КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диагностические возможности и ограничения применения проективных методик
В последнее время всё большее распространение получает проективная психодиагностика. Суть проективной техники состоит в том, обследуемый помещается в ситуацию, на которую он реагирует, прежде всего, в зависимости от личного смысла этой ситуации, от собственного видения сложившейся обстановки, от своего психического состояния, прошлого жизненного опыта, доминирующего мотива. Уникальность проективных методик обусловлена, главным образом, возможностью изучать целостную личность, включая неосознаваемые механизмы поведения, поступков и действий, а также вытесняемые из сферы сознания, но, тем не менее, присутствующие, социально не приемлемые личностью свойства, мотивы, внутриличностные и межличностные конфликты. Ряд особенностей построения проективных методик и организации самого обследования значительно расширяет диапазон их применения. Один из основных отличительных признаков проективного исследования – предъявление обследуемому неструктурированного или малоструктурированного, неопределённого стимула, например, чернильного пятна, цветной карточки, эпизода взаимодействия между людьми, вырванного из общего контекста события, нескольких звуков и т.п. Именно неопределённость и побуждает обследуемого оценивать стимул не с точки зрения его объективного содержания (например, длина световой волны), а исходя из субъективного отношения к нему, из личного принятия или непринятия. Неопределённость создаёт возможность многозначной трактовки предъявленного материала. Попав в неопределённую ситуацию, человек старается организовать своё поведение, ориентируясь главным образом на собственные чувства, мотивы и собственное Я. Неопределённость стимула порождает ряд других особенностей проективной диагностики. Так, ответы обследуемого не ограничиваются ни временем, ни содержанием, ни объёмом. Отсюда высокая вариативность индивидуальных ответов на один и тот же стимул. Тем самым проективная техника, как никакой другой психодиагностический приём, максимально приближается к раскрытию индивидуальности. Этому способствует так же и отсутствие оценки ответов как «правильные» и «неправильные», что раскрепощает человека в проявлении своего Я, в самовыражении. Неопределённость, многозначность проективного метода усиливает специальным образом формулируемая инструкция, задача которой – задача которой максимально замаскировать истинную цель исследования и предоставить человеку возможность, не осознавая того, включать механизмы идентификации себя с «героем» теста. Популярности проективных методик во многом способствует отсутствие возрастных ограничений и доступность, практически независимая от уровня образования, опыта самоанализа. Первый опыт проективной диагностики возможен уже в раннем дошкольном возрасте, и часто связан с выполнением рисуночных проб. Немаловажную роль в широкомасштабном распространении проективного метода играет простота оборудования и стимульного материала. Ведь для выполнения ряда проективных рисуночных проб психологу необходимо иметь лишь лист белой бумаги и карандаш. К очевидным достоинствам проективных методик относится возможность выявления скрытых мотивов поведения и переживаний. Именно на этом основании сторонники проективной диагностики образно сравнивают её появление с открытием рентгеновских лучей. В настоящее время приходится с большим сожалением говорить о том, что сильные стороны проективной психодиагностики превратили её в общедоступный инструмент, которым пользуются не только психологи-профессионалы, но и далёкие от психологии специалисты. Даже в районном детском саду медсестра или в лучшем случае воспитатель может, попросив ребёнка нарисовать человека, потом с лёгкостью поставить ему «диагноз» психологической готовности к обучению в первом классе. Проективная диагностика, как никакая другая форма обследования, заставляет психолога-диагноста быть предельно внимательным к человеку, обратившемуся за помощью, и в тоже время быть максимально требовательным к себе. Проективная техника – тонкий инструмент проникновения в самые интимные и часто скрываемые от других стороны жизни. Проективная методика способна вскрыть механизмы психологической защиты, созданные человеком для сохранения собственной целостности, затронуть часто очень болезненные проблемы самоотношения и взаимоотношения с миром людей, обострить страхи, тревоги, подавляемые и неудовлетворённые потребности. Поэтому использование проективной техники требует от психолога наивысшего мастерства, а интерпретация результатов – самых глубоких знаний психологии человека. Не случайно в западных психологических школах на освоение некоторых проективных методик, в частности клякс Роршаха, отводится несколько лет. Кроме того, следует помнить, что интерпретация результатов проективной психодиагностики не может быть однозначной. Большой удельный вес в ней принадлежит субъективной научной позиции психолога, его психологическим установкам, той концепции механизмов проекции, которую он разделяет. Не случайно противники проективной диагностики считают, что появление проективных тестов не внесло ничего нового в понимание внутреннего мира человека, а интерпретировать результаты проективного тестирования – то же самое, что истолковывать улыбку Моны Лизы. Повышение надёжности и объективности любого способа получения психологической информации основано на комплексном подходе к изучению психической организации человека и его жизненных проблем. Одновременное использование методик выявляющих различные аспекты психических феноменов, позволяет видеть человека в целом, в контексте его индивидуальной истории, его личного, свойственного только ему, жизненного опыта, в контексте его самотворения и самореализации.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |