Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

F. Формирование и перестройка систем движений




ПУТИ ОВЛАДЕНИЯ ТЕХНИКОЙ И ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Фиксация и прогрессированив

Фиксация как закрепление освоенного — необходимое условие для дальнейшего прогресса. Но чрезмерная фиксация препят­ствует перестройке системы движений и исключает дальнейшее прогрессирование.

Научение как результат обучения (извне) и самообучения невоз­можно без фиксации (закрепления) достигнутого. Но фиксация освоен­ного как основа прогрессирования (дальнейшего развития, перестрой­ки движений) сама может стать тормозом совершенствования. Чрез­мерно фиксированные скорости движений, их ритм, темп, размах, а также позы, усилия представляют собой своего рода «барьеры», «по­толки», препятствующие дальнейшему росту.

Причина чрезмерной фиксации в однообразии применяемых средств, методов и организуемых условий тренировки. Монотонность условий и содержания тренировочных воздействий — одно из наиболее частых препятствий в прогрессировании технического мастерства. Надо до­биваться тренировки программы перестройки программ как способа борьбы с чрезмерной фиксацией, по выражению Л. А. Орбели — «тре­нировки тренируемости».

Для того чтобы совершенствовать систему движений, надоее сна­чала сформировать. Поскольку и формирование и совершенствование есть по сути перестройка системы, граница между ними условная. Фор­мирование системы можно считать в основе завершенным, когда она позволяет достаточно полно использовать двигательныевозможности.

Формирование системы движений происходит при многократной смене задач ознакомления, освоения и применения — каждый раз на более высоком уровне требований. Это продолжается до тех пор, пока не будет достигнуто уверенное применение разучи­ваемого упражнения с достаточно полным использованием налич­ных двигательных возможностей для получения результата.

Формирование системы движений происходит неравномерно, поэтапно, что отражает этапы развертывания физиоло­гических механизмов управления (генерализация возбуждения, его концентрация, автоматизация движений как упрочение складывающих­ся отношений между процессами). Однако отчетливое следование этой схеме теоретически возможно лишь в случае, если изучаемое движение: а) настолько просто, что не имеет подсистем, и б) настолько ново, что не может быть использован накопленный двигательный опыт. Так как подобных случаев в практике не бывает, то всегда в том или ином поряд­ке подсистемы формируются и получают свое место в целой системе. У разных людей двигательный опыт (ранее выработанные подсистемы) столь различен, что одинаковые пути формирования системы не встре­чаются, хотя в основе их лежат общие физиологические закономер­ности.

В реальных условиях в построении системы движений друг друга сменяют не единые для всех случаев стадии овладения навыком, а процессы решения групп общих задач: ознакомление, освоение и при­менение. Они повторяются многократно для элементов, подсистем, объединений подсистем, для всей системы—по разным характеристи­кам, с разной степенью глубины.

Ознакомление с упражнением (до возникновения ясности задачи обучения) включает: теоретическое понимание внешней картины и особенно механизма движений; зрительное восприятие выполнения действия или его элементов; формирование двига­тельного ощущения при попытках выполнения с помощью подводящих упражнений или сразу изучаемого движения. Рассказ, показ и проба — три пути создания модели изучаемого упражнения, психологической структуры, зрительного образа, синтеза двигатель­ных ощущений — формирования двигательного образа в целом.

Освоение разучиваемого упражнения (до появления возмож­ности его безотказного выполнения) происходит аналитико-синтетическим путем в зависимости от особенностей упражнения, подготовлен­ности ученика, быстроты и прочности освоения и других факторов. Работа по частям — создание сначала подсистем, а потом их объе­динение (интеграция ). Работа по элементам — создание в общем виде целого, а потом его расчленение (дифференциация), совершенство­вание деталей.Оба приема могут чередоваться, неоднократно сменяя друг друга.

Применение упражнения для получения результата направлено на повышение эффективности движений и обеспечение на­дежности их выполнения.

Первая задача решается вначале в оптимальных условиях, способ­ствующих выполнению упражнения. Для решения второй применя­ются меняющиеся все в большей степени условия, специальное вклю­чение помех.

После завершения (в основном) формирования системы движений наступает длительный путь становления и совершен­ствования технического мастерства (ограничен­ный только концом спортивной деятельности). Если при овладении техникой необходимо было сформировать систему движений, то здесь требуется ее неуклонное прогрессивное совершенствование. Оно тесно связано с повышением функциональных возможностей, развитием дви­гательных качеств. Для совершенствования мастерства нужно лучше использовать возможности спортсмена и целенаправленно повышать их.

Становление спортивного мастерства происходит, как и овладение техникой, также неравномерно, по этапам. Эти этапы зависят от вида упражнения и цели их применения. Например, при совершенствова­нии динамической структуры вначале наблюдается поисково-приспособительная деятельность (1-я стадия). Спортсмен учится решать задачу экономично, акцентируя мышечные усилия и используя значительные реактивные силы в тех фазах, где это наиболее целесообразно. Во 2-й стадии активного взаимодействия со средой спортсмен с высокой эф­фективностью использует свои возросшие двигательные возможности. В 3-й стадии — стадии подчинения внешних сил — наиболее успешно использует их для решения задачи. В эти три стадии физическое совершенствование и умение использовать свои возможности нарастают неравномерно. Лишь в третьей стадии темпы роста в обоих направле­ниях сближаются. Сопряженное воздействие в физической и техниче­ской подготовке способствует росту результатов на высшем уровне.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1133; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.