КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вторая функция: построение управленческой структуры фирмыи организация ее функционирования
Чтобы фирма эффективно работала, необходимо ее структурно организовать, создать определенную управленческую структуру. При этом важное значение имеет распределение обязанностей и функций подразделений фирмы и отдельных ее работников, включая управленческих. В управленческой структуре существует разделение труда. Это разделение может осуществляться по различным критериям. Назовем в качестве примера два критерия разделения управленческого труда: в зависимости от вида деятельности (специализированное) и вертикальное. Специализированное разделение труда - закрепление той или иной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше других (специалисты по маркетингу, финансам, рекламе и т.п.). Вертикальное разделение труда - подчиненность лиц на каждом уровне управления. Лицо, находящееся, например, на верхней ступени управления, может иметь в своем подчинении нескольких руководителей среднего звона. В структуре управления руководителей традиционно делят на три категории: руководители низового звена, руководители среднего звена, руководители высшего звена. Руководителями нижнего звена являются младшие начальники, находящиеся непосредственно над рабочими и т.п. Восприятие рабочими своей фирмы в основном определяется именно взаимодействием с руководителями низового звена. Эти руководители, как правило, отвечают за использование выделенных им ресурсов (сырье, материалы, оборудование и др.). Руководители среднего звена координируют работу руководителей низового звена, готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, затем передают эти решения после соответствующей обработки в технологически удобной форме в виде конкретных заданий низовым звеньям. Таким образом, руководители среднего звена являются как бы передаточным механизмом, промежуточным звеном между высшими и низовыми руководителями. Руководители высшего звена (председатель совета, концерна, президент фирмы, вице-президент, генеральный директор и др.) отвечают за принятие важнейших решений для фирмы в целом. Данная категория руководителей обычно накладывает отпечаток своей личности на весь облик компании. Успешно действующие руководители высшего звена ценятся очень высоко. Характер работы у них весьма специфичен: он не имеет четкого завершения, что держит руководителя в постоянном напряжении, внешняя среда все время меняется, существует риск неудачи. Структура управления может значительно отличаться в разных компаниях. Выделяются, главным образом, две структурные системы управления: - централизованная; - децентрализованная. При централизованной системе управления все управляющие по службам сведены вместе и подчинены вице-президенту по управлению. Децентрализованная система управления предоставляет управляющим различных подразделений осуществлять все функции, относящиеся к их деятельности. При этом управляющий каждого подразделения несет ответствен- ность за функционирование своего участка перед вице-президентом в данной сфере. В зависимости от размеров предприятия и его подразделений иерархическая цепочка управления может представлять: - двухзвенную систему: высшая администрация-заводоуправление; - трехзвенную систему: высшая администрация - администрация произ- - четырехзвенную систему: высшая администрация - администрация про- Таким образом, под структурой управления предприятием понимается количество и состав звеньев и ступеней управления, их соподчиненность и взаимная связь. Если между звеньями и ступенями управления на всех уровнях налицо рациональные связи при наименьшем числе ступеней управления в каждой системе, то для предприятия характерна оптимальная структура аппарата управления. Важным к требованием к структуре управления является его оперативность, которая означает, что за время от принятия решения до его осуществления в управляемой системе не произошли необратимые изменения, делающие ненужными (и даже вредными при отдельных условиях) реализацию принятия решений. Аппарат управления должен функционировать надежно. Это означает, что структура управления должна гарантировать достоверность передачи всей информации, не допускать искажения управляющих команд, обеспечивать бесперебойность связи в системе управления. Структура управления должна обеспечить также экономичность управления. Нужный эффект от управления должен достигаться при минимальных затратах на управленческий аппарат. На структуру управления оказывают влияние также факторы собственно управленческого порядка, в том числе: - соотношение между линейной, функциональной и другими формами ор- - степень соответствия структуры аппарата управления иерархической - соотношение между централизованными и децентрализованными фор- - сочетание специализации процессов управления с концентрацией одно- - уровень механизации, автоматизации и компьютеризации управленче- - квалификация работников, эффективность их труда; - зависимость между численностью подчиненных и возможностями кон- Эффективность управления предприятием в основном зависит от его организационных форм. Различают линейную, функциональную и линейно-функциональную, линейно-штабную и иные формы организации управления. Линейная организация характеризуется тем, что во главе ячейки предприятия любого масштаба стоит руководитель-единоначальник, осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредотачивающий в своих руках все функции управления. В свою очередь, сам руководитель по всем вопросам своей деятельности подчинен вышестоящему начальнику. На этой основе создается иерархия руководителей данной системы управления, например, мастер -начальник цеха - директор. Аппарат специалистов по выполнению отдельных функций управления в условиях линейной организации отсутствует. Функциональная организация заключается в том, что выполнение отдельных функций управления специализируется, а для их осуществления выделяются функциональные подразделения аппарата управления (либо отдельные функциональные исполнители). Выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции является обязательным для структурных подразделений. Поскольку функциональная организация существует в этом случае наряду с линейной, то создается двойное подчинение для исполнителей. Так, начальник цеха, подчиняясь непосредственно руководителю предприятия, обязан выполнять также указания соответствующих функциональных отделов в пределах их компетенции. При линейно-функциональной организации назначение функциональных служб заключается в подготовке данных для линейного руководителя в целях компетентного решения возникающих управленческих задач. Рекомендации функциональных органов становятся обязательными для исполнения соответствующими подразделениями только после утверждения их руководителем-единоначальником, в чьем подчинении находятся как структурные, так и сами функциональные органы. Развитие управления в условиях развертывающейся научно-технической революции проявляется сегодня в создании стадийно-функциональных структур, матричных (функционально-временно-целевых) структур, функционально-объектных структур и других форм. Важный фактор формирования структуры аппарата управления - ее соответствие иерархической структуре управляемой системы. Различают организационную и производственную структуры. Организационная структура определяет состав и соотношение различных ступеней в организации производства, а также формы этой организации (пред-приятие - отрасль - промышленность в целом). Под производственной структурой понимается состав и мощность производственных подразделений, их соотношение и формы взаимосвязи на каждой ступени организации производства (по видам структуры: технологическая, предметная, смешанная; по типу производства - массовое, серийное, единичное). Третья функция менеджмента: Регулирование, как и контроль, охватывает все сферы деятельности фирмы. Назначение контроля и регулирования можно сформулировать следующим образом: • фиксирование результата управленческой деятельности и ее оценка; • фиксирование результатов деятельности конкретных исполнителей и ее
• фиксирование результатов и оценка реализованных мероприятий; • разработка рекомендаций или мероприятий в целях ликвидации откло- Уточнение назначения контроля позволяет оценить весь комплекс факторов (человеческих, технологических, управленческих, экономических), способствующих получению эффективных результатов. Фирма должна своевременно на стадии контроля оценивать ситуацию и на стадии регулирования вноси ль необходимые коррективы. Функции контроля и регулирования реализуются постоянно, а временные характеристики их определяются выбранной системой контроля. Контроль и регулирование осуществляются на всех уровнях управления фирмой: на уровне фирмы в целом, на уровне отдельных подразделений, на уровне группы или отдельного работника.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |