КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Двигательные ошибки в спорте (их место и причины)
Тема 9. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОШИБОК 1. Двигательные ошибки в спорте (их место и причины) 2. Классификация двигательных ошибок 3. Обнаружение, распознавание и оценка технических ошибок 4. Устранение ошибок Ошибки — это отклонения характеристик движений, выходящие за допустимые пределы и существенно снижающие результат упражнения. По значению различают ошибки: а) основные — нарушающие основной механизм упражнения и б) частные — нарушающие требования к качеству выполнения упражнения, но не в самых основных особенностях, при правильном выполнении основного механизма. От ошибок следует отличать недочеты — только количественное отставание тех или иных характеристик, которое существенно не нарушает качество. Причины ошибок разнообразны; например: 1) недостаточное ознакомление с упражнением и поэтому неправильное понимание требований к его выполнению; 2) недостаточное освоение упражнения (недоработка элементов, неправильное их взаимодействие, отсутствие необходимой физической подготовленности и др.); 3) недостаточная помехоустойчивость, что мешает успешно выполнять упражнение в усложненных условиях. Это самые общие причины ошибок, связанных с методикой обучения. Возникают ошибки также из-за неудовлетворительного инвентаря, неправильной постановки задач, недостаточного закрепления ранее изученного и по многим другим причинам. Последствия ошибокзависят от взаимосвязей движений и их значения в системе. Очень часто ошибки проявляются и одновременно — в движениях других звеньев тела и последовательно — в следующих фазах. Цепной (одна за одной) и сетевой (несколько одновременных) характер распространения ошибок объясняет, почему чаще встречается сразу несколько ошибок, чем одна, возникает измененная, искаженная по сравнению с требуемой система движений. Предупреждение ошибок достигается прежде всего применением правильной методики в каждом конкретном случае, иначе говоря, рациональным построением системы движений. Ошибки при обучении могут возникать всегда; но при правильной методике их немедленно устраняют, не дают закрепиться. При неправильной методике ошибки заучиваются и потом их устранить становится намного труднее. Преодоление ошибок — одна из важнейших задач спортивной тренировки, самая сложная задача технической подготовки. Успешной борьбой с ошибками можно уменьшить вероятность их появления и среднюю величину (степень). Тут следует заметить,что понятие «двигательная ошибка» динамично: то, что для мастера грубая ошибка, для новичка подчас мелкая, а то, что для мастера мелкая, для новичка вообще не ошибка. Каково происхождение двигательных ошибок? Это нужно знать, чтобы успешно с ними бороться. Прежде всего следует сказать, что рассматривать данный вопрос можно только в самом общем плане, поскольку для каждого вида спорта характерны свои двигательные ошибки, со своей спецификой. Двигательная неточность — неотъемлемый компонент двигательной деятельности, любого движения, любого мышечного напряжения. Вопрос в том, как велики и насколько значимы для развития действия эти неточности. Они должны достигать какой-то существенной величины, чтобы можно было их заметить, отметить нежелательное отклонение результата действия от запрограммированного и таким образом констатировать наличие двигательной ошибки. В противном случае, если нет видимого ухудшения результата действия или упражнения в целом (либо перерасхода энергии), говорят о равноправном варианте техники, реализованном спортсменом. Таким образом, двигательными ошибками следует называть лишь такие двигательные неточности, которые влекут за собой ощутимое ухудшение двигательной деятельности. В основе происхождения двигательной неточности лежит несколько факторов. 1. Колебания напряжения вокруг выбранного его значения (тремор мышц), которые можно уменьшить тренировкой, но которых нельзя избежать, уже обеспечивают какую-то двигательную неточность. 2. Неточно выбранные средние значения напряжения мышц, что может объясняться хотя бы тем обстоятельством, что физиологическое состояние нервной и мышечной систем непостоянно, оно все время в какой-то мере изменяется, так что одна и та же кодовая программа (см. 1.1) вызывает каждый раз несколько различающиеся между собой напряжения. Эта неточность улавливается проприорецепторами, и в напряжения вносятся коррекции. Но на это необходимо время, хотя и очень небольшое, и поэтому в течение какого-то времени напряжение будет неверным. 3. В результате неточностей в напряжении мышц движения совершаются в несколько иных, чем было запрограммировано, направлениях и с несколько иным ускорением (а отсюда и скоростью) — налицо кинематические неточности. .4. Аппараты оценки отклонений (двигательных неточностей) неизбежно функционируют с какими-то погрешностями. Аппараты определения и реализации необходимых коррекций тоже ведь обеспечивают лишь конечную точность. Так что и эти факторы вносят свою лепту в формирование двигательных неточностей. Но двигательные ошибки — это не только значимые неточности. Спортсмен может просто недостаточно хорошо знать, как строится то или иное двигательное или частное действие, что бывает результатом заблуждений в отношении техники упражнения и техники его выполнения, результатом неспособности (тем более в условиях дефицита времени) найти целесообразный вариант техники упражнения для создавшихся особых (отличающихся от привычных) условий его выполнения, результатом неумения обеспечить правильное выполнение упражнения из-за недостаточного двигательного потенциала, в том числе в связи с утомлением. Двигательным ошибкам часто свойственна «многоэтажность»: одна влечет за собой другую, создавая причинную цепь, нередко разветвленную. Например, ошибка в динамике, т. е. в напряжении мышц и во взаимодействиях с другими телами, может вызвать кинематическую (в скорости, ускорении), геометрическую (в позе, размахе движения), ритмическую ошибки либо другую динамическую ошибку, например в связи с инерционностью процесса расслабления мышц. Эти «производные» ошибки, в свою очередь, могут послужить причиной различных ошибок любого из перечисленных типов. «Многоэтажность» (причинная иерархия) двигательных ошибок—одна из главных трудностей при их анализе с целью устранения. Ведь в глаза часто бросаются довольно далекие последствия той ошибки, которая лежит в основе причинной цепи — далекие и по содержанию и даже по пространственной локализации. Можно проиллюстрировать это характерным примером из спортивной гимнастики. Разведение ног при выполнении маха дугой с поворотом обычно является следствием неправильного взаимодействия рук с грифом перекладины — «закручивание» тела вокруг его продольной оси недостаточно или вообще отсутствует. Некоторые общие положения анализа двигательных ошибок целесообразно классифицировать: ведь классификация — это уже определенная ступень анализа.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 8101; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |