КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Смысл и ступени психологического диагноза
Организация психодиагностического обследования Структура психодиагностического обследования определяется его выраженной измерительно-испытательской направленностью и ориентацией на постановку психологического диагноза. Психодиагностическое обследование проводится в три этапа, которые условно можно обозначить как подготовительный, основной и заключительный. Каждый этап преследует свои определённые цели, направленные на постановку надёжного и объективного диагноза. Подготовительный этап предполагает тщательную подготовку к проведению исследования. Включает в себя ряд важных для всего обследования шагов, среди которых: постановка цели исследования, выдвижение психодиагностической гипотезы (или нескольких гипотез), постановка конкретных задач, определение объекта исследования и способа организации, формулирование предварительного определения изучаемого феномена, создание психодиагностического комплекса, включающего в себя валидные и надёжные методики, проведение пилотажного исследования (в случае необходимости)психодиагностического комплекса. Основной этап ориентирован на непосредственное проведение психодиагностического обследования. Это «живая» работа психолога-диагноста. Длительность основного этапа зависит от сложности и масштабности поставленных целей, количества конкретных задач, психического состояния обследуемых и ряда других – как психологических, так и непсихологических – факторов. Завершается основной этап первичным обобщением психологической информации. Одна из возможных форм такого обобщения – составление таблиц или карт индивидуального или группового обследования, в которых систематизируются использованные методики, регистрируемые показатели, группируются обследуемые и т.п. При составлении таблиц обследования группы производится также и первичная статистическая обработка – вычисление среднегрупповых значений и стандартных отклонений. Заключительный этап – это описание и интерпретация полученного материала, сопоставление результатов с выдвинутой в начале обследования гипотезой. В завершении последнего этапа психолог-диагност составляет заключение по результатам проведённого исследования.
Понятие «психологический диагноз» – ключевое в психологической диагностике и в тоже время наименее разработанное. Им пользуются все психологи-диагносты, хотя единое представление о сути, специфике и содержании психологической информации, необходимой для постановки диагноза, отсутствует. Дальнейшее расширение функций психолога-диагноста, как и совершенствование системы профессиональной подготовки психологов, непосредственно связано с разработкой этого понятия. Само понятие «психологический диагноз» прежде всего указывает на тесную связь с медициной, а точнее с психиатрией. Небезынтересно, что слово «диагноз» пришло из военной сферы. В данные времена диагностами называли воинов, выносивших в перерыве между боями убитых и раненых. Затем этот термин появился в медицине и первоначально применялся для обозначения психических нарушений или состояний, отклоняющихся от нормы. В медицинском смысле цель психодиагностики сводится к постановке диагноза, то есть к определению отличий выявленных у конкретного человека физиологических характеристик от известного на данный момент эталона. Проникновение психодиагностики во многие сферы деятельности и частной жизни человека заставляет более широко понимать термин «психологический диагноз» и более чётко дифференцировать отклонения в психике от нормальных психических феноменов. Л. С. Выгодский установил три ступени психологического диагноза, которыми психологи пользуются до сих пор. Первая ступень – симптоматический (эмпирический) диагноз. Может ограничиваться только констатацией определённых психических особенностей или симптомов, по которым затем делается практический вывод.Такой диагноз не считается чисто научным, так как симптомы не всегда выявляются профессионалами. Симптоматическое диагностирование доступно практически всем, кто окружает обследуемого. Один из основных методов постановки симптоматического диагноза – наблюдение и самонаблюдение, высокий субъективизм которых хорошо известен. Вторая ступень – этиологический диагноз. Учитывает не только наличие определённых психических особенностей (симптомов), но и причины их возникновения. Выяснение возможных причин переживаний, поведения, отношений человека – важный элемент психологического диагноза. Однако надо ьосознавать, что поступки человека, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми определяются многими факторами. Психолог-диагност может проследить роль лишь незначительного количества причин возникновения той или иной психологической особенности. В силу этого точность психологического диагноза может быть недостаточно высокой. Третья ступень – типологический диагноз. Заключается в определении места и значения полученных результатов в среднестатистическом ряду, а также в целостной картине личности. Диагноз неразрывно связан с прогнозом, который строится на способности понимать внутреннюю логику развития психического феномена. Прогноз требует умения видеть и соединять воедино прошлое, настоящее и будущее.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |