Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Наука и искусство управления




Наука и искусство управления. Основные принципы управления

Методологические основы управления.

Управление государственными службами и различными сферами жизни стало самостоятельной профессией, требующей специального образования, опыта, склада ума и даже характера. Как считают исследователи, результативный управленец должен обладать морально-психологическими качествами лидера. Сформировалась особая наука об управлении, которая опирается на социологию, психологию, математику, информатику, правовую и экономическую теорию и другие дисциплины.

В Соединенных Штатах около 1,5 тыс. высших учебных заведений, имеют отношение к подготовке управленческих кадров[1]. Американцы поняли, что обучения в одной школе бизнеса еще недостаточно для хорошего управленца, необходим и университетский диплом. Многие высшие государственные служащие в США являются выпускниками Гарвардского университета и Школы государственного управления им. Дж. Кеннеди.

Во Франции Национальная школа администрации при премьер-министре является своего рода академией технократов. Давая второе высшее образование, школа ориентирована на углубление юридико-экономических знаний. Чтобы привить навыки по управлению, программа обучения в этом учебном заведении предусматривает многочисленные формы стажирования - в префектурах департаментов Франции, в других государственных учреждениях и в международных организациях. Высшие управленческие кадры в этой стране концентрируются в пяти "больших административных корпусах": Государственном совете, Национальной счетной палате, Генеральной инспекции финансов, Министерстве иностранных дел и в корпусе префектов.

Среди западных теоретиков управления следует отметить А. Файоля, Ф. Гильберта, Д. Карнеги, Г. Черча, С. Паркинсона, Г. Эмерсона.

Французский инженер и предприниматель Анри Файоль (1848-1925), автор книги "Общее промышленное управление", делит весь процесс управления на пять основных функций: планирование; организация; подбор и расстановка кадров; руководство; контроль[2].

Файоль рассматривал любую организацию как безличный механизм, построенный на формализованных связях, статусах и целях, которые имеют форму многоуровневой административной иерархии. Французский исследователь признавал только единоличное командование. Организация, считал он, есть, прежде всего, инструмент для решения задач, а человек не выступает в ней как независимая личность. Такая система предполагает полную управляемость ее деятельности.

У теория Файоля нашлись через несколько лет и противники, например, с доктриной "человеческих отношений" выступил Э. Мэйо, согласно которой производственная организация - это община, в которой межличностные отношения строятся на основе взаимных привязанностей, общих интересов и других психологических факторов, но была близка к теории рациональной бюрократии немецкого социолога М. Вебера. Последний разработал концепцию с целью преодоления свойственной людям иррациональности в поступках и отношениях. Компетентность государственных служащих социолог не ставил под сомнение. В бюрократической организации у него обязанности членов распределяются по степени компетентности.

Можно назвать еще одну теорию, имеющую отношение к управлению, - концепцию "естественной организации" Т. Парсонса, Р. Мертона, А. Этциони, которая рассматривает функционирование организации как объективный, саморазвивающийся процесс, где субъективное начало хотя и присутствует, но не преобладает.

Универсальными способами стимулирования мотивации труда многие теоретики считают материальное поощрение, повышение квалификации работников, совершенствование организации труда, вовлечение персонала в процесс управления, неденежное стимулирование.

Процесс управления немыслим без достоверной, полной и оперативно получаемой информации. При этом, как правило, нужна не просто информация, поток которой подобен Ниагарскому водопаду, а "качественная", обработанная специалистами информация.

В деле управления не менее важен системный подход. При этом главной задачей высшего руководства является координация деятельности всех подразделений, подбор их руководителей и выстраивание иерархии управленческой системы. Каждый работник должен знать, кому именно он подчиняется и перед кем обязан нести ответственность за порученный участок работы.

В современных условиях социально-экономические и социально-психологические методы управления персоналом имеют преобладающее значение по сравнению с административными. Руководитель должен не приказывать подчиненным (по крайней мере не всегда), а формировать вокруг себя группу единомышленников.

Нет оснований делить людей на способных и неспособных вообще не на что (умных и дураков). Каждый человек обладает такой специфической системой качеств, которая позволяет ему добиваться определенных результатов во многих видах деятельности, но у одних эти результаты оказываются более высокими, а у других - менее высокими. Однако возможности человека, его способности всегда богаче, чем этого требует какой-либо один определенный вид деятельности. Задача руководителя состоит в том, чтобы помочь каждому человеку правильно выбрать его дело и найти адекватные пути овладения эти делом[3].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.