Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация, управление и менеджмент




Руководство всегда должно быть заинтересовано в создании здорового морально-психологического климата в коллективе. Трудовой коллектив - это живой организм, и любое нарушение его нормального функционирования, даже самое незначительное нарушение межличностных связей, приводит к болезненному состоянию.

В механизме социального управления фундаментальная роль принадлежит принципу обратной связи: там, где этот принцип нарушается или вообще отсутствует, управление обречено на ошибки и сбои. Полководец, командуя армией, является субъектом управления, но он действует на основе информации, получаемой от подчиненных. И в этом случае он уже выступает не только как субъект, но и как объект управления. Принцип обратной связи применительно к социальному управлению выражается не просто в исполнении и систематическом контроле, но, что самое важное, предполагает широкую инициативу, активное понимание и настоящее творчество тех, кто выступает в данной ситуации в качестве объекта управления. В сущности, в этом раскрывается смысл и содержание демократического стиля управления. Самоуправление невозможно без высокой культуры как субъекта, так и объекта управления, выражающейся в таких нравственно-психологических качествах, как честность, добросовестность, бескорыстие, самокритичность.

 

Управление - среди многих факторов, влияющих на эффективность деятельности правоохранительных органов, играет существенную роль. Проблема борьбы с преступностью, особенно с организованной, остается одной из важнейших задач всей правоохранительной системы. Преступные структуры создают свою воровскую экономику в таких сферах преступной деятельности, как наркобизнес, торговля оружием, хищение и сбыт за рубежом сырья, материалов и антиквариата, проституция и «отмывание» преступных доходов, захват недвижимости, земельных участков, квартир, создание своих систем управления, налогов, хранения и приумножения финансовых средств как в России, так и за рубежом. Актуализировалась необходимость подготовки квалифицированных руководителей, управленцев, поиска новых подходов к управлению в ПО.

Место управления достаточно точно определил, американский социолог занимавшийся вопросами управления, Питер Дракер, указав, что исторические успехи той или иной страны на 80% объясняются не природными ресурсами, не экономическим базисом или технологиями и даже не талантом народа, а эффективностью управления[4]. Именно поэтому какие-то страны быстро развиваются, а другие нет.

Управление является одной из самых сложных и важных сфер общественной жизни. По вопросам государственного управления высказывались Конфуций, Шан Ян, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Августин Аврелий, Фома Аквинский, Т. Мор, Т. Кампанелла, П. Макиавелли, Ж. Боден, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Г.В.Ф. Гегель и многие другие философы и политики. Сократ считал, что основой управления являются знания и умение навязать свое мнение другому человеку.

Специалисты разных областей научного знания в современной отечественной и зарубежной литературе по менеджменту уделяют большое внимание вопросам совершенствования управления в ПО. Различные стороны организации управленческой деятельности в ПО освещались такими учеными, как С.Е. Вицин, В.Д. Голиков, А.И. Зубков, Г.Г. Зуйков, А.М. Колодкин, А.П. Коренев, С.М. Крылов, В.Д. Малков, В.И. Михайлов, Ф.Б. Мухаметшин, А.Г. Перегудов, А.М. Роша, В.П. Сальников, К.Б. Толкачев, Г.А. Туманов, С.Г. Фаттахов и др. Анализ их работ позволяет утверждать, что в области изучения организации деятельности ПО накоплен большой положительный опыт, способствующий эффективной подготовке кадров.

Практически каждый из нас всю сознательную жизнь связан с различными организациями, либо входя в них, либо взаимодействуя с ними. Именно в организациях осуществляется человеческая деятельность. Организацию можно определить как систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей.[5]

Основными частями любой организации являются в первую очередь люди, работающие в этой организации, затем задачи, для решения которых и создана эта организация и наконец, управление, которое мобилизует, координирует, направляет и приводит в движение весь потенциал организации для достижения поставленных целей.

Организация находится в постоянном взаимодействии с людьми и другими организациями, оказывающими на нее значительное влияние и представляющими собой внешнюю среду организации. Внешняя среда служит источником ресурсов, необходимых для поддержания деятельности организации. Организация получает энергию, информацию, человеческие и другие ресурсы из внешней среды, преобразует их в продукты или услуги и возвращает обратно во внешнюю среду. Организация находится в процессе по­стоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем са­мым себе возможность существования и развития. Внешняя среда, оказывая значительное влияние на организацию, проявляемое в разных формах, например, предоставляя условия и возможности для эффективного функционирования либо наоборот создавая угрозы для ее существования.

Кроме внешней среды существует и внутренняя среда организации, которая формируется в соответствии с ее целями и состоит из людей, информации, организационной культуры, технологий и т.д. В организации происходят процессы, направленные на достижение поставленных целей и решения возникающих задач - информационные, социальные, технологические, и т.д., но из них особенно важны два это процессы управления и производства товаров или услуг.

Все процессы, протекающие внутри организации, осуществляются в рамках организационной структуры, отражающей сложившиеся разделение труда и взаимоотношения между подразделениями. Организационная структура закрепляет задачи, функции, права и обязанности за каждым структурным подразделением, обеспечивает их эффективное взаимодействие в процессе работы. Существуют различные варианты построения организации - от жестко централизованной до гибкой, динамичной. От выбора типа организационной структуры и своевременного проведения изменений во многом зависит эффективность организации в целом.

Современные информационные технологии, используемые в организации, позволяют повысить эффективность ее деятельности. Оптимизация решения задач организацией, на современном этапе, определяется уров­нем информационного обеспечения управления, т.е. тем, какие информационные технологии и насколько эффективно она использует.

Технологии, которые использует организация, включают способы решения поставленных задач, необходимые для этого технические средства и т.д. Именно технологии оказывают существенное влияние на внутреннюю среду организации, определяя требования к квалификации и уровню образования ее сотрудников, они оказывают влияние на мотивацию, методы стимулирования, организационную структуру, нормы поведения, и в итоге на организационную культуру. Кроме того, используемые организацией технологии влияют и на ее положение во внешней среде, ее имидж.

Особое место во внутренней среде организации занимают люди. Именно от способностей, образования, квалификации, опыта, отношения к труду, мотивации и поведения людей зависят, в конечном итоге, результаты работы всей организации. Люди это главное богатство организации. Руководители уделяют боль­шое внимание подбору людей, составляющих организацию, создают условия для обучения и повышения квалификации сотрудников.

Организационная культура - это система ценностей, убеждений, принципов, норм поведения, разделяемых всеми членами организации, которые определяют как отношения внутри организации, так и взаимодействие ее с внешней средой. Культура каждой организации уникальна, и это именно то, что отличает одну организацию от другой, даже если они осуществляют подобные функции, близки по размерам и используют стандартные технологии. Высокая организационная культура сплачивает организацию, что способствует повышению эффективности достижения ее целей, позволяет ей выживать и развиваться. Однако она же может создавать и дополнительные сложности при проведении организационных изменений.

Не осознав сущности организаций, не поняв, для чего они нужны, из чего состоят, на каких принципах строятся, и, не изучив, как они создаются и развиваются, нельзя эффективно управлять организациями, использовать организации в интересах занятых в них людей и на благо общества в целом[6].

Управление любыми организациями, социальными явлениями и процессами - объективная закономерность. Посредством управления согласовываются, координируются и кооперируются индивидуальные усилия, решаются задачи и достига­ются общие цели. Решение экономических и социальных проблем, в том числе в сфере борьбы с преступностью создает необходи­мость постоянного совершенствования управления, перевода его на более высокий уровень.

В последнее время в России все шире используется слово менеджмент. По мнению И.Н. Герчиковой[7] термин "менеджмент" по сути, является аналогом термина "управление". Следует заметить, что термин "управление" намного шире т.к. используется в различных видах, сферах и уровнях человеческой деятельности. Например, как вид деятельности - управление транспортным средством. Как сфера деятельности – управление в технической, биологической, социальной системах. Как управление на различных уровнях социальных систем – управление отделением, службой, отделом, подразделением в государственных и общественных организациях и в объединениях.

Термин же "менеджмент" применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами в организациях. Этот термин (management) американского происхождения и не переводится дословно. В англоязычных странах он употребляется довольно свободно и в разных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений используются другие слова. Например, для управления в неживой природе – "control"; для государственного и общественного управления – "government (говемент) administration (администрейшен) " или "public (паблик) administration".

Исходя из этого, мы будем использовать русский термин "управление".

В правоохранительных органах управленческой деятельностью, в связи с особенностями этой государственной организации, занимаются практически все сотрудники от постового и до министра, несмотря на различие в уровне управления и в управленческих функциях. Именно поэтому для повышения эффективности деятельности и совершенствования такой специфической организации как правоохранительные органы ее сотрудникам необходимо глубокое знание теории управления. Руководителю в правоохранительных органах, важно понять, что социальное управление - это не только прямое целенаправленное воздействие субъекта управления на объект воздействия, но и взаимодействие субъекта и объекта управления с целью упорядочения, функционирования и развития последнего. Поэтому для сотрудников органов внутренних дел так важно знать основные вопросы, касающиеся понятия управления, науки управления, эволюции управленческой мысли и др. Развитие управленческой теории и практики заключается в создании целостной эффективной и гибкой системы управления.

Социальное управление является особым видом деятельности, направленной на упорядочение, согласование коллективных действий людей для достижения стоящих перед ними целей. Объективная необходимость возникновения и развития управления в социальной сфере обусловлена общественным характером труда. Как говорил К. Маркс: "Всякий непосредственно общественный или сов­местный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего произ­водственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере" [8].

Существует множество различных видов и форм материальной и духовной коллективной деятельности людей. В любой из них всегда и обязательно присутствуют две стороны - управленческая и исполнительская (предметная). По отношению к последней управление носит воздействующий характер. Само по себе оно никаких духовных и материальных ценностей не производит, а лишь способствует опти­мизации соответствующих усилий отдельных исполнителей.

Управление присуще любой стадии развития общества. Однако на ранних этапах его существования управление непосредственно входило в процесс той деятельности, которую оно, так или иначе, упорядочивало. По мере же всеобщего разделения труда в обществе управление все больше приобретало самостоятельность. Его за­дачи нашли свое концентрированное выражение в функциях особых социальных институтов - органов управления. Это, соответствен­но, потребовало выделения особой группы людей, для которых уп­равление стало профессиональным занятием, основным видом труда. Итак, исходя из анализа содержания социальной деятельности, объективных законов функционирования общества, социальное управление является объективно необходимой разновидностью деятельности, обеспечивающей согласованность и упорядоченность совместного труда людей для достижения общественно значимых целей и решения возникающих задач.

В то же время при характеристике социального управления часто используются общетеоретические положения кибернетики. В рамках этой науки управление рассматривается в качестве функций организованных систем, обеспечивающих сохранение их жизни, структуры, поддержание режима функционирования в соответствии с заложенной программой. Управление в данном смысле есть атрибут определенного класса систем. Из всего множества систем кибернетика выделила такие, которые обладают способностью сохранять целостность и функционировать в условиях изменяющейся среды. Указанная способность обеспечивается особым механизмом, который и называется самоуправлением. Здесь, прежде всего, следует выделить группу биологических систем, т.е. животный и растительный миры. В результате длительной эволюции в них сформировался своеобразный механизм самоуправления. Он основывается на восприятии системой поступающих воздействий среды, переработке этих сигналов и реагировании на соответствующие внешние раздражители. По сути дела, речь идет о саморегулировании - особом свойстве указанных систем, обеспечивающем их существование и функционирование.

К другой группе относятся созданные людьми технические системы (машины, автоматы, технологические процессы), целесообразное функционирование которых заложено в их конструкцию чело­веком. Люди создают машины, механизмы и другие технические системы и управляют их работой. Это техническое управление, которое изучается в основном техническими науками.

Специфическую, наиболее сложную группу организованных систем составляют социальные, общественные образования. Процессы их сохранения, функционирования и развития являются результатом деятельности людей. Это социальное управление или управление человека человеком. Оно воздействует на деятельность, поведение людей, объединенных в группы, коллективы и т.д., т.е. в организации.

Таким образом, в соответствии с тремя основными областями развития окружающего мира - неживая природа, живая природа и человеческое общество - выделяют три вида управления: управле­ние в неживой природе (в технических системах); управление в организмах (в биологических системах); управление в обществе (управление в социальных системах). В общем виде, применительно к любым системам, управление можно представить как оказываемое (путем передачи по каналам прямой связи командной информации) воздействие управляющей подсистемы на управляемую. Отсюда по каналам обратной связи в управляющую подсистему поступает осве­домляющая информация об управляемой подсистеме. Кроме того, эти подсистемы имеют информационные связи с внешней средой. Управляющая, управляемая подсистемы и каналы связи образуют систему управления. Таково универсальное представление об управлении в биологических, технических и социальных системах, основанное на абстрагировании от их физических, природных особенностей (см. рис.1).

Социальная система управления является системным образованием повышен­ной сложности. Она состоит из следующих элементов:

1. Управляющая подсистема.

2. Управляемая подсистема.

3. Прямые и обратные связи (А) между подсистемами.

4. Прямые и обратные связи (Б; В) системы с внешней средой.

5. Внешняя среда - совокупность объектов, в окружении кото­рых функционирует система.

Понимание управления с позиций кибернетики связано с использованием категории "воздействия". Употребляется оно и при характеристике социального управления. Например, академик В.Г. Афанасьев определяет последнее как " воздействие на общество в целом или его отдельные звенья (экономику, социально-политическую и духовную жизнь, отрасль экономики, предприятия и т.д.) с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики, их нормальное функционирование, совершенствование и развитие, успешное движение системы к заданной цели "[9]. Однако приведенное определение не предусматривает согласование, координацию, упорядочение труда людей и их общностей. Следовательно, термин "воздействие" надо употреблять здесь с уточнением его характера - "организующее", "согласующее" и т.п.

Как и любая осуществляемая в обществе деятельность, социальное управление преследует достижение определенных целей. Его содержание обусловливается комплексом выполняемых при этом вза­имосвязанных функций и методов их реализации. Социальное управление основано на присущих только человеку способностях ставить перед собой цели и находить адекватные средства их достижения, предвидеть результаты воздействия. Именно по данному признаку социальное управление отличается от того, что мы условно назы­ваем управлением в биологических и технических системах. Цели социального управления исходят из общественных потребностей. Они достигаются в результате осуществления таких общих функций управления как прогнозирование, планирование, организация, контроль и регулирование.

Функции управления осуществляются с помощью различных методов и последовательно выполняемых технологических операций. Их совокупность образует процесс управления, который носит цикличный характер. Каждый единичный управленческий цикл включает в себя выработку, принятие реше­ния и организацию его исполнения. Если цели, функции, методы уп­равления раскрывают его содержание, то процесс управления характеризует его пространственно-временную форму[10].

Цели, функции, методы, процесс управления в своей совокупности составляют механизм управления, который может действовать только в рамках специально организованной системы. В социальном управлении как управляющую подсистему (субъект управления), так и управляемую (объект управления) представляют собой люди – отдельные либо объединенные в различные общности лица, являющиеся носите­лями определенных общественных отношений. Следовательно, чело­век выступает и субъектом, и объектом социального управления.

В качестве объекта управления, наряду с человеком как первичным его компонентом, выступают и различные социальные общности, организующие и осуществляющие целенаправленную деятель­ность. Среди этих объектов наибольшей целостностью, отражающей абсолютно все стороны жизни человека, обладает общество. Дальнейшая дифференциация указанных объектов позволяет выделить такие социальные образования, как государственные органы, учреждения, предприятия и т.д. Надо иметь в виду то, что объект социального управления достаточно самостоятелен, способен к самоуправлению и не менее активен, чем субъект. Объект управления не только реагирует на управляющие воздействия субъекта и не только сиг­нализирует об их последствиях и результатах, а часто независимо от желания субъекта прямо принуждает его к определенной реорга­низации управленческих воздействий, к изменению их характера и содержания. Поэтому социальное управление представляет собой не одностороннее воздействие управляющей социальной системы на уп­равляемую, а диалектическое взаимодействие между субъектом и объектом, состоящее из многообразных прямых и обратных связей между ними[11]. В данном случае было бы более верно вести речь о субъектно-объектных отношениях в социальных системах.

Вопросы рассмотрения как объектов социального управления разнообразных процессов, происходящих в обществе, в том числе и в правоохранительных органах (миграция населения, виды преступности, раскрываемость и т.п.), представляют большой практический интерес.

Социальные процессы, по мнению ученого Я. Щепаньского, есть серии последовательных однородных явлений, пронизанных причинно-следственными связями и структурно-функциональными зависи­мостями[12]. Их основу составляют межличностные взаимоот­ношения и взаимодействия. Именно в них отражаются связи людей, складывающиеся стихийно или сознательно в процессе общежития, совместной деятельности и выражающиеся в их поведении. Воздействие управляющей подсистемы на социальные процессы с целью их упорядочения является результатом познавательной и преобразую­щей деятельности людей, социальных общностей. Управление при этом состоит лишь в организации эффективного функционирования соответствующих социальных образований.

Субъект и объект управления находятся между собой в особых общественных отношениях. Такие отношения возникают в про­цессе реализации функций управления и поэтому называются управ­ленческими. По своему содержанию названные отношения выступают как организационные, поскольку посредством их обеспечивается формирование, целенаправленное и упорядоченное функционирование социальных систем. Исходя из характера связей между субъектом и объектом выделяют отношения субординации (по вертикали) и коор­динации (по горизонтали). Первым из них присуще распорядительст­во, т.е. администрирование руководителя и исполнительство подчи­ненных. В зависимости от типа организации управления, принятого в той или иной системе, отношения субординации могут быть линей­ными, функциональными, смешанными. Однако все они осуществляются на основе принципа "власть - подчинение". При отношениях же ко­ординации на первый план выдвигаются согласование целей и опре­деление порядка деятельности отдельных лиц и общностей.

По признаку нормативности социальных ролей субъектов уп­равления выделяются формальные и неформальные управленческие от­ношения. Первые из них - это официальные, регулируемые нормативными актами отношения между субъектом и объек­том управления. Вторые же складываются, как правило, на основе психологической совместимости людей: соответствия их характеров, совпадения ин­тересов, симпатий и антипатий. В большинстве случаев управлен­ческие отношения регламентируются нормами права, что упорядочи­вает компетенцию органов управления, их организационные структу­ры.

Правовые управленческие отношения характерны для государс­твенного управления, под которым понимается совокупность целе­направленных воздействий органов государственной власти и управления, оказы­ваемых ими в рамках своей компетенции на определенные социальные системы и весь социальный организм в целом. Виды государственно­го управления классифицируются по сферам деятельности на:

- управление в сфере экономической (хозяйственной) деятельности;

- управление в социально-культурной сфере;

- управление в административно-политической сфере.

В каждой из перечисленных сфер можно выделить отрасли и присущие им виды управления. Так, для успешного развития административно-политической сферы особое значение имеет управление пра­воохранительной деятельностью, в том числе осуществляемое орга­нами внутренних дел.

Управление органами внутренних дел можно определить как особый вид деятельности специально созданных аппаратов и специ­ально назначенных должностных лиц по упорядочению системы орга­нов МВД РФ, обеспечению ее оптимального функционирования с целью эффективного решения стоящих перед ними задач усиления борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, обеспече­ния безопасности граждан и общественной безопасности. По Закону РФ "О милиции" основными задачами милиции в современных услови­ях являются:[13]

- обеспечение личной безопасности граждан;

- предупреждение и пресечение преступлений и администра­тивных правонарушений;

- раскрытие преступлений;

- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

- оказание помощи в пределах, установленных Законом "О ми­лиции", гражданам, должностным лицам, предприятиям, уч­реждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

Закон также определяет принципы управления органами внут­ренних дел - законность, гуманизм, уважение прав человека, гласность (ст.3 Закона "О милиции").

Теоретической основой управления в правоохранительных органах является наука управления - наука о закономерностях эффективно­го осуществления сознательного и волевого воздействия на соци­альную систему с целью перевода ее из одного состояния в другое (или придания ей новых качеств и свойств).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 833; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.