Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 10. Тема 10. Планирование ППФП




Особенности ППФП студентов по избранному направлению подготовки или специальности

Организация, формы ППФП студентов в вузе

Основная цель и задачи, средства ППФП

Основные понятия, ключевые слова

Вам предлагается ознакомиться с использованием средств физической культуры, спорта и туризма для лучшего освоения своей будущей специальности, для повышения работоспособности в период обучения.

ППФП – одно из основополагающих направлений системы физического воспитания, формирующее прикладные знания, физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к условиям и воздействиям профессиональной деятельности.

Производственная физическая культура (ПФК) – целенаправленная, методически обоснованная система физических упражнений, профессионально-прикладных, оздоровительно-спортивных мероприятий, задачи которых – повышение и устойчивое сохранение дееспособности человека в общественном производстве, готовности успешно действовать в условиях определенной трудовой деятельности, обусловленной особенностями и требованиями конкретного рабочего места.

ПФК во внерабочее время – направление производственной физической культуры, задачи которого в основном рекреационного характера (оздоровительно-восстановительные процедуры после трудового дня, оздоровительно-профилактическая гимнастика, занятия в группах здоровья, общей физической подготовки).

Профессиональные заболевания – аномальные отклонения в состоянии здоровья в результате воздействия отрицательных условий, особенностей профессиональных процессов.

Бакалавр – в большинстве зарубежных стран первая учёная степень в системе высшего многоступенчатого образования, присваиваемая по завершению четырёхлетнего обучения первого уровня, после успешной сдачи государственных экзаменов и, как правило, защиты выпускной работы.

Бакалавриат – система и форма подготовки бакалавров, 4-летний курс обучения первого уровня в системе многоступенчатого высшего образования.

 

Целью ППФП является направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психически и физических качеств человека, к которым предъявляет повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности, формирование прикладных двигательных умений и навыков, необходимых в связи с особыми условиями труда. ППФП обеспечивает развитие и совершенствование функциональных и двигательных возможностей человека, которые необходимы в конкретных видах трудовой деятельности. Такая физическая подготовка способствует повышению эффективности профессионального обучения и обеспечивает высокую работоспособность специалиста.

Задачи ППФП призвана адаптировать, готовить человека не вообще к труду, а к избранному виду трудовой деятельности. Поэтому ее задачи можно назвать специфическими и направленность их определяется требованиями конкретной профессии.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в процессе ППФП обеспечивается наряду со специфическим тренировочным эффектом в известной степени и генерализованный эффект. Параллельно происходит общее укрепление организма и здоровья человека, повышается уровень его всестороннего физического развития. Всестороннее воспитание физических способностей и систематическое обогащение фонда двигательных умений и навыков гарантируют общие предпосылки продуктивности любой деятель­ности, в том числе и профессиональной.

Задачи ППФП обобщенно можно сформулировать следующим образом:

— направленное развитие физических способностей, специфических для избранной профессиональной деятельности;

— воспитание профессионально важных для данной деятель­ности психических качеств (волевых, оперативного мышления, качеств внимания, эмоциональной устойчивости, быстроты вос­приятия и др.);

— формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков (связанных с особыми внешними ус­ловиями будущей трудовой деятельности, в том числе сенсорных навыков);

— повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов специфических усло­вий трудовой деятельности (гипокинезия, высокая и низкая, тем­пература и перепады температуры окружающей среды, нахожде­ние на большой высоте, укачивание, действие токсических ве­ществ и др.);

— сообщение специальных знаний для успешного освоения обучаемыми практического раздела ППФП и применения приоб­ретенных умений, навыков и качеств в трудовой деятельности.

Перечисленные педагогические задачи должны быть конкретизированы с учетом особенностей изучаемой профессии. Не все из указанных задач ППФП будут также предусматривать­ся, ибо это определяется конкретной спецификой профессии. Выполнение задач должно обеспечивать необходимый уровень профессионально-прикладной физической подготовленности.

Средства ППФП. Основными средствам ППФП служат физические упражнения,

соответствующие особенностям конкретной профессиональной деятельности. Целенаправленно используемые физические упражнения имеют значительное преимущество в сравнении с трудовыми движениями. Средства ППФП распределяются по группам и их направленности: развитие профессионально важных физических способностей; воспитание волевых и психических качеств; формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков; повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды;

В качестве средств ППФП в практике широко применяются упражнения профессионально-прикладной гимнастики (упражнения без предметов и с предметами, на гимнастической стенке, скамейке, лестнице, канатах, шестах, бревне) и таких массовых видах спорта, как лёгкая атлетика, лыжный спорт, плавание, спортивные игры, туризм, специальные упражнения на различных видах тренажёров и тренажёрных устройствах, специализированные полосы препятствий. Большое применение в практике ППФП средств массовых видов спорта связано с их доступностью и высокой прикладной эффективностью. При их выборе учитывается профессионально-прикладное значение вида спорта для конкретных профессий. При подборе средств ППФП указываются: условия труда (в помещении, на открытом воздухе, сидя, стоя, в свободной или стеснённой позе); характер труда (определяется долей умственной и физической нагрузки); виды труда (физический, умственный, смешенный);

В целом направленность и реализация социально-прикладной вузовской физической культуры осуществляется в виде простых компонентов – профессионально-прикладной физической подготовки. Эта подготовка формируется средствами физического воспитания путём применяемых прикладных знаний, физических, психологических, специальных качеств, умений, навыков, которые помогают готовить студента к производственной деятельности, а также применять их в сфере науки, педагогического труда и учёбе в вузе. Необходимо при этом придерживаться общей теоретической модели соотношения объёмов общих и специально-прикладных средств физического воспитания.

Физическая культура является частью культуры всего человечества; гуманизирующие функции её огромны. Также как и вузовская среда, она помогает формировать личность студента. Профессиональная подготовка к трудовой деятельности предполагает развитие определённых сторон – свойств будущего специалиста на основе образа, эталона, профессионального идеала, в «структуре которого предоставлены ценности физической культуры: здоровье, соматический облик, функциональное состояние, развитые психофизиологические способности и др.» (М. Я. Виленcкий, 1997). На практике такой специалист должен обладать привлекательностью и большим потенциалом социальной отдачи не только в профессиональной среде, но и в быту.

 

ППФП студентов должна быть разнообразной, многогранной, усиленной упражнениями на быстроту, средствами спортивных игр, силовых видов занятий, занятий на открытом воздухе. В процессе учёбы необходимо использовать так называемую «производственную гимнастику», а при прочтении лекционных курсов – «физкультминутку». Особенность обучения в вузе характеризуется своеобразной занятостью студентов. Недельный бюджет времени студентов колеблется от 50 до 65 часов в зависимости от специфики обучения будущей профессии. В среднем первый курс тратит за день 11 часов, второй – 8-9 часов, третий 8,5 часов. Это объективно связано с процессом адаптации (М. Я. Виленский, 1993). В период зачётной сессии умственные нагрузки используются на 30-50% больше, чем обычно, а в экзаменационный – возрастают почти в два раза. Это позволяет отнести студентов к одной из самых занятых групп людей, основные характеристики труда которых – «умственный и преимущественно умственный труд, малоподвижный, требующий большого напряжения нервной системы и психических функций» (Н. А. Мусиелов, Л. Н. Нифонтова, 1984).

К формам занятий со студентами по ППФП в вузе, то они могут быть примерно такие: академические учебные занятия; производственная гимнастика; гимнастика; лёгкая атлетика; лыжный спорт; занятия в период учебной практики; самостоятельные тренировочные занятия по заданию преподавателя; спортивно-прикладные соревнования; туристические походы; лыжные переходы.

Все виды форм занятий по ППФП в вузе планируются на факультетах вуза с учётом профессии и графика учебных занятий. Контроль осуществляется администрацией вуза. Основное назначение производственной гимнастики – повышение эффективности деятельности (учебной и трудовой). Производственная гимнастика производится в следующих формах: 1) это вводная гимнастика – используется для сокращения периодов вхождения в работу за счёт ускорения физиологических процессов и настройки на предстоящий вид деятельности. Комплекс вводной гимнастики состоит из 6-8 физических упражнений и рассчитан на проведение его в течении 5-8 минут в начале учебного или рабочего дня. 2) физкультурная пауза – используется для снижения утомления и сохранения на необходимом уровне работоспособности в процессе учебных занятий или труда. Комплекс состоит из 5-7 физических упражнений и проводится в течении 5-7 минут в период, непосредственно предшествующий наступлению утомления. 3)физкультурная минутка – относится к малым формам активного отдыха, проводится в течении 1-2 минут и состоит из 2-3 физических упражнений, может быть общего и локального воздействия. Используется при всех видах деятельности, даже в неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях работы. В физкультурных минутах общего воздействия первое упражнение обычно связано с распрямлением спины, отведением плеч назад, т.е. выполняется потягивание, но оно не всегда выполняется с глубоким дыханием, что вызвано санитарно-гигиеническими условиями работы. Во втором упражнении рекомендуется выполнять наклоны или повороты туловища в сочетании с движениями рук и ног. В третьем – маховые движения. В Ф.М. локального воздействия потягивание может отсутствовать – сразу выполняется упражнение направленного воздействия для тех мышечных групп, в которых ощущается усталость. Обычно используются упражнения на расслабление, т.к. активное расслабление способствует лучшему кровообращению мышц, создаёт возможность быстрее и полнее восстанавливать их работоспособность и снять развивающееся в них утомление. Чаще всего физкультминутки выполняются индивидуально, по мере необходимости.

Администрация вуза, учитывая исходный уровень физического развития обучаемых студентов, разрабатывает документы планирования, комплектует подгруппы, устанавливает индивидуальные задания лицам, имеющим низкие показатели. В дальнейшем ведётся проверка и оценка физической подготовленности студентов. Оценка также ведётся по степени выполнения программных требований по физическому воспитанию и специальным функциональным пробам, разработанным медиками. На основе данных педагогического и врачебного контроля вносят коррективы в содержание и методику ППФП студентов.

 

Каждая профессия предъявляет человеку специфические требования, которые обусловлены не только особенностями выполнения трудовой деятельности, но и её условиями. Целый ряд видов профессиональной деятельности связан с воздействием на организм неблагоприятных факторов. По этому и придаётся большое значение ППФП для студентов сталкивающихся со спецификой обучения в вузе на том или ином факультете. Одна только общая физическая подготовка не может гарантировать специальную физическую подготовленность студента.

Основные важные качества, необходимые и определяющие ППФП будущего специалиста по направлениям подготовки примерно такие:

· Специалисты по информационным технологиям – устойчивость и переключаемость внимания, скорость перерабатываемой информации, эмоциональная устойчивость, быстрота реакции, статическая выносливость мышц туловища;

· Работники сферы обслуживания – координация и быстрота движения кистей рук, подвижность суставов кистей рук, общая и скоростная выносливость, навыки быстрого передвижения между различными препятствиями;

· Врачи и ветеринары – ловкость, развитая выносливость, пространственная ориентация, быстрота и точность движений и вестибулярная устойчивость, эмоциональная устойчивость, быстрота реакции. Хорошая координация рук, выносливость и подвижность суставов.

· Педагоги – наблюдательность, эмоциональная устойчивость, общая выносливость, ловкость, гибкость, навыки быстрого передвижения между различными препятствиями.

· Лингвисты и историки – эмоциональная устойчивость, наблюдательность, внимание и восприятие, быстрота движений, статическая выносливость мышц туловища, устойчивость к холоду.

· Математики, физики, химики и биологи – выносливость, ловкость, наблюдательность, внимательность, быстрота движений, устойчивость к холоду, навыки передвижения, эмоциональная устойчивость.

· Артисты и художники – выносливость, ловкость, наблюдательность, внимание, быстрота реакции, эмоциональная устойчивость, координация и быстрота движений кистей рук, подвижность суставов кистей рук.

Все перечисленные качества и прикладные навыки вырабатываются на академических уроках по физкультуре, в спортивных секциях и на соревнования с учётом профиля профессии. Каждое направление подготовки имеет свою специфику. Например, дадим характеристику профессионально-подготовительной подготовки студентов-экономистов:

· широкий спектр знаний и умений, практических навыков трудовой деятельности, интеллектуальные качества широкого диапазона, высокий уровень культуры и достаточно мотивированная потребность к определённым видам двигательной активности;

· профессиональная деятельность в недостаточно проветриваемых помещениях, сидя, при недостаточном освещении и резких переходах от работы с экраном компьютера к бумажным документам;

· непосредственные контакты с людьми требуют выдержки, решительности, смелости, навыков и умений предвидеть поведение и поступки контакторов;

· по энергозатратам деятельность характеризуется как лёгкий физический труд, основная поза характеризуется наклоном головы и верхней части туловища вперёд, дыхание поверхностное, мышцы шеи и плечевого пояса, спины напряжены;

· возбуждение на протяжении многих часов приводит к дезорганизации процессов торможения и возбуждения, особенно в высших отделах головного мозга, что неблагоприятно сказывается на общем состоянии организма.

Перечисленное выше способствует развитию гиподинамии, функциональных нарушений, хронических заболеваний внутренних органов, а также носа, ушей и горла. Нижние конечности, долгое время согнутые в тазобедренном и коленном суставах, не подвергаются нагрузкам. Почти все жалуются на усталость во второй половине дня, у 80-85% рассеивается внимание, понижается уровень восприятия. У 60-65% устают руки, ноги, спина, глаза, болит голова.

Чтобы решить поставленные задачи в ППФП необходимо занятия по физвоспитанию строить в форме комплексных и специализированных уроков, выполняя упражнения типа зарядки, а также соревнований и других массовых самостоятельных занятии неурочного характера (однодневные и многодневные туристические походы, лыжные переходы, проплывы). Профессиональные способности делятся на основные и дополнительные. Основные это те, без которых данная деятельность не может эффективно выполняться и которые не могут компенсироваться другими способностями. Дополнительные способности – существенные, но не обязательные, они могут заменяться другими компонентами.

Контрольные вопросы и упражнения для самопроверки:

1. Дать определение профессионально-прикладной физической подготовке.

2. Раскрыть основные задачи профессионально-прикладной физической культуры и формы занятий по этому виду подготовки.

3. Назовите средства, применяемые в профессионально-прикладной подготовке студента.

10.1. Планирование ППФП.

10.2. Педагогический контроль ППФП.

10.3. Система многоступенчатого образования.

В высших учебных заведениях планирование ППФП должно проводиться с учетом решения ее задач не к окончанию срока обучения, а к началу производственной практики студентов. К этому времени надо обеспечить необходимую профессионально-прикладную физическую подготовленность; двигательный режим студентов по энергозатратам и другим показателям должен соответствовать производственному. При несоблюдении данного требования у студентов во время практики отмечаются значительное утомление и снижение работоспособности, неблагоприятно отражающееся на освоении профессии. Кроме того, прохождение курса ППФП повышает безопасность труда, связанного с различными экстремальными условиями. На кафедрах физической культуры и спорта существует текущее и итоговое планирование, перспективное и годовое по разделам программы. В планирование входит темы занятий и их содержание, виды физических упражнений, их объем и чередование. Последовательность выполнение практических заданий и их дозировка. Текущее планирование может быть определено на определенный срок: в течении месяца или семестра. Перспективное направлено на достижение результатов на 2-3 года. Итоговое - планируют на год.

Занятия по ППФП с лицами зрелого возраста (старше 40 лет) должны носить характер кондиционной тренировки. При определении их содержания необходимо учитывать возрастные измене­ния организма, включая гетерохронное возрастное снижение физических качеств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1028; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.