Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к личностным и профессиональным качествам психолога




Читайте также:
  1. B)Дистантные ощущения – отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств (зрение и слух). К качествам зрительных ощущений относят яркость и цвет.
  2. I. Общие требования
  3. III. Экологические требования к технико-экономическому обоснованию проектирования объектов
  4. IV. Требования к организации приемки лекарственных препаратов в аптечных организациях
  5. IV. Требования к освещению
  6. VI. Требования к отпуску (реализации)лекарственных препаратов в аптечных организациях
  7. VI. Экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов
  8. VIII. Требования к персоналу аптечных организаций
  9. Абрикосы. Особенности строения. Требования к качеству.
  10. Авокадо . Особенности строения. Пищевая ценность. Требования к качеству. Болезни. Упаковка, маркировка и хранение.
  11. Алгоритм внедрения системы менеджмента информационной безопасности в соответствии с требованиями международного стандарта ISO/IEC 27001
  12. Анализ современными психологами свойств темперамента

Высокая социальная значимость профессии и личная ответственность обостряют проблему эффективной профессионализации специалистов в области психологии. Именно поэтому сейчас интенсивно разрабатываются модели и методики определения профессиональной пригодности, выявляется роль индивидуальных психических особенностей в формировании профессионально важных качеств психолога. Профессионализм психолога-диагноста, как и психолога вообще, во многом определяется личностными особенностями. Личность психодиагноста играет ключевую роль в обеспечении профессионального успеха. Профессионально-личностный имидж психолога создают внешний, речевой и поведенческий облик, логичность и аргументированность высказываний, контактность, эмоциональность, гибкость поведения сообразно динамике психодиагностической гипотезы и коммуникативной ситуации.

Одно из основных личностных свойств психодиагноста – доброжелательность, любовь к людям. Без этого психолог вряд ли может состояться как профессионал и как личность. Именно данными свойствами во многом определяются эмоциональная включённость в практическую работу, интерес к ней и к объекту исследования, а также профессиональный такт. Эффект позитивных взаимоотношений с психодиагностом преимущественно обусловлен способностью последнего эмоционально «оформлять» общение, его убеждённостью и информированностью. При этом эмоциональный план общения способствует возникновению доверительных отношений, необходимого эмоционального отклика обследуемого.

Типичными профессионально-личностными качествами психологов считаются: широта интересов и независимость взглядов, готовность к установлению и поддержанию контактов с людьми, способность эмоционально притягивать к себе людей и сохранять самообладание в процессе общения, стремление к познанию себя и других, осознание границ своей профессиональной компетентности, повышенное чувство ответственности за собственные действия, слова, обещания, способность к прогнозированию последствий различных событий.

Интеллектуальный потенциал психологов достаточно высок. Доминирующее положение в нём занимают самостоятельность, системность и оперативность мышления. Самостоятельность мышления всегда считалась одним из важнейших измерений личности. Для психолога-диагноста самостоятельность мышления приобретает особый смысл. Ведь коммуникативное пространство психодиагноста чрезвычайно широко и многоаспектно. Каждый, кто взаимодействует с психодиагностом (обследуемый и его окружение или заказчик), оказывает на него вольное или невольное воздействие, имеющее самые различные формы и цели. Сохранение собственной позиции, настойчивость в её защите и развитии определяются способностью ориентироваться на собственное видение психодиагностической ситуации, на независимую диагностическую гипотезу, на своё представление о жизненном пути обследуемого.



Выраженная гибкость и системность мышления психолога-диагноста опираются на имеющийся достаточно большой объём знаний, на готовность его использования в самых различных вариантах и комбинациях. Существенную роль гибкость мышления играет при интерпретации результатов психодиагностического обследования и написании заключения. Интерпретация имеющихся сведений находится в прямой зависимости прежде всего от синтетических способностей психолога. Объективный диагноз вряд ли может быть дан только на основании информации, полученной в конкретной психодиагностической ситуации. Постановка психологического диагноза требует выхода за её пределы, поисков аналогий и обобщений. Л. С. Выгодский специально обращал внимание на то, что установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. Исследователь ни в коем случае не должен экономить на мыслях, творческом подходе к истолкованию симптомов.

Особого внимания требует Я-концепция психологов, отражающая состояние реального сознания, самосознания и самоотношения личности. Структура и специфика отношения личности к собственному Яоказывают заметное регулирующее влияние на все аспекты профессиональной деятельности, на поведение в формальной и неформальной обстановке, на установление межличностных отношений, постановку и достижение жизненных и профессиональных целей и т.п. Образ Я – важный внутренний фактор, определяющий профессиональную пригодность и профессиональное долголетие психологов.

