Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Структура плановых органов




Лекция №12

Планирование как составная часть процесса управления предприятием может иметь следующие организационные формы:

1. с централизованными функциями планирования;

2. с децентрализованными функциями планирования.

Соответственно этим формам строится система плановых органов конкретного субъекта хозяйствования.

В предприятии с централизованными функциями планирования при высшем руководстве создается специальная служба планирования, называемая отделом планирования и контроля. Она подчиняется непосредственно руководителю организации, занимается разработкой перспективных и текущих планов и следит за ходом их выполнения.

При централизованной системе планирования легче координировать работу взаимосвязанных предприятий. Однако с расширением масштабов деятельности фирмы и появлением многоотраслевых концернов планировать их работу из одного центра становится невозможным.

При децентрализованной системе планирования плановая работа осуществляется на трех уровнях. На уровне высшего руководства компанией имеется центральная служба планирования, занимающаяся разработкой только перспективных планов. В каждом производственном отделении имеется свой плановый отдел, составляющий текущий план комплекса своих предприятий. На каждом предприятии есть отдел производственного планирования и контроля, занимающийся текущим технико-экономическим и оперативно-календарным планированием.

В этом варианте централизация перспективного планирования и децентрализация текущего способствует повышению инициативы отделений и предприятий в использовании производственных возможностей. Основная работа по планированию сосредоточена в производственных звеньях и строится с учетом специфики их работы.

В крупных зарубежных фирмах с децентрализованной системой планирования и контроля этот отдел носит название отдела производственного планирования и контроля и чаще всего состоит из трех секторов: производственного планирования; производственного контроля и контроля над производственными запасами (рис. 2.4). Каждый из секторов, в свою очередь, состоит из нескольких групп.

Отдел производственного планирования и контроля

Сектор производственного планирования   Сектор производственного контроля   Сектор контроля над производственными запасами

 

Группа производственного бюджета   Диспетчерское бюро по распределению заказов   Группа управления работой складов

 

Группа учета производственных запасов, сырья, материалов, деталей и пр.   Центр обеспечения доставки сырья, материалов, деталей в производственные цеха   Группа контроля над уровнем производственных запасов

 

Группа по планированию внедрения наиболее эффективных методов производства   Группа по выявлению возможностей повышения эффективности труда рабочих (за счет более экономичных движений)   Группа закупки сырья, материалов, деталей и др.

 

Транспортная группа   Группа приема отгруженного поставщиками сырья, материалов, деталей и др.

Бюро по составлению производственных заданий на основе производственного плана   Группа учета затрат   Группа стандартизации закупаемого сырья, материалов, деталей и др.

 

Группа оперативного планирования

Рис. Примерная схема отдела производственного планирования и

контроля крупного предприятия

В отечественной практике планирование носит децентрализованный характер и рассредоточено практически по всем функциональным отделам предприятия. Руководство работой по экономическому планированию на предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности, выявление и использование резервов производства, осуществляет планово-экономический отдел (ПЭО).Он же организует проведение комплексного экономического анализа деятельности предприятия, принимает участие в разработке мероприятий по ускорению темпов производительности труда, эффективному использованию производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов, повышению рентабельности производства. Важнейшими задачами ПЭО также являются организация и совершенствование внутрипроизводственного хозяйственного расчета, разработка цен на продукцию и услуги предприятия.

В состав планово-экономического отдела могут входить следующие структурные подразделения (секторы, бюро, группы): технико-экономического планирования; себестоимости; цен; экономического анализа; учета и статистики; калькуляции; нормативов и др.

Основные функции ПЭО:

1. В области планирования

1.1 Организация и общее руководство разработкой проектов перспективных и текущих планов предприятия:

· подготовка предложений для утверждения руководством предприятия о порядке, сроках и участниках разработки проектов планов;

· распределение производственной программы между цехами и службами предприятия;

· рассмотрение обоснований и расчетов к проектам планов структурных подразделений предприятия;

· обеспечение согласованности и взаимной увязки планов цехов и служб предприятия;

· разработка планов предприятия в целом.

1.2. Планирование производственно-хозяйственной деятельности структурных подразделений предприятия:

· доведение годовых и квартальных заданий цехам и службам по установленному перечню показателей;

· участие в разработке годовых, квартальных и месячных программ вспомогательных и непроизводственных цехов;

· рассмотрение цеховых планов, их проверка, внесение необходимых корректировок.

1.3. Внесение соответствующих корректировок в планы предприятия и отдельных подразделений в случае изменения производственно-хозяйственной ситуации.

2. В области организации планово-экономической работы

2.1 Подготовка необходимых материалов для рассмотрения проектов планов, итогов работы предприятия и цехов в различных органах управления предприятием.

2.2 Организация работы по нормированию и ценообразованию на предприятии:

· систематизация нормативных затрат на изготовление продукции;

· составление нормативных калькуляций, контроль за внесением в них всех текущих изменений;

· участие в разработке прогрессивных плановых технико-экономических норм и нормативов и доведение их до цехов, отделов и служб предприятия;

· разработка совместно с другими службами предприятия в соответствии с действующим законодательством проектов оптовых и розничных цен и тарифов и представление их на утверждение;

· анализ цен, выявление убыточных и высокорентабельных изделий, разработка мероприятий по ликвидации убыточности, в случае необходимости внесение предложений о пересмотре цен на высокорентабельные изделия, подготовка и представление для утверждения новых цен всех необходимых материалов.

2.4. Организация разработки мероприятий по эффективному использованию производственных мощностей основных и оборотных фондов, материальных и трудовых ресурсов, по использованию всех резервов производства.

3. В области анализа и оперативно-статистического учета

3.1.Контроль за выполнением годовых, квартальных, месячных, декадных и суточных планов и заданий.

3.2. Организация и руководство работой по комплексному, экономическому анализу производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

3.3. Представление необходимых обобщающих материалов и справок по результатам анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

3.4. Организация статистической отчетности предприятия:

· сбор необходимых материалов, обобщение, подготовка и представление статистической отчетности в сроки и по формам, установленным директивными органами;

· контроль за качеством статистической отчетности на предприятии;

· систематизация статистических материалов и составление правок по статической отчетности.

4. В области методологической работы

4.1. Методическое руководство, разработка форм и документации, порядка и сроков проведения работ по:

· технико-экономическому планированию;

· оперативно-производственному планированию (совместно с производственно-диспетчерскими службами предприятия);

· учету и анализу результатов производственно-хозяйственной деятельности (совместно с главной бухгалтерией);

· расчетам экономической эффективности;

· статистической отчетности.

Изучение и распределение передового опыта планово-экономической работы, оперативного учета и анализа хозяйственной деятельности цехов и служб предприятия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.