие коммуникативные функции. Начинать составление аннотаций и рефератов необходимо с родного языка и лишь потом переходить к иностранному языку (перенос навыков и умений). Источники аннотаций и рефератов должны быть иноязычными.
§ 5. Проблемы обучения современной письменной коммуникации
Иноязычное международное письменное общение, в частности в глобальной сети Интернет, необходимо как школьникам, так и студентам вузов всех специальностей. Это инструмент доступа к источникам информации, и его важность неоспорима. Невладение новыми умениями продуктивной письменной речи (ПР) приводит к неуверенности специалистов в себе, к сбоям в работе и в конце концов к финансовым потерям. Поэтому умения в области иноязычной письменной речи обрели в современном мире статус наиболее профессионально значимых. Сегодня практически 80 % информационного обмена осуществляется посредством телекоммуникаций [115]. К профессионально значимым умениям сегодня относятся следующие: тезисное изложение материала, конспектирование, реферирование, аннотирование; преобразование вербальной информации в невербальную и наоборот; составление договоров, фирменной документации и рекламных материалов; рецензирование;
----------------------- Page 467-----------------------
написание эссе, статей, докладов; переписка по электронной почте; двусторонний письменный перевод; составление резюме, письма-жалобы, рекламации. Методика высшей школы начала осознавать значимость письменных умений к середине 1990-х годов. При обучении письму главной задачей является овладение языком деловой переписки и письменных научных текстов. Будущему специалисту необходимо письменное общение на иностранном языке с представителями разных этнокультур, которое имеет свою специфику. В связи с этим перед методистами и учителями-практиками встает вопрос о том, реально ли развить у будущего специалиста необходимые умения с опорой на школьную базу, известную своей ограниченной сеткой учебных часов. Для того чтобы ответить на него, необходимо выяснить, насколько действующие школьные и вузовские программы отражают современные реалии в области международной профессиональной письменной коммуникации и каков реальный уровень обученности в области ПР выпускника средней школы. Действующие программные требования для вузов и школ не учитывают существования и широчайшего признания электронного стиля изложения, специфических умений ПР, таких как ведение переписки по электронной почте, а также работу по созданию и поддержанию сайта в международной информационной сети Интернет. Развитие положений программы для вузов и создание на этой базе учебников нового поколения немыслимо без опоры на школьную базу. Требования программы для средней общеобразовательной школы реалистичны. Однако анализ реального уровня обученности выпускников школ в области ПР показал, что только 5 % испытуемых продемонстрировали достижение элементарной коммуникативной компетенции в области ПР [115]. Таким образом, приходиться признать, что основная масса выпускников школ пока не готова выполнить начальные программные требования вуза в области ПР. Следовательно, нам необходимо скоординировать требования школы и вуза и создать уровневую программу обучения. Такой подход диктуется самой жизнью. Для адекватного обучения ПР должна быть также разработана и внедрена в учебный процесс школы и вуза специальная технология обучения. В программе дисциплины «Иностранный язык» для средней школы и вуза речь пока не идет об умениях работы на компьютере. В будущем они, несомненно, будут включены в программу, так как компьютер стал предметом повседневного обихода и главным инструментом международных контактов. И школа, и вуз должны сегодня готовить своих выпускников к письменному иноязычному общению посредством современных средств телекоммуникаций.
Раздел 4. Контроль и учет знаний, навыков и умений по иностранному языку
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |