Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этика психолога-диагноста – составная часть профессиональной этики




Этика психолога – лишь один из аспектов профессиональной этики. Спонтанное появление первых профессионально-этических кодексов предшествовало возникновению научных этических воззрений и теорий. Оно относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях развития и становления средневековых цехов в XI – XII веках. Именно в этот период появились цеховые уставы, содержащие ряд нравственных требований к профессии, к характеру труда и участникам трудового процесса. Появление этических кодексов, как писанных, так и неписанных, отражало повседневную потребность в регулировании взаимоотношений между людьми в той или иной профессиональной сфере и представляло собой проявление морального сознания. Конкретные ситуации, в которых оказывались люди, выполняя свои профессиональные задачи, определяли содержание профессиональной этики.

Профессиональная этика неразрывно связана с принятой в обществе системой морали. Общественные моральные нормы конкретизируются и корректируются профессиональной деятельностью. Несоблюдение норм трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок и правил.

Научные основы профессиональной этики специалистов в системе «человек – человек» заложены деонтологией (от греч. deonthos – должный) – учением о должном поведении, поступках, образе действия. Возникновение деонтологии связано с именем английского священника И. Бентама (XIII век), вкладывавшего в это понятие религиозно-нравственное содержание. В сферу деонтологии входит изучение нравственных качеств специалиста, которые определяют выполнение им профессионального долга и отношение к объекту деятельности, а также исследование взаимоотношений внутри коллектива и особенностей профессионального воспитания, анализ специфических нравственных норм, свойственных данной профессии.

Деонтология быстро распространилась и упрочилась в медицине. Она стала выражать комплекс этических правил, норм и принципов, которыми руководствуется врач. Совершенно очевидно, что представления об исключительной важности моральных, этических вопросов в деятельности врача сложилось задолго до появления термина «деонтология». Это следует из дошедших до нашего времени высказываний врачей древнего мира, из их заветов, из ряда традиций врачебной деятельности, восходящих ещё к эллинскому миру и другим древним цивилизациям, отражающих представление врача об ответственности за ошибку не только перед законом, но и перед собственной совестью. Можно вспомнить, что у некоторых народов долгое время существовал обычай заставлять врача идти первым за гробом или даже впереди гроба неудачно леченного им больного. Ярким примером морального кодекса врачей, своеобразным символом долга и ответственности и для современных врачей может быть знаменитая «клятва Гиппократа».

Врачебная этика оказалась во многом близкой психологам. Между врачебными и психологическими этическими принципами существует неразрывная связь. Так же, как при подготовке медицинских специалистов, этика становится сутью, вершиной процесса становления психолога-профессионала. Овладение этикой, наряду с получением теоретических знаний по психологии человека и приобретением навыков диагностической, исследовательской, профориентационной и консультационной работы, признаётся обязательным и весомым элементом профессионального, личностного и духовного роста психолога.

Этика психолога вообще и психолога-диагноста в частности разрабатывается на основании не только достижений психологической науки, но и воззрений философии, религии, культуры, политики, а также требований практики – сфер деятельности человека, определяющих базисные принципы общественной морали. В философии существует специальный раздел, который так и называется – «этика». Философская этика раскрывает содержание основных нравственных категорий: «добро», «зло», рассматривает истоки этики и различные точки зрения, возникавшие в процессе развития человеческой культуры и цивилизации. Религиозные воззрения всегда содержали в себе чётко определённые нравственные принципы, которые для верующих людей выступали в роли моральных законов. Культура всегда включала в себя нормы человеческих отношений, реализуемых в обществе, в семье, в образовании. К этому следует добавить такие составляющие культуры, как традиции, обычаи, которые придают этическим нормам своеобразный национальный колорит. Специфическими источниками нравственного сознания выступают идеология и политика.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.