Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия и порядок проведения экологической экспертизы и выполнения её выводов и принятых решений




Процедура проведения экологической экспертизы предусматривает решение эколого-экспертными органами или формированиями задач экспертного исследования и оценки объектов экологической экспертизы и подготовки обоснованного и объективного эколого-экспертного вывода. Она подразделяется на подготовительную, основную и заключительную стадии и включает: проверку наличия и полноты необходимых материалов и реквизитов на объекты экологической экспертизы и создание эколого-экспертных комиссий или групп в соответствии требованиями законодательства (подготовительная стадия); аналитическую обработку материалов экологической экспертизы, при необходимости натурные обследования и проведение на их основе сравнительного анализа и частичных оценок степени экологической безопасности, достаточности и эффективности экологических обоснований деятельности объектов экологической экспертизы (основная стадия); обобщение отдельных экспертных исследований полученной информации и результатов деятельности объектов экспертизы, подготовку вывода экологической экспертизы и представление его заинтересованным органам и лицам (заключительная стадия).

Государственная экологическая экспертиза проводится в случаях: имеющейся или возможной потенциальной опасности объектов экологической экспертизы для окружающей природной среды; принятия соответствующего решения Кабинетом Министров Украины, Правительством Автономной Республики Крым, местными Советами или их исполнительными комитетами, судом и правоохранительными органами в соответствии с законодательством; обусловленности экологической экспертизы общегосударственными экологическими интересами. Государственная экологическая экспертиза видов деятельности и объектов, представляющих повышенную экологическую опасность, проводится после объявления заказчиком через средства массовой информации Заявления об экологических следствиях деятельности и представления эколого-экспертным органам комплекта документов с обоснованием оценки воздействия на окружающую природную среду. Порядок передачи документации на государственную экологическую экспертизу определяется Кабинетом Министров Украины.

Законодательством предъявляются определённые требования к Заявлению об экологических следствиях деятельности объектов экологической экспертизы. Так, согласно ст. 35 Закона, Заявление об экологических последствиях деятельности должна содержать сведения о целях и средствах осуществления деятельности, существенных факторах, которые влияют или могут влиять на состояние окружающей природной среды с учетом возможных экстремальных ситуаций, количественных и качественных показателях оценки уровней экологического риска такой деятельности, мероприятиях, гарантирующих осуществление деятельности в соответствии с экологическими стандартами и нормативами, и обязательствах заказчика экологической экспертизы по обеспечению требований экологической безопасности при осуществлении соответствующей деятельности.

Определённые требования предусмотрены и относительно материалов оценки влияния на окружающую природную среду. В материалах оценки воздействия на окружающую природную среду запланированной или осуществляемой деятельности обосновываются её целесообразность и способы реализации, возможные альтернативные варианты решений, характеристика состояния окружающей природной среды территории, виды и уровни воздействия на неё в нормальных и экстремальных условиях, возможные изменения её качественного состояния, эколого-экономические последствия деятельности, мероприятия по снижению уровня экологического риска и обеспечению требований экологической безопасности.

Государственная экологическая экспертиза проводится путем: анализа и оценки объектов экологической экспертизы - группами специалистов эколого-экспертных подразделений или специализированных учреждений и организаций центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов; эколого-экспертных исследований и оценки объектов экологической экспертизы - специально создаваемыми комиссиями с привлечением специалистов-практиков и научных работников других предприятий, учреждений и организаций; создания центральным органом исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов совместно с другими органами государственной исполнительной власти межотраслевых экспертных комиссий; привлечения на договорных началах других специализированных организаций для предварительного экспертного рассмотрения и подготовки соответствующих предложений.

Важными с точки зрения оперативности экспертных исследований являются сроки проведения экологической экспертизы. В связи с этим в ст. 38 Закона предусмотрены предельные сроки проведения государственной экологической экспертизы объектов. Они составляют: до 45 календарных дней с продлением при необходимости до 60 дней, а в исключительных случаях, в зависимости от сложности проблемы - до 120 дней, проводимые группами специалистов эколого-экспертных подразделений, учреждений или организаций центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов; до 90 календарных дней, проводимые специально созданными межотраслевыми эколого-экспертными комиссиями или другими специализированными организациями; до 30 календарных дней, проводимые по доработанным материалам в соответствии с выводам предшествующей экологической экспертизы. Началом государственной экологической экспертизы считается день представления эколого-экспертному органу комплекта необходимых материалов и документов, а при необходимости - и дополнительной научно-исследовательской информации по тем вопросам, которые возникли во время проведения экспертизы.

Особые требования предъявляются законодательством к выводам государственной экологической экспертизы. Они, согласно ст. 39 Закона, должны содержать оценку экологической допустимости и возможности принятия решений в отношении объекта экологической экспертизы и учитывать социально-экономические последствия. Положительные выводы государственной экологической экспертизы, после их утверждения специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов или его органами на местах, являются основанием для открытия финансирования проектов и программ либо соответствующей деятельности. Реализация проектов и программ или деятельности без положительных выводов государственной экологической экспертизы запрещается. При отрицательной оценке объектов государственной экологической экспертизы заказчик обязан обеспечить их доработку в соответствии с требованиями эколого-экспертного вывода и своевременную передачу материалов на дополнительную государственную экологическую экспертизу.

Действие выводов государственной экологической экспертизы также ограничено определёнными сроками. Так, положительный вывод государственной экологической экспертизы является действительным в течение трех лет со дня его вынесения. Если за это время не начата реализация решения в отношении объекта государственной экологической экспертизы, то он подлежит новой государственной экологической экспертизе.

С целью информирования население и согласования действий с другими объединениями граждан субъекты общественной экологической экспертизы объявляют через средства массовой информации Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в котором указываются сведения о составе общественного эколого-экспертного формирования, перечень специалистов, привлеченных к участию в экспертизе, объект экологической экспертизы и сроки ее проведения. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы подается в соответствующие местные Советы, органы государственной исполнительной власти или органы государственной экологической экспертизы.

Согласно ст. 42 Закона, выводы общественной экологической экспертизы могут быть освещены в средствах массовой информации и направлены соответствующим Советам, органам исполнительной власти на местах, органам государственной экологической экспертизы, другим заинтересованным органам и лицам, и заказчикам объектов экологической экспертизы, в отношении которых она проводилась. Выводы общественной экологической экспертизы могут учитываться при проведении государственной экологической экспертизы, а также органами, которые принимают решение о реализации объекта экспертизы.

Выводы экологической экспертизы состоят из вступительной (протокольной), констатирующей (описательной) и заключительной (оценочно-обобщающей) частей. Во вступительной части содержатся данные об органе, проводившем экологическую экспертизу, составе экспертов, времени проведения, наименовании объекта экологической экспертизы, его количественных и качественных показателях, сведения об исполнителях и заказчиках экологической экспертизы и об органе, принимающем решение о реализации объекта экологической экспертизы. В констатирующей части представляется краткая характеристика видов запланированной или осуществляемой деятельности, ее воздействия на состояние окружающей природной среды, степени экологического риска соответствующих мероприятий, направленных на нейтрализацию и предотвращение этого воздействия, обеспечение требований экологической безопасности, охраны окружающей природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. В заключительной части содержатся обобщающая оценка объекта экологической экспертизы, замечания и предложения по усовершенствованию обоснования его экологического воздействия, выводы об одобрении, возвращении на доработку или отклонении его от дальнейшего эколого-экспертного рассмотрения со ссылкой на соответствующие нормативные документы и о возможности принятия решения относительно дальнейшей реализации объекта экологической экспертизы.

В ст. 44 Закона предусматривается возможность обжалования выводов государственной экологической экспертизы. Юридические лица, заинтересованные в опровержении выводов государственной экологической экспертизы или их отдельных положений, подают обоснованное заявление в соответствующие Советы, органы государственной исполнительной власти, органы государственной экологической экспертизы и другие органы, принявшие решение о проведении такой экспертизы. В случае отказа в рассмотрении заявления они имеют право обратиться в суд. Таким образом, обжалование выводов государственной экологической экспертизы может осуществляться в судебном порядке после их рассмотрения в административном порядке.

Соответствующие Советы, органы государственной экологической экспертизы и другие органы, принявшие решение о проведении государственной экологической экспертизы, обязаны в месячный срок рассмотреть представленное заявление, и при наличии достаточных оснований, назначить проведение дополнительной государственной экологической экспертизы с привлечением независимых экспертов. Обжалование выводов государственной экологической экспертизы не приостанавливает их действия.

Выводы дополнительной государственной экологической экспертизы являются окончательными для принятия соответствующим органом решения относительно дальнейшей реализации объекта экологической экспертизы. Однако решения, принятые соответствующими органами на основании выводов государственной экологической экспертизы, могут быть обжалованы заинтересованными юридическими лицами в вышестоящие органы в течение месяца со дня их принятия, а в случае несогласия с решениями этих органов - в судебном порядке в соответствии действующим законодательством.

Определённый интерес представляет признание выводов государственной экологической экспертизы недействительными. Так, в соответствии со ст. 45 Закона, выводы государственной экологической экспертизы могут быть признаны недействительными в судебном порядке в случаях: нарушения требований законодательства о проведении государственной экологической экспертизы; несоблюдения государственных санитарных норм, правил, гигиенических нормативов, строительных норм и правил, требований по охране окружающей природной среды, использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности; не достаточного учета важных достоверных сведений о состоянии экологической ситуации, сложившейся в районе или месте реализации объекта экологической экспертизы, который может оказывать отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, природных ресурсов, здоровье людей; нарушения прав участников эколого-экспертного процесса, если это привело к недостоверному выводу экологической экспертизы.

В отличие от других эколого-правовых законодательных актов Закон об экологической экспертизе регулирует некоторые вопросы финансирования экологической экспертизы. Так, согласно ст. 47 Закона, финансирование государственной экологической экспертизы осуществляется ее заказчиком. Государственные экологические экспертизы объектов, реализуемые за счет государственных капиталовложений, финансируются за счет государственного бюджета. Финансирование государственной экологической экспертизы экологических ситуаций и экологически опасных действующих объектов и комплексов, проводимой по решению Кабинета Министров Украины, Правительства Автономной Республики Крым, местных Советов либо их исполнительных комитетов, осуществляется соответственно за счет средства государственного бюджета, бюджета Автономной Республики Крым, местных бюджетов, а также соответствующих фондов охраны окружающей природной среды. Средства на проведение государственной экологической экспертизы объектов, финансируемых за счет её заказчиков или государственных капиталовложений, выделяются в пределах лимитов проектно-сметной документации согласно нормативам, установленным Кабинетом Министров Украины.

Заказчики других видов экологических экспертиз, заинтересованные в проведении дополнительных экспертиз, а также предприятия, учреждения и организации, эксплуатирующие экологически опасные объекты, оказывающие отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды и здоровья людей, проводят экологические экспертизы за свой счет в соответствии с заключенными договорами. Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет средств объединений граждан, общественных природоохранных и других фондов, а также целевых добровольных денежных взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций.

 

Основные нормативные акты и специальная литература

Об экологической экспертизе: Закон Украины от 9 февраля 1995 года. //Ведомости. – 1995. – № 8. – Ст. 54 с дополнениями, внесенными Законом от 6 апреля 2000 года.

О научной и научно-технической экспертизе: Закон Украины от 10 февраля 1995 года. //Ведомости. – 1995.– № 9. – Ст. 56.

О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам охраны окружающей природной среды: Закон Украины от 6 марта 1996 года. //Ведомости. – 1996. – № 15. – Ст. 70.

Положение о предоставлении услуг подразделениями Государственной экспертизы проектов. К., 1990.

Инструкция об осуществлении государственной экологической экспертизы. Утверждена приказом Минэкобезопасности № 55 от 7 июня 1995 года.

 

Андрейцев В. И. Правовое обеспечение экологической экспертизы проектов. К., 1990.

Андрейцев В. И. Земельная реформа: Приватизация. Экология, Право. К.,1997.

Круглов В.В. Правовые вопросы охраны окружающей среды. Учебное пособие. Екатеринбург, 1994.

Макаров С.В., Каменская Ю.Ю. Экологическое аудирование. М.,1995.

Федоров К. Е. Экологический кризис и социальный прогресс. Л., 1977.


[1] См.: Об экологической экспертизе: Закон Украины от 9 февраля 1995 года с дополнениями, внесенными Законом от 6 апреля 2000 года, далее – Закон.

[2] См.: О научной и научно-технической экспертизе: Закон Украины от 10 февраля 1995 года. //Ведомости. – 1995. - №9. – Ст. 56.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.