Личностное становление психолога и формирование должного образа Я связаны прежде всего с преодолением ряда нравственных соблазнов, таящихся в профессии психолога. Приведу наиболее типичные из них.

Соблазн власти. Психолог не должен обращать знания психологии в своеобразное орудие управления, точнее, манипуляции людьми, делать их зависимыми от себя.

Соблазн ответственности. Психолог не должен брать на себя ответственность за судьбу обследуемого. Все свои профессиональные знания и умения он направляет на формирование у обследуемого готовности к самостоятельному принятию решения, готовности отвечать за себя. Психолог не должен лишать обследуемого права отвечать за свои действия и поступки, права совершать собственные ошибки и преодолевать их.

Соблазн самокрасования. Психолог не должен использовать знания психологии для демонстрации собственного превосходства над людьми, для рекламирования своих достоинств.

Соблазн следования «методической моде». Психолог обязан быть в курсе последних достижений психологии и смежных с ней научных дисциплин. В то же время он не должен в погоне за «новинками» игнорировать глубину и основательность изучения методических подходов и диагностических средств.

Соблазн «воздаяния». Известны результаты экспериментальных исследований, доказывающих большую эффективность платных психологических услуг. Обследуемый, заплатив немалые деньги, более ответственно относится к проводимой с ним работе. В то же время психолог не должен осознанно стремиться к получению дополнительных вознаграждений за выполненную диагностику или консультации. Когда психолог становится бизнесменом, то ему трудно удержаться от своеобразного овеществления своего обследуемого. Возможен этический конфликт между необходимостью получения гонорара для обеспечения собственного существования и проведения длительной диагностической или консультационной оплачиваемой работы. Чтобы разрешить такой конфликт или сделать его не столь очевидным и болезненным для самого психолога, последний должен понять сам и помочь понять обследуемому, что он получает плату не за внимание, не за доброжелательность, а за время, затраченное на обследование и консультирование.

Соблазн чрезмерного экспериментирования. Недопустимо, чтобы психодиагност для решения собственных исследовательских задач или ради научных поисков перегружал психодиагностическое обследование или увеличивал его время, превращая обследуемого в своего рода статистический материал и перенося его психологические проблемы на второй план.

Соблазн эмоционально-соматического выгорания. Гуманистическая направленность психологии, доминирование значимости Я другого человека, а также эмоциональная вовлечённость в работу не должны мешать психологу заботиться о своём психическом и физическом здоровье. Чрезмерное поглощение проблемами обследуемых, подключение к их решению не только сознания, но и подсознания, постоянные дополнительные (часто телефонные) консультации, отказ от использования элементарных приёмов психогигиены могут негативно сказаться на психологическом комфорте самого психолога, на его семейном благополучии, в конечном счёте – на профессионализме.

Соблазн спекуляции. Обследуемый не защищён от применения к решению его проблем неадекватных психодиагностических методов и методик, якобы необходимых для постановки объективного и надёжного диагноза. Отсутствие общепринятых критериев эффективности психодиагностического обследования, а так же мер воздействия на психолога за неквалифицированный диагноз повышает значимость личных требований к себе самого психодиагноста, касающихся, прежде всего его профессиональной совести.

Соблазн сохранения собственных проблем. Психодиагност, как и любой другой психолог, должен внимательно относиться к собственным личностным и профессиональным проблемам, должен уметь их решать. Помогать другим людям, не справившись с самим собой, практически не возможно и даже вредно для тех, кому оказывается психологическая поддержка. Не всегда это удаётся сделать мгновенно и эффективно, однако во время психодиагностического обследования психолог обязан сосредоточиться на проблемах обследуемого, отодвинув собственные.

 





Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1883; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. B)Дистантные ощущения – отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств (зрение и слух). К качествам зрительных ощущений относят яркость и цвет.
  2. I. Общие требования
  3. III. Экологические требования к технико-экономическому обоснованию проектирования объектов
  4. IV. Требования к организации приемки лекарственных препаратов в аптечных организациях
  5. IV. Требования к освещению
  6. VI. Требования к отпуску (реализации)лекарственных препаратов в аптечных организациях
  7. VI. Экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов
  8. VIII. Требования к персоналу аптечных организаций
  9. Абрикосы. Особенности строения. Требования к качеству.
  10. Авокадо . Особенности строения. Пищевая ценность. Требования к качеству. Болезни. Упаковка, маркировка и хранение.
  11. Алгоритм внедрения системы менеджмента информационной безопасности в соответствии с требованиями международного стандарта ISO/IEC 27001
  12. Анализ современными психологами свойств темперамента

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.