Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6 Система доходов бюджета




1. Состав и характеристика доходов бюджетов

2. Налоговые поступления

3. Неналоговые поступления

4. Доходы от операций с капиталом

5. Официальные трансферты

6. Сборы и поступления в государственные целевые фонды

1. Состав и характеристика доходов бюджетов

Доходы бюджетов сыграют важную роль в социально-экономическом развитии общества. Централизация значительной части финансовых ресурсов государства в бюджетах разных уровней дает возможность проводить единую финансовую политику, обеспечивать перераспределение средств в пользу приоритетных областей экономики, удовлетворять приблизительно на одинаковому равные потребности социальной сферы независимо от того, на какой территории функционируют ее учреждения.

Доходы бюджетов, с одной стороны, есть результатом распределения стоимости валового внутреннего продукта между разными участниками воспроизведенного процесса, а с второго - выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированного в руках государства стоимости, так как последняя используется для формирования бюджетов разных уровней.

Состав доходов бюджетов, формы мобилизации денежных ресурсов к бюджетам зависят от системы и методов хозяйствования, а также от задач, которые решаются обществом в того или другой период.

Совокупность всех видов доходов бюджетов, которые формируются разными методами, их взаимосвязанное применение составляют систему доходов бюджетов. Эта система призвана решать не только фискальные, а и регулирующие задачи: стимулировать роста производства и повышение его эффективности, оказывать содействие ускорению научно-технического прогресса, обеспечивать социальные гарантии населению и развитие социальной сферы.

В Украине доходы бюджетов состоят из пяти групп:

1) налоговые поступления;

2) неналоговые поступления;

3) доходы от операций с капиталом;

4) целевые фонды;

5) официальные трансферты.

 

2. Налоговые поступления

Главным источником формирования доходной части бюджетов всех уровней есть налоги. Они отражают финансовые отношения между государством и плательщиками с целью создания централизованного фонда средства, то находятся в распоряжении государства. В Конституции Украины (ст. 67) закреплена обязанность каждого гражданина платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом, и определено, что система налогообложения устанавливается исключительно путем принятия соответствующих законов.

Налоговые поступления являются важным инструментом перераспределения валового внутреннего продукта и обеспечивают мобилизацию свыше 2/3 всех доходов бюджета.

Налоговые поступления в Украине делятся на 6 групп:

1) налог на доходы, налоги на прибыль, налоги на увеличение рыночной стоимости;

2) налоги на собственность;

3) внутренние налоги на товары и услуги;

4) собрание за специальное использование естественных ресурсов;

5) налоги на международную торговлю и внешние операции;

6) другие налоги.

 

3. Неналоговые поступления

 

Важным доходным источником бюджета являются неналоговые поступления, которые составляют около трети от общей суммы доходов. В зависимости от видов и методов их мобилизации они объединяются в пять групп:

1) доходы от собственности и предпринимательской деятельности;

2) административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой и побочной продажи;

3) поступление от штрафов и финансовых санкций;

4) другие неналоговые поступления;

5) собственные поступления бюджетных учреждений.

К другим источникам собственных поступлений бюджетных учреждений належат: плата за удержание детей в дошкольных учреждениях; плата за обучение в государственных школах эстетичного воспитания детей; средство, из которых образован фонд общего обязательного обучения в общеобразовательных школах для предоставления материальной помощи ученикам, которые ее требуют; средство которые поступают на питание детей в интернатах, при школах и в группах продленного дня; плата студентов за пользование общежитием при высших и средних специальных учебных заведениях; средство, которые остаются учебным заведениям профессионально-технического образования из сумм, которые поступили за работы, выполненные учениками; средства работников за питание, полученное по месту работы; средства за счетами за форменную одежду, которые выдают работникам некоторых министерств, других центральных органов исполнительной власти и подведомственных им бюджетных учреждений; сбор за выполнение работ, связанных с предоставлением услуг во время осуществления экологического контроля в пунктах пропуска через государственную границу.

Включение собственных поступлений бюджетных учреждений к соответствующим бюджетам с сохранением их целевого направления обусловленное необходимостью установление надлежащего учета и контроля за доходами, которыми владеет бюджетное учреждение, потребностью даты оценку эффективности управление этим средством.

 

4. Доходы от операций с капиталом

 

Доходы от операций с капиталом - это доходы бюджета, которые мобилизуются неналоговым методом. Они включают три группы поступлений:

1) поступление от продажи основного капитала;

2) поступление от реализации государственных запасов товаров;

3) поступление от продажи земли и нематериальных активов.

Поступление от продажи основного капитала объединяют

два их вида: поступление средств от реализации бесхозяйственного имущества, имущества, которое по праву наследования перешло в собственность государства, и сокровищ, находок, а также валютные ценности и средства, собственники которых неизвестные; поступление средств от Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценного камня.

Сумма доходов от первого вида поступлений зависит от количества реализованного имущества и его оценