Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5 Межбюджетные отношения и система бюджетного выравнивания




 

1. Назначение и роль государственного бюджета

2. Доходы и расходы государственного бюджета

3. Местные бюджеты, их назначение и роль в бюджетной системе

4. Доходы и расходы местных бюджетов

5. Межбюджетные отношения

6. Распределение межбюджетных трансфертов

 

1. Назначение и роль государственного бюджета

Наличие государственного бюджета как экономической категории объективно обусловленная существованием института государства и товарно-денежных отношений. Государственный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов государства, которое используется для выполнения положенных на нее функций. Он находится в распоряжении центральных органов власти и используется для финансирования мероприятий общегосударственного значения.

Эти так называемые чистые общественные блага, к которых в экономической науке относят государственное управление, национальную оборону, обеспечение охраны правопорядока и т.п. и которые полностью оплачиваются из бюджета. Рыночная система несостоятельная обеспечить общество такими благами вообще. Ведь к ним невозможно применить принцип исключения, присущий частным благам. Чистые общественные блага характеризуются неделимостью, безальтернативностью в их использовании. Каждый без исключения гражданин пользуется этими благами независимо от своего желания или платежеспособности.

Существуют также такие общественные блага и услуги, которые могут вырабатываться и использоваться соответственно рыночным условиям, но следствия такого процесса из общественно-политической или экономической точки зрения нежелательные.

Если такие блага и услуги продавались бы по ценам, которые покрывают затраты на их производство, это изъяло бы из числа потребителей значительные слои населения. К таким благам относят так называемые смешанные общественные блага или социальные блага (услуги образования, здравоохранения, культуру, спорт, обеспечение жильем и коммунальными услугами и т.п.). их поставляет как частный сектор, так и государство за счет средств бюджета.

Важную роль сыграет государственный бюджет в обеспечении перераспределения доходов с целью поддержания благоприятного социального климата в государстве, осуществление социальной защиты населения, социального обеспечения самых необеспеченных слоев населения.

Однако государственный бюджет следует рассматривать не только как средство аккумулирования средства, необходимых для финансирования государственных мероприятий, как инструмент перераспределения валового внутреннего продукта с целью обеспечения социальной справедливости. Бюджет есть также орудием влияния государства на экономические, социальные, национальные, региональные процессы, экономическим рычагом осуществления государственной власти.

С помощью государственного бюджета государство выполняет свою регуляторную функцию. В рыночных условиях государственное регулирование реальной экономики направляется прежде всего на создание благоприятных условий для юридических и физических лиц в интересах общества в целом, но не в собственных интересах отдельных слоев населения и лиц, с использованием таких мощных рычагов, как налоги и бюджетные затраты.

 

2. Доходы и расходы государственного бюджета

 

Доходы государственного бюджета есть финансовой базой деятельности государства. их состав, формы мобилизации зависят от системы и методов хозяйствования, а также от экономических задач, которые решает общество в того или другой период.

Состав доходов государственного бюджета определяется Бюджетным кодексом Украины и законами о государственном бюджете на соответствующий бюджетный год. Начиная с 2000 года, государственный бюджет разделен на две составных части: общий фонд и специальный фонд, который может обеспечить прозрачную и реальную систему оценки всех источников доходов и определенных приоритетов их расходование.

Доходы общего фонда государственного бюджета (общие доходы) предназначенные для обеспечения финансовыми ресурсами общих расходов и не направляются на конкретную цель.

Доходы специального фонда государственного бюджета (специальные доходы) включают доходы, предназначенные на конкретную цель.

К доходам общего фонда государственного бюджета зачисляются в полном объеме:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизный сбор;

- ввозная таможенная пошлина;

- платежи за специальное использование лесных ресурсов государственного значения;

- сбор за специальное использование водных ресурсов общегосударственного значения и сбор за пользование водами для потребностей гидроэнергетики и водного транспорта;

- платежи за пользование недрами общегосударственного значения;

- плата за лицензии на определенные виды хозяйственной деятельности, кроме тех, которые выдаются Советом Министров Автономной Республики Крым, исполнительными органами местных советов и местными органами исполнительной власти;

- государственная пошлина в части, что соответственно закону зачисляется в государственный бюджет;

- административные штрафы и прочие денежные взыскания, кроме административных штрафов, которые накладываются исполнительными органами соответствующих советов, районными государственными администрациями или образованными в установленном порядке административными комиссиями;

- средства от реализации имущества, конфискованного по решению суда, сокровищ, имущества, полученного государством в порядке наследования или дарения, бесхозяйственного имущества;

- налог на прибыль предприятий (кроме налога на прибыль предприятий коммунальной собственности, 50 процентов налога на прибыль предприятий, которое платится плательщиками по местонахождению в городе Киеве и налоге на прибыль предприятий, определенного соответствующим пунктом Закона Украины " О налогообложении прибыли предприятий");

- суммы превышения расчетной величины фонда оплаты работы на предприятиях-монополистах;

- часть поступлений, определенную законом о государственном бюджете, от продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения, которые находятся в государственной собственности, к размежеванию земель государственной и коммунальной собственности;

- средство, которое поступят в счет уплаты реструктуризованной налоговой задолженности;

- средство, полученные за совершение консульских действий на территории Украины и часть средства, установленных законом о государственном бюджете за совершение консульских действий за пределами Украины;

- поступление от превышения валовых доходов над расходами Национального банка Украины;

- дивиденды (доход), начисленные на акции (частицы, паи) хозяйственных обществ, которые являются в государственной собственности, кроме предприятий топливно-энергетического комплекса;

- рентная плата за нефть, которая добывается в Украине;

- собрание, которое взимаются Государственной автомобильной инспекцией Украины;

- плата за аренду целостных имущественных комплексов;

- таможенные сборы;

- единый сбор, который справляется в пунктах пропуска через государственную границу Украины;

- сбор за использование радиочастотного ресурса;

- плата за пользование займами, предоставленными за счет средства, привлеченных государством;

- другие доходы, которые зачисляются к общему фонду государственного бюджета в размерах, установленных законодательством.

Расходы государственного бюджета за своей экономической сущностью есть инструментом достижения высшего критерия справедливости и полезности для каждого члена общества. На достижение этой цели может быть сориентированное бюджетное законодательство. Идется прежде всего о том, что расходы бюджета должны быть направлены на выравнивания доходов отдельных слоев населения. Однако выравнивание доходов оправданное только тогда, если улучшается положение беднейших слоев населения. Достичь указанной цели можно лишь при условиях экономического возрастания и развитых демократических основ. На современном этапе бюджетное законодательство отвечает расстановке политических сил в Украине и состояния трансформации экономики.

Бюджетным кодексом Украины предусмотрено, что из Государственного бюджета Украины осуществляются расходы на:

- государственное управление: законодательную власть; исполнительную власть; Президента Украины;

- судебную власть;

- международную деятельность;

- фундаментальные и прикладные исследования и содействие научно-техническому прогрессу государственного значения, международные научные и информационные связи государственного значения;

- национальную оборону;

- правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;

- образование,

- здравоохранение и др.

 

3. Местные бюджеты, их назначение и роль в бюджетной системе

 

Местные бюджеты включают бюджет Автономной Республики Крым, областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления.

Бюджеты местного самоуправления - это бюджеты территориальных общин сел, поселков, мост и их объединений.

Местные бюджеты - это фонды финансовых ресурсов, предназначенные для реализации задач и функций, которые полагаются на органы самоуправления. Как составная бюджетной системы государства и основа финансовой базы деятельности органов самоуправление местные бюджеты обеспечивают необходимыми денежными средствами финансирования мероприятий экономического и социального развития, которые осуществляются органами власти управление на соответствующей территории.

Через местные бюджеты складываются определенные финансовые взаимоотношения органов самоуправления практически с всеми предприятиями, учреждениями, которые расположенные на их территории, и населением данной территории в связи с мобилизацией и расходованием средства этих бюджетов. Между местными бюджетами разных уровней, а также между этими бюджетами и государственным бюджетом возникают финансовые отношения по поводу перераспределения финансовых ресурсов для обеспечения эффективного функционирования каждого бюджета.

Органам местного самоуправления предоставлено широкое право для осуществления экономического и социального развития на своей территории. В статьи 43 Конституции Украины указано, что местные органы самоуправления управляют имуществом, которое есть в коммунальной собственности; утверждают программы социально-экономического и культурного развития и контролируют их выполнение; утверждают бюджеты соответствующих административно-территориальных единиц и контролируют их выполнение; устанавливают местные налоги и сборы соответственно закону; образовывают, реорганизовывают и ликвидируют коммунальные предприятия, организации, учреждения.

 

4. Доходы и расходы местных бюджетов

 

К доходам, которые закрепляются за бюджетами местного самоуправления и учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов, належат такие налоги и собрание (обязательные платежи):

- подоходный налог из граждан в части, определенной Бюджетным кодексом;

- государственная пошлина в части, которая належит соответствующим бюджетам;

- плата за лицензии на проведение определенных видов хозяйственной деятельности и сертификаты, которые выдаются исполнительными органами соответствующих советов;

- плата за государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности, которая справляется исполнительными органами соответствующих советов;

- плата за торговый патент на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (за исключением платы за приобретение торговых патентов пунктами продажи нефтепродуктов - автозаправочными станциями, заправочными пунктами), что справляется исполнительными органами соответствующих советов;

- поступление административных штрафов, которые накладываются исполнительными органами соответствующих советов или образованными ними в установленном порядке административными комиссиями;

- единый налог для субъектов малого предпринимательства в части, которая належит соответствующим бюджетам.

Расходы местных бюджетов включают бюджетные назначения, установленные решением о местном бюджете, на конкретные цели, которые связанные с реализацией программ, перечень которых определен Бюджетным кодексом.

Бюджетным кодексом предусмотрены критерии размежевания видов расходов между местными бюджетами.

Размежевание видов расходов между местными бюджетами осуществляется на основе принципа субсидиарности с учетом критериев полноты предоставление услуги и приближение ее к непосредственному потребителю. Соответственно этим критериям виды расходов делятся на такие группы:

Первая группа - расходы на финансирование бюджетных учреждений и мероприятий, которые обеспечивают необходимое первоочередное предоставление социальных услуг, гарантированных государством, и которые расположенные ближайшее к потребителям.

Вторая группа - расходы на финансирование бюджетных учреждений и мероприятий, которые обеспечивают предоставление основных социальных услуг, гарантированных государством для всех граждан Украины.

Третья группа - расходы на финансирование бюджетных учреждений и мероприятий, которые обеспечивают гарантированные государством социальные услуги для отдельных категорий граждан, или финансирование программ, потребность в которых существует во всех регионах Украины.

 

5. Межбюджетные отношения

 

Межбюджетные отношения - это отношения между государством, Автономной Республикой Крым и местным самоуправлением относительно обеспечения соответствующих бюджетов финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения функций, предусмотренных Конституцией Украины и законами Украины.

Целью регулирования между бюджетных отношений есть обеспечение соответствия между полномочиями на осуществление расходов, закрепленных законодательными актами Украины за бюджетами, и бюджетными ресурсами, которые должны обеспечивать выполнение этих полномочий.

Расходы на осуществление полномочий, которые выполняются за счет средства государственного бюджета и местных бюджетов, делятся на:

- расходы на обеспечение конституционного порядка государства, государственной целостности и суверенитета, независимого судопроизводства, а также другие предусмотренные этим кодексом расходы, которые не могут быть переданы на выполнения Автономной Республике

Крым и местному самоуправлению;

- расходы, которые определяются функциями государства и могут быть переданы на выполнения Автономной Республике Крым и местному самоуправлению с целью обеспечения наиболее эффективное их выполнение на основе принципа субсидиарности;

- расходы на реализацию прав и обязанностей Автономной Республики Крым и местного самоуправления, которые имеют местный характер и определенные законами Украины.

Расходы на обеспечение конституционного порядка государства осуществляются за счет средства Государственного бюджета Украины. Другие расходы осуществляются за счет средства местных бюджетов, в том числе трансфертов из Государственного бюджета Украины.

Ответственность за осуществление расходов за счет средства государственного бюджета полагается на соответствующие органы государственной власти.

 

6. Распределение межбюджетных трансфертов

 

Межбюджетные трансферты (дотации выравнивание и средство, которое передаются в государственный бюджет) распределяются между государственным бюджетом и местными бюджетами на основе формульных расчетов.

Такая формула разработана соответственно статям 97 и 98 Бюджетного кодекса Украины для распределения объема между бюджетных трансфертов между государственным бюджетом, бюджетом Автономной Республики Крым, областными бюджетами, бюджетами городов Киева и Севастополя, мост республиканского Автономной Республики Крым и областного значения, бюджетами районов.

Прогнозный показатель объема доходов (корзины доходов) бюджета Автономной Республики Крым, областного бюджета, бюджета городов Киева и Севастополя, бюджета города республиканского Автономной Республики Крым и областного значения, бюджета района формируется из поступлений общегосударственных налогов и собрания, закрепленных за местными бюджетами согласно со статьями 64 и 66 Бюджетного кодекса Украины.

Расчет прогнозного показателя объема доходов (корзины доходов), закрепленных за бюджетами местного самоуправления и бюджетом Автономной Республики Крым, областных и районных бюджетов, предусмотренных статьей 66 Бюджетного кодекса Украины, проводится путем применения индекса относительной налогоспособности соответствующей административно-территориальной единицы, которая определяется на основе отчетных данных о фактических поступлениях соответствующих налогов, собрания к этим бюджетам за три последних бюджетных периода (базовый период), которые передуют году, в котором формируются показатели бюджета на планированный бюджетный период. При этом учитываются потери закрепленных доходов в базовом периоде соответствующих местных бюджетов вследствие предоставления льгот налогоплательщикам в соответствии с решениями Верховной Рады Автономной Республики Крым, соответствующих местных советов.

 

Литература

Основная:

1. Опарин Л. С. “Бюджетная система Украины” – К. 2002 – 360 стр.

 

Дополнительная:

1. Бюджетный кодекс Украины (принятый 21.07.2001г.)

2. Иванов В.М. Бюджетная система: Конспект лекций. – К.: МАУП, 1999.-80с.

3. Пасечник И.В. “Бюджетная система Украины и зарубежных стран” – К. 2002 – 465 стр.

4. Осипчук Л.Л. Организация исполнения государственного бюджета: К.:,1999.-160с.

5. Сабанти Б.М. Теория финансов: Учебное пособие. 2-е изд. – М.:, 2000. – 180с.

6. Финансы: Учеб. пособие/ Под ред. Проф. А.М. Ковалевой. – М.:, 1998. – 325с.

7. Финансы: Учебник для вузов /Под ред. Проф. Л.А. Дробозиной. –М.: Финансы, 2000. –497с.

8. Шуляк П.Н., Белотелова Н.П. Финансы: Учебное пособие. –М.:, 2000 – 452с.

9. Булгакова С.О. и др. Казначейская система исполнения бюджета. –К.: Киев., 2000.-250с.

10. Опарін В.М. Фінанси (загальна теорія): Навч. Посібник. –К.: 1999. – 164с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.