Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение произвольности и автоматизма в управлении




Стандартизация — это обеспечение требований к современной, наиболее рациональной, эффективной технике. Стандартизация осуществляется определением предела допустимых отклонений (приспособительных и индивидуальных).

В каждый период развития спорта существует так называемая «сов­ременная» техника. Она отвечает требованиям правил соревнований. Это наиболее эффективная техника, сложившаяся в результате поиска, отбора и закрепления в практике наиболее совершенного.

Образец в технике обозначают терминами «стандарт» (англ.) и «эталон» (франц.). Но стандарт и эталон принципиально отличаются друг от друга. Стандарт пре­дусматривает определенные допуски — разница между наибольшим и наименьшим значением предельного отклонения. Эти отклонения в зависимости от практических требований могут быть значительными. Эталон — это очень точный образец для измерения. В нем тоже есть погрешности, но они должны быть исчезающе малы. Сле­довательно, поиски эталона техники предполагают стремление технику всех спортс­менов, независимо от их индивидуальных особенностей, сделать одинаковой.

Поиски стандарта означают признание факта вариативности техники, понима­ние не только неизбежности, но и необходимости отклонений —приспособительных и коррекционных.

Стандартизация означает определение основ техники, которые долж­ны оставаться одинаковыми для всех на современном этапе. При этом обязательно предусматривается допустимость приспособительных и индивидуальных отклонений.

Индивидуализация техники— это приведение техники в соответствие с индивидуальными особенностями спортсмена, обеспечивающее высокую эффективность усилий. Индивидуализация достигается отражением в технике положительных особенностей спортсмена.

По современным представлениям функциональные возможности двигательной деятельности изучаются в виде комплекса двигательных качеств, основные из которых — сила, быстрота, выносливость. Каж­дое из названных качеств имеет ряд особенностей, в той или иной сте­пени связанных между собой (например, статическая и динамическая сила, быстрота реакции, быстрота одиночного движения, общая вынос­ливость, силовая выносливость и др.). Уровень и характер функцио­нальных возможностей зависит от развития и соотношения всех видов двигательных качеств. Для каждого вида спорта или спортивных упражнений характерны определенные профили развития видов ка­честв. Техника каждого спортсмена обусловлена его индивидуальным профилем физического развития.

Типовые особенности телосложения и подготовленности спортсме­нов позволяют находить «типовую» индивидуализацию техники для спортсменов этого типа. А сугубо личные особенности требуют уже «пер­сональной индивидуализации.

На характер техники спортсмена влияют его телосложение и функ­циональные возможности. К особенностям формы и строения тела, вли­яющими на технику, относятся рост, длина звеньев тела как рычагов и маятников, пропорции частей тела, масса звеньев тела,их моменты инерции.

Следовательно, индивидуализация означает как приспособление техники к особенностям спортсмена, так и развитие его функциональ­ных возможностей соответственно требованиям техники.

Таким образом, техника вырабатывается в соответствии со стандар­том, индивидуализируется и приспосабливается к конкретным усло­виям выполнения, включает в себя общие, индивидуальные и конкрет­ные особенности.

Произвольность — это способность человека по своей воле «вызывать, прекращать, усиливать и ослаблять движение» (И. М. Сеченов).

Человек управляет движениями произвольно приочень значи­тельном удельном весе автоматического управления.

Вся сознательная активная деятельность спортсмена — произволь­ная. Внимание к деталям движений организовано волей. Волевые действия, руководимые сознательно поставленной целью и характери­зуемые преодолением препятствий, во многом зависят от информации, воспринимаемой при наблюдении.

Автоматизм — это способность выполнять движения легко, точно, без обязательного произвольного контроля на уровне от­ражения в сознании.

Автоматизация управления приводит к более прочному, совершен­ному выполнению движения, что позволяет уменьшать произвольный контроль над движениями и переключать внимание с движений на дру­гие объекты.

Сочетание произвольности и автоматизма вырабатывается в процес­се тренировки, создаются способность и навыки переключения внима­ния с деталей движений на более общие задачи (достижение цели, борь­ба с помехами и др.). Безусловнорефлекторные элементы действия всег­да автоматические. По мере овладения техникой многие особенности и детали движений уходят из-под произвольного контроля и управ­ления, становятся автоматическими.

В спортивной технике активное внимание и волевые усилия обра­щаются на соответствующие особенности движений, что приводит к Повышению качества их выполнения.

Соотношение произвольности и автоматизма зависит от особенно­стей системы движений, степени овладения ими, условий выполнения, причин, требующих произвольного контроля и волевых усилий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.