КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
F. Формирование и перестройка систем движений
ПУТИ ОВЛАДЕНИЯ ТЕХНИКОЙ И ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Фиксация и прогрессированив Фиксация как закрепление освоенного — необходимое условие для дальнейшего прогресса. Но чрезмерная фиксация препятствует перестройке системы движений и исключает дальнейшее прогрессирование. Научение как результат обучения (извне) и самообучения невозможно без фиксации (закрепления) достигнутого. Но фиксация освоенного как основа прогрессирования (дальнейшего развития, перестройки движений) сама может стать тормозом совершенствования. Чрезмерно фиксированные скорости движений, их ритм, темп, размах, а также позы, усилия представляют собой своего рода «барьеры», «потолки», препятствующие дальнейшему росту. Причина чрезмерной фиксации в однообразии применяемых средств, методов и организуемых условий тренировки. Монотонность условий и содержания тренировочных воздействий — одно из наиболее частых препятствий в прогрессировании технического мастерства. Надо добиваться тренировки программы перестройки программ как способа борьбы с чрезмерной фиксацией, по выражению Л. А. Орбели — «тренировки тренируемости». Для того чтобы совершенствовать систему движений, надоее сначала сформировать. Поскольку и формирование и совершенствование есть по сути перестройка системы, граница между ними условная. Формирование системы можно считать в основе завершенным, когда она позволяет достаточно полно использовать двигательныевозможности. Формирование системы движений происходит при многократной смене задач ознакомления, освоения и применения — каждый раз на более высоком уровне требований. Это продолжается до тех пор, пока не будет достигнуто уверенное применение разучиваемого упражнения с достаточно полным использованием наличных двигательных возможностей для получения результата.
Формирование системы движений происходит неравномерно, поэтапно, что отражает этапы развертывания физиологических механизмов управления (генерализация возбуждения, его концентрация, автоматизация движений как упрочение складывающихся отношений между процессами). Однако отчетливое следование этой схеме теоретически возможно лишь в случае, если изучаемое движение: а) настолько просто, что не имеет подсистем, и б) настолько ново, что не может быть использован накопленный двигательный опыт. Так как подобных случаев в практике не бывает, то всегда в том или ином порядке подсистемы формируются и получают свое место в целой системе. У разных людей двигательный опыт (ранее выработанные подсистемы) столь различен, что одинаковые пути формирования системы не встречаются, хотя в основе их лежат общие физиологические закономерности. В реальных условиях в построении системы движений друг друга сменяют не единые для всех случаев стадии овладения навыком, а процессы решения групп общих задач: ознакомление, освоение и применение. Они повторяются многократно для элементов, подсистем, объединений подсистем, для всей системы—по разным характеристикам, с разной степенью глубины. Ознакомление с упражнением (до возникновения ясности задачи обучения) включает: теоретическое понимание внешней картины и особенно механизма движений; зрительное восприятие выполнения действия или его элементов; формирование двигательного ощущения при попытках выполнения с помощью подводящих упражнений или сразу изучаемого движения. Рассказ, показ и проба — три пути создания модели изучаемого упражнения, психологической структуры, зрительного образа, синтеза двигательных ощущений — формирования двигательного образа в целом.
Освоение разучиваемого упражнения (до появления возможности его безотказного выполнения) происходит аналитико-синтетическим путем в зависимости от особенностей упражнения, подготовленности ученика, быстроты и прочности освоения и других факторов. Работа по частям — создание сначала подсистем, а потом их объединение (интеграция ). Работа по элементам — создание в общем виде целого, а потом его расчленение (дифференциация), совершенствование деталей.Оба приема могут чередоваться, неоднократно сменяя друг друга. Применение упражнения для получения результата направлено на повышение эффективности движений и обеспечение надежности их выполнения. Первая задача решается вначале в оптимальных условиях, способствующих выполнению упражнения. Для решения второй применяются меняющиеся все в большей степени условия, специальное включение помех. После завершения (в основном) формирования системы движений наступает длительный путь становления и совершенствования технического мастерства (ограниченный только концом спортивной деятельности). Если при овладении техникой необходимо было сформировать систему движений, то здесь требуется ее неуклонное прогрессивное совершенствование. Оно тесно связано с повышением функциональных возможностей, развитием двигательных качеств. Для совершенствования мастерства нужно лучше использовать возможности спортсмена и целенаправленно повышать их. Становление спортивного мастерства происходит, как и овладение техникой, также неравномерно, по этапам. Эти этапы зависят от вида упражнения и цели их применения. Например, при совершенствовании динамической структуры вначале наблюдается поисково-приспособительная деятельность (1-я стадия). Спортсмен учится решать задачу экономично, акцентируя мышечные усилия и используя значительные реактивные силы в тех фазах, где это наиболее целесообразно. Во 2-й стадии активного взаимодействия со средой спортсмен с высокой эффективностью использует свои возросшие двигательные возможности. В 3-й стадии — стадии подчинения внешних сил — наиболее успешно использует их для решения задачи. В эти три стадии физическое совершенствование и умение использовать свои возможности нарастают неравномерно. Лишь в третьей стадии темпы роста в обоих направлениях сближаются. Сопряженное воздействие в физической и технической подготовке способствует росту результатов на высшем уровне.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1133; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |