Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приемы анализа




Наряду с правилами качественного биомеханическо­го анализа следует знать приемы, обеспечивающие их выполнение, и владеть ими.

Организация наблюдения. 1. Повторение действия без изменения способа выполнения (для уточнения наб­людения). Несколько таких повторений дают материал, позволяющий строить анализ на устойчивых, а не слу­чайных деталях выполнения. 2. Если спортсмен несколь­ко раз выполняет упражнение, акцентируя внимание на какой-то определенной детали, он и его тренер (послед­ний с опорой на опрос спортсмена об его ощущениях) получают возможность лучше разобраться именно в этой части упражнения. 3. Выполнение одного и того же уп­ражнения или действия разными спортсменами для сравнительного анализа.

Варьирование выполнения действий. 1. Спортсмену предлагается изменить способ выполнения ключевого движений, что изменяет всю причинную цепь имеющихся двигательных ошибок. Путем сравнительного анализа легче найти ошибку-первопричину. 2. Спортсмену пред­лагается изменить какие-то компоненты системы движе­ний, с тем чтобы: а) определить возможности и пути со­вершенствования техники упражнения; б) модифициро­вать упражнение или действие; в) раскрыть индивиду­альные особенности или возможности спортсмена;

г) определить допустимую вариативность системы дви­жений. 3. Спортсмену предлагается несколькими разны­ми способами выполнить одни и те же компоненты сис­темы движений, чтобы углубить представления о ее структуре, о предоставляемых ею компенсаторных воз­можностях, о сравнительной эффективности различных вариантов техники упражнения либо техники выполне­ния упражнения.

Снижение логико-информационных трудностей ана­лиза. 1. Прием динамической фрагментации: сложные динамические системы делятся на более простые. Этот прием справедлив, конечно, лишь условно, поскольку в сложных системах движений принцип простого сумми­рования частей целого далеко не всегда применим и всегда весьма неточен, сопряжен с упрощениями и иска­жениями действительной картины. Поэтому в результат заранее вносится ошибка, и задача проводящего ана­лиз — определить, в каких случаях ошибка остается в таких пределах, что при КБА ею можно пренебречь.

Использование данного приема сопряжено с использованием метода «отсечения связей», широко применяемого в теоретической механике (конечно, в его специфической для КБА интерпретации). Нужно приближенно, «на глаз», определить силы, с которыми дейст­вуют условно ликвидированные связи, и включать эти силы в рассматриваемую систему. Чем точнее (по величине и направлению) определены силы, тем точнее будет анализ. При сравнительном КБА интерес обычно представляет зависимость изменения каких-то сто­рон или характерных особенностей рассматриваемой системы движе­ний отизменения упомянутых сил, создаваемых связями.

2. Кинематическая фрагментация также упрощает анализ, но здесь нет необходимости в «отсечении свя­зей». Зато четко встает вопрос о раздельном анализе относительных и «абсолютных» (так часто называют дви­жения относительно системы отсчета, связанной с Зем­лей) движений и их систем.

3. Прогнозируя появление двигательных ошибок, мо­жно определенным образом «нацелить» на обнаружение их признаков свои анализаторы: кто знает и ожидает, тот лучше видит.

4. Положение ц. т. тела и его звеньев определяется «на глаз» путем сравнения рассматриваемой позы с дру­гой, по возможности близкой, для которой это положе­ние известно.

При сравнительном анализе часто бывает достаточно установить примерные направление, скорость и ускорение ц. т. тела и его звень­ев, поскольку именно это в основном определяет динамику действия. «Прикинуть» данные характеристики несложно, если движения звеньев тела выполняются со значительным размахом. Для движе­ний с малым размахом сделать это гораздо труднее, хотя все-таки можно, если суметь хорошо их разглядеть и понять их место в си­стеме. Конечно же, качественные оценки («больше — меньше», <сильнее—слабее—так же», «выше—ниже—так же» и т.п.), мо­гут быть тоньше, количественно определеннее, если лучше оценить все основные суставные движения.

5. Использование готовых «штампов» решений и оце­нок в типичных двигательных ситуациях или их фраг­ментах. В ситуациях, сходных с ними в чем-то сущест­венном, имеет смысл «примерять» соответствующие «штампы» в расчете на то, что они могут натолкнуть на верное решение, а в случае удачи — даже подойти с до­пустимой погрешностью.

6. Определение динамики действия с учетом «следо­вых» движений: непроизвольных движений по оконча­нии основного действия, происходящих в результате ос­таточного напряжения мышц. «Следовые» движения по­зволяют определить характер и степень напряжения мышц перед самым завершением основного действия.

7. Мысленное представление себя выполняющим рас­сматриваемое действие в той же ситуации (так же или в чем-то иначе). Этот прием можно назвать идеомоторным моделированием. Оно может существенно помочь выявить: а) динамику усилий, б) детали техники выпол­нения действия, в) сопутствующие ощущения, г) возмож­ные тенденции возникновения двигательных ошибок, д) причины двигательных ошибок. При идеомоторном моделировании тренер привлекает свой собственный сенсомоторный опыт выполнения соответствующих (или сходных) двигательных действий.

Анализ изображений и мысленно представляемых схем. 1. Учет перспективных и ракурсных искажений на кинограмме, в частности связанных с движениями в плос­костях, не параллельных плоскости кадра. 2. При опре­делении ц. т. тела или его фрагментов попарное соедине­ние прямой ц. т. звеньев (общий ц. т. расположен на этой прямой, его расстояние от ц. т. звеньев обратно про­порционально их массам). Этот прием позволяет найти расположение ц. т. любого по величине комплекса звень­ев тела или даже системы тел. 3. Различное расположе­ние кинограмм или рисунков, чтобы легче было рассмат­ривать отдельно активную динамику движений, отвлечь­ся от действия силы тяжести (иногда это нужно).

Приемы преобразования информации. 1. Интерполя­ция определение промежуточных значений величины по известным ее значениям, расположенным по разные стороны от искомых. При этом требуется знание «рас­стояния» определяемой величины от известных и закон ее изменения в связи с расположением в данной области (пространственной, временной, силовой и т.п.). 2. Экст­раполяция — определение величины, расположенной вне изученной области, по известным величинам, располо­женным внутри нее. Исходной предпосылкой является знание закона изменения этих величин в связи с их рас­положением и предположение о том, что данный закон имеет силу и вне данной области. Следует различать метод экстраполяции — основу прогнозирования как ро­да деятельности и прием экстраполяции—способ упрос­тить решение конкретной задачи. Часто для более точ­ной экстраполяции нужно предварительно произвести ряд интерполяций. 3. Оптимизация также прием, пред­ставляющий собой конкретное приложение метода. Зак­лючается он в том, что находится не самая лучшая с какой-то одной точки зрения величина или характеристи­ка, а оптимальная, т. е. лучшая с учетом всего комплек­са существенных точек зрения. Не имея возможности ис­пользовать специальные математические способы опти­мизации величин, следует обращаться к своему опыту, интуиции и методу подбора. 4. Экстремализация при­ем, применяемый, когда необходимо знать, что получит­ся, если рассматриваемая величина достигнет возмож­ного максимума или минимума (т. е. экстремума). За­дача — так изменить действующие внешние и внутренние факторы, чтобы данный экстремум был достигнут.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.