Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3 Бюджетное устройство и построение бюджетной системы




1. Бюджетная система и бюджетное устройство

2. Правовые и организационные основы бюджетной системы

3. Назначение бюджетного механизма и структура бюджетного механизма

  1. Бюджетная система и бюджетное устройство

 

Бюджетная система Украины - это совокупность государственного бюджета и местных бюджетов, построенная с учетом экономических отношений, государственного и административно-территориальных устройств и урегулированная нормами права.

Бюджетная система Украины состоит из государственного бюджета и местных бюджетов.

Бюджетами местного самоуправления признаются бюджеты территориальных общин сел, поселков, городов и их объединений.

Местными бюджетами признаются бюджет Автономной Республики Крым, областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления.

Сводный бюджет – это совокупность показателей бюджетов, которые используются для анализа и прогнозирования экономического и социального развития государства.

Бюджетное устройство - это организация и принципы построения бюджетной системы государства, взаимосвязь отдельных его элементов. Понятие бюджетного устройства не нашло отображения в Бюджетном кодексе Украины.

 

  1. Правовые и организационные основы бюджетной системы

Правовое регулирование бюджетных процессов, которые возникают при создании и использовании фондов бюджетных ресурсов, есть одной из форм управления со стороны государства экономическим и социальным развитием. Все действия государства в сфере бюджета должны основываться на правовых актах. Эти акты выполняют такие основные функции: определяют круг юридических и физических лиц, на которые в конкретный период распространяется действие правовой нормы; обеспечивают права и обязанности юридических и физических лиц относительно мобилизации и использования фондов бюджетных ресурсов; есть подпочвой для употребления соответствующих мероприятий по выполнению правовых норм.

Субъектами бюджетных правовых отношений есть государство, граждане и предпринимательские структуры. Все бюджетно-правовые отношения возникают и прекращаются на законодательной основе. Они могут прекращаться также в случаях, установленных законом, например, в случае уплаты платежей, использование предусмотренных ассигнований и т.п.

Правовые нормы, которые регулируют бюджетные отношения, составляют систему бюджетного права, которая грунтуется на конституции государства. Так, Конституцией Украины предусмотрено, что каждый гражданин обязан платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом. Граждане должны ежегодно подавать в налоговые инспекции по месту проживания декларации о своем имущественном состоянии и доходах за минувший год в порядке, установленному законом.

Конституцией предусмотрено, что к полномочиям Верховной Рады Украины принадлежит:

утверждение Государственного бюджета Украины, принятие решений относительно отчета его выполнения. Исключительно законами Украины определяются: государственный бюджет и бюджетная система Украины, система налогообложения, налоги и сборы; основы создания и функционирование финансовых, денежного, кредитного и инвестиционного рынков; статус национальной валюты, а также статус иностранных валют на территории Украины; порядок образования и погашение государственного внутреннего и внешнего долга; порядок выпуска га оборота государственных ценных бумаг, их виды и типы.

Конституцией Украины предусмотрено, что бюджетная система Украины строится на основах справедливого и непредубежденного распределения общественного богатства между гражданами и территориальными общинами. Исключительно Законом "О Государственном бюджете Украины" определяются любые расходы государства на общественные потребности, размер и целевое направление этих расходов. Государство стремится к сбалансированности бюджета. Регулярные отчеты о доходах и расходах Государственного бюджета Украины должны быть оглашены. Государственный бюджет Украины утверждается ежегодно Верховной Радой Украины на период из 1 января до 31 декабря, а при исключительных обстоятельствах - на другой период.

 

3. Назначение бюджетного механизма и структура бюджетного механизма

 

Бюджетный механизм - это практическое использование бюджета для осуществления финансовой политики в государстве. Он включает формы и методы мобилизации финансовых ресурсов у распоряжения органов законодательной и исполнительной власти и их использование на цели экономического и социального развития.

За своей экономической сутью бюджетный механизм - это правовые, организационные и методические положения и мероприятия, которые определяют функционирования бюджетной системы в экономике государства, их практическое использование для достижения определенных соответствующими программами целей и задач. В практическом плане бюджетный механизм - это сложная экономическая структура, которая определяет последовательность и методы действий органов власти при мобилизации и использовании бюджетного средства.

Так, например, при решении вопроса доходов бюджетной системы в государстве принимается закон "О системе налогообложения", где четко устанавливается перечень налогов, собрания, платежей и отчислений. Это лишь первая часть механизма мобилизации доходов. Потом принимаются соответствующие законы из отдельных видов доходов, где механизм находит свою конкретизацию, а именно: устанавливается объект налогообложения, субъект налогообложения, ставки налогов, сроки их уплаты, льготы, санкции и т.п. Это и есть механизм мобилизации доходов, то есть те формы и методы, которые в конечном итоге обеспечивают эффективность функционирования бюджетной системы вообще.

Механизм мобилизации доходов - это сильное важная составная бюджетного механизма в целом. ее можно считать самостоятельным звеном. В финансовой литературе ее часто называют налоговым механизмом, который существенного значения не имеет. Тем не менее, по нашему мнению, и мобилизация средств к бюджетам, и их использование - это единый бюджетный механизм.

Относительно использования средства, то здесь также законодательством должен быть четко выписанный механизм их расходования, иначе будут иметь место расточительство и нецелевое их использование.

Бюджетный механизм есть составной частью финансового механизма в государстве, тем не менее, это специфическая составная, которое в значительной мере определяет характер не только финансового механизма в частности, а и экономической системы в целом. Специфичность ее состоит в том, что с помощью бюджета определяется конечный результат перераспределения финансовых ресурсов между слоями населения, субъектами хозяйствования и территориями.

Формирование и использование фондов финансовых ресурсов для удовлетворения общегосударственных потребностей, а также потребностей предпринимательских структур и населения осуществляется на основе соответствующих нормативных актов, которые служило бы основой для разработки методических положений. Методические положения определяют технику мобилизации и использование этих ресурсов, обязанности субъектов, которые принимают участие в этих процессах, и т.п.

Назначение бюджетного механизма сводится до двух основных функций - финансового обеспечения и финансового регулирования экономических и социальных процессов в государстве. Следует заметить, что указанные функции являются полной теоретической абстракцией. При имеющемся опыте финансовое обеспечение одновременно выполняет функцию регулирования так же, как регулирование может осуществлять функцию финансового обеспечения.

Количественная и качественная характеристики бюджетного механизма определяются тем, какая величина финансовых ресурсов сосредоточивается и расходуется на соответствующих уровнях хозяйственного управления и которой есть технология их сосредоточения и расходование. Здесь очень важно правильно выбрать самую технику этих процессов, то есть субъект и объект сосредоточения и расходование финансовых ресурсов, показатели, ставки, нормы, сроки, санкции, льготы, то есть весь инструментарий осуществления движения фондов денежных ресурсов.

Так, финансовое обеспечение осуществляется путем использования методов бюджетного финансирования, самофинансирование, кредитование и т.п. Любой из этих методов имеет свою особенность практического применения. При бюджетном финансировании учитываются условия определения объемов финансирование, периодичность передачи средства, нормы определенных видов затрат и т.п. При кредитовании определяются условия предоставления кредитов, гарантии и сроки их возвращения, окупаемость и эффективность кредитов. При самофинансировании проводятся расчеты целесообразности и эффективности расходования собственного средства, формы их мобилизации и т.п.

 

 

Литература

Основная:

1. Опарин Л. С. “Бюджетная система Украины” – К. 2002 – 360 стр.

 

Дополнительная:

1. Бюджетный кодекс Украины (принятый 21.07.2001г.)

2. Иванов В.М. Бюджетная система: Конспект лекций. – К.: МАУП, 1999.-80с.

3. Пасечник И.В. “Бюджетная система Украины и зарубежных стран” – К. 2002 – 465 стр.

4. Осипчук Л.Л. Организация исполнения государственного бюджета: К.:,1999.-160с.

5. Сабанти Б.М. Теория финансов: Учебное пособие. 2-е изд. – М.:, 2000. – 180с.

6. Финансы: Учеб. пособие/ Под ред. Проф. А.М. Ковалевой. – М.:, 1998. – 325с.

7. Финансы: Учебник для вузов /Под ред. Проф. Л.А. Дробозиной. –М.: Финансы, 2000. –497с.

8. Шуляк П.Н., Белотелова Н.П. Финансы: Учебное пособие. –М.:, 2000 – 452с.

9. Булгакова С.О. и др. Казначейская система исполнения бюджета. –К.: Киев., 2000.-250с.

10. Опарін В.М. Фінанси (загальна теорія): Навч. Посібник. –К.: 1999. – 164с.

 

 


Тема 4 Бюджетный дефицит и источники его финансирования

1. Понятие бюджетного дефицита, причины его возникновения

2. Виды бюджетного дефицита и пути его преодоления

3. Источники финансирования бюджетного дефицита

 

1. Понятие бюджетного дефицита, причины его возникновения

Поскольку бюджет является важным инструментом регулирования социально-экономических процессов в государстве, то его состояние определяет финансовое состояние государства и в значительной мере уровень общественного благосостояния в целом. Состояние бюджета может характеризоваться тремя показателями: балансом доходов и расходов, превышением доходов над расходами (профицит) или, наоборот, расходов над его доходами, то есть бюджетным дефицитом.

Нормальным явлением является сбалансированность доходов и расходов. Превышение доходов над расходами означает экономическую и финансовую стабильность в государстве. Сложным явлением есть бюджетный дефицит, который присущий бюджетам большинства стран мира, в том числе и высокоразвитым.

Бюджетный дефицит отрицательно влияет на экономику, в частности, стимулируя инфляционные процессы. Он есть тормозом экономического возрастания государства, не говоря уже про его отрицательные социальные следствия. Однако в научной литературе случаются утверждение, что дефицит бюджета может иметь положительное влияние на оживление экономической жизни. С этим можно согласиться только частично, так как не сам дефицит может оказывать содействие экономической активности, а источника его финансирования. В странах, где хорошо развитый рынок государственных ценных бумаг, величина бюджетного дефицита имеет менее ощутимое влияние на состояние экономики в данном периоде, но его наличие обязательно будет влиять на хозяйственную жизнь в будущем. Поэтому бездефицитный бюджет - объективное требование экономического развития государства.

 

2. Виды бюджетного дефицита и пути его преодоления

Различают понятие устойчивый дефицит бюджета, который существует в долгосрочном периоде, и временный дефицит, который вызовется кассовыми разрывами в выполнении бюджета или непредусмотренными событиями и обстоятельствами.

По критерию определения составных частей бюджетного дефицита выделяют фактический бюджетный дефицит, структурный бюджетный дефицит, циклический бюджетный дефицит.

Если фактический дефицит есть внешним выявлением разбалансированности доходной и расходной частей бюджета, то структурный и циклический дефициты являются его внутренними составными. Фактический дефицит отображает реальные доходы, расходы бюджета и дефицит за определенный период. Структурный дефицит - это дефицит при условиях полной или высокой занятости потенциальных производственных ресурсов. Циклический дефицит - это результат недопоступления бюджетных доходов вследствие циклических колебаний в экономике. В общем выражении циклический дефицит есть разностью между фактическим и структурным дефицитом.

По критерию влияния на экономику бюджетный дефицит делится на активный и пассивный. Активный бюджетный дефицит есть следствием сознательного увеличения государственных расходов, который служит причиной невозможности сбалансировать бюджет.

Отличие между структурным и активным дефицитом состоит в том, что последний возникает в результате проведения политики дефицитного финансирования с целью стимулирования достижение максимальной занятости имеющихся производственных ресурсов, который побудит экономику развиваться относительно независимо от циклических колебаний. Итак, активный дефицит своим импульсным содержанием отличается от структурного дефицита.

Пассивный дефицит бюджета предопределяется экономической конъюнктурой как первопричиной накопления запланированного объема бюджетных ресурсов. Таким образом, пассивный дефицит можно отождествить с циклическим бюджетным дефицитом.

 

3. Источники финансирования бюджетного дефицита

Источниками финансирования дефицита бюджетов являются государственные внутренние и внешние заим­ствования, внутренние заимствования органов власти АРК, внутренние и внешние заим­ствования, органов местного самоуправления, а также сво­бодный остаток бюджетных средств с соблюдением условий, определенных настоящим Кодексом.

КМУ может брать займы в пределах, определенных законом о Госбюджете Украины. Заимствования не используются для обес­печения финансовыми ресурсами текущих расходов госу­дарства, за исключением случаев, когда это необходимо для сохранения общего экономического равновесия.

Министр финансов Украины с учетом требований части второй настоящей статьи с целью экономии средств и эффективности их использования имеет право выбрать кредитора, вид займа и валюту заимствования.

Расходы на погашение обязательств по долгу осу­ществляются в соответствии с кредитными соглашения­ми, а также нормативно-правовыми актами, по которым возникают государственные долговые обязательства и дол­говые обязательства АРК или местного самоуправления, независимо от объема средств, предусмотренных на эту цель в законе о Госбюджете Украины или решении о местном бюджете.

Если расходы на обслуживание и погашение госу­дарственного долга превысят объем средств, предусмот­ренный в законе о Госбюджете Украины на такую цель, Министр финансов Украины безотлагательно информирует об этом КМУ. КМУ безотлагательно информирует об ожидаемом превышении таких расходов Верховную Раду Украины и представляет в двухнедельный срок предложе­ния о внесении изменений в закон о Госбюджете Украины.

Эмиссионные средства Национального банка Украи­ны не могут быть источником финансирования дефицита Госбюджета Украины.

Литература

Основная:

1. Опарин Л. С. “Бюджетная система Украины” – К. 2002 – 360 стр.

 

Дополнительная:

1. Бюджетный кодекс Украины (принятый 21.07.2001г.)

2. Иванов В.М. Бюджетная система: Конспект лекций. – К.: МАУП, 1999.-80с.

3. Пасечник И.В. “Бюджетная система Украины и зарубежных стран” – К. 2002 – 465 стр.

4. Осипчук Л.Л. Организация исполнения государственного бюджета: К.:,1999.-160с.

5. Сабанти Б.М. Теория финансов: Учебное пособие. 2-е изд. – М.:, 2000. – 180с.

6. Финансы: Учеб. пособие/ Под ред. Проф. А.М. Ковалевой. – М.:, 1998. – 325с.

7. Финансы: Учебник для вузов /Под ред. Проф. Л.А. Дробозиной. –М.: Финансы, 2000. –497с.

8. Шуляк П.Н., Белотелова Н.П. Финансы: Учебное пособие. –М.:, 2000 – 452с.

9. Булгакова С.О. и др. Казначейская система исполнения бюджета. –К.: Киев., 2000.-250с.

10. Опарін В.М. Фінанси (загальна теорія): Навч. Посібник. –К.: 1999. – 164с.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.