Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные цели, задачи и принципы экологической экспертизы




Основные цели, задачи и принципы экологической экспертизы. Организационно-правовые формы экологической экспертизы. Правовое регулирование управления в области экологической экспертизы. Правовой статус экспертов и заказчиков экологической экспертизы. Условия и порядок проведения экологической экспертизы и выполнения её выводов и принятых решений.

Постановка вопросов

ТЕМА: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ЛЕКЦИЯ 7.

 

 

Закон «Об охране окружающей природной среды» содержит специальный раздел, посвящённый экологической экспертизе. В нём определены объекты и субъекты экологической экспертизы, основные виды и требования по выполнению её выводов и т.д. Проведение экологической экспертизы, согласно ст. 26 Закона, является обязательным в процессе законотворческой, инвестиционной, управленческой, хозяйственной и другой деятельности, которая влияет или может повлиять на состояние окружающей природной среды. Условия и порядок проведения экологической экспертизы определяется специальным законодательством. Специальным законодательным актом, принятым в развитие природоохранного закона, в настоящее время является Закон «Об экологической экспертизе»[1]. Таким образом, общественные отношения в области экологической экспертизы регулируются Законами «Об охране окружающей природной среды», «Об экологической экспертизе» и другими актами законодательства, принятыми в их развитие.

Согласно ст. 1 Закона, экологическая экспертиза представляет собой вид научно-практической деятельности специально уполномоченных государственных органов, эколого-экспертных формирований и объединений граждан, основывающейся на межотраслевом экологическом исследовании, анализе и оценке предпроектных, проектных и других материалов либо объектов, реализация и действие которых может отрицательно влиять или влияет на состояние окружающей природной среды, и направленная на подготовку выводов о соответствии запланированной либо осуществляемой деятельности нормам и требованиям законодательства об охране окружающей природной среды, рациональном использовании и воспроизводстве природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности.

Задачами законодательства об экологической экспертизе являются регулирование общественных отношений в области экологической экспертизы для обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, защиты экологических прав и законных интересов граждан и государства. Целями экологической экспертизы являются предотвращение отрицательного влияния антропогенной деятельности на состояние окружающей природной среды и здоровье людей, а также оценка степени экологической безопасности хозяйственной деятельности и экологической ситуации на отдельные территории и объекты.

Основными задачами экологической экспертизы, согласно ст. 5 Закона, являются: определение степени экологического риска и безопасности запланированной или осуществляемой деятельности; организация комплексной, научно обоснованной оценки объектов экологической экспертизы; определение соответствия объектов экспертизы требованиям экологического законодательства, строительных норм и правил; оценка влияния деятельности объектов экологической экспертизы на состояние окружающей природной среды и качество природных ресурсов; оценка эффективности, полноты, обоснованности и достаточности мероприятий по охране окружающей природной среды; подготовка объективных, всесторонне обоснованных выводов экологической экспертизы. Из этого следует, что, наряду с общими целями и задачами законодательства об экологической экспертизе, Закон определяет задачи самой экологической экспертизы.

Основными принципами экологической экспертизы, в соответствии со ст. 6 Закона, являются: гарантирование безопасного для жизни и здоровья людей окружающей природной среды; сбалансированность экологических, экономических, медико-биологических и социальных интересов и учет общественного мнения; научная обоснованность, независимость, объективность, комплексность, вариантность, превентивность и гласность; экологическая безопасность, территориально-отраслевая и экономическая целесообразность реализации объектов экологической экспертизы, запланированной ли осуществляемой деятельности; государственное регулирование и законность.

Объектами экологической экспертизы являются проекты законодательных и других нормативно-правовых актов, предпроектные и проектные материалы, документация по внедрению новой техники и технологий, материалы, вещества и продукции, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов и отрицательному влиянию на состояние окружающей природной среды. Экологической экспертизе могут подлежать экологические ситуации, которые сложились в отдельных населенных пунктах и регионах, а также действующие объекты и комплексы, которые оказывают значительное отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды. Воинские, оборонительные и другие объекты, информация о которые составляет государственную тайну, подлежат экологической экспертизе в соответствии Законом и иными специальными законодательными актами.

Субъектами экологической экспертизы являются: специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в лице Министерства экологии и природных ресурсов, его органы на местах, создаваемые ими специализированные учреждения, организации и эколого-экспертные подразделы или комиссии; другие государственные органы, местные Советы и органы исполнительной власти на местах соответствии с законодательством; общественные организации экологического направления или создаваемые ними специализированные формирования; другие учреждения, организации и предприятия, в том числе иностранные юридические и физические лица, которые привлекаются к проведению экологической экспертизы; отдельные граждане в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

В ст. 8 Закона содержатся общие требования, предъявляемые к проведению экологической экспертизы. Так, к документации на объекты экологической экспертизы прилагаются обоснования по обеспечению экологической безопасности запланированной или осуществляемой деятельности с комплексной эколого-экономической оценкой существующего или предполагаемого воздействия на состояние окружающей природной среды, оценкой экологического риска и с альтернативными прогнозными вариантами снижения такого воздействия. Лица, которые передают документацию на объекты экологической экспертизы, в случае необходимости организуют и финансируют проведение дополнительных исследований, поисковых и экспертных работ, обеспечивают гласность и учитывают общественное мнение относительно запланированной или осуществляемой деятельности, гарантируют достоверность предварительной оценки воздействия на окружающую природную среду, которая отображается в Заявлении об экологических последствиях соответствующей деятельности.

Особые требования действующим законодательством предъявляются к гласности экологической экспертизы. Так, согласно ст. 10 Закона, заказчики экологической экспертизы объектов, которые в процессе осуществления их строительства или эксплуатации могут отрицательно воздействовать на состояние окружающей природной среды, обязаны объявить через средства массовой информации о проведении экологической экспертизы в специальном Заявлении об экологических последствиях своей деятельности. Эколого-экспертные органы или формирования после завершения экологической экспертизы сообщают о её выводы через средства массовой информации.

В целях наиболее полного учета общественного мнения субъекты экологической экспертизы проводят публичные слушания или открытые заседания. Участие общественности в процессе экологической экспертизы может осуществляться путем выступлений в средствах массовой информации, подачи письменных замечаний, предложений и рекомендаций, включения представителей общественности в состав экспертных комиссий и групп по проведению общественной экологической экспертизы. Подготовка выводов экологической экспертизы и принятие решений относительно дальнейшей реализации (использования, применения, эксплуатации и т.п.) объекта экологической экспертизы осуществляются с учетом общественного мнения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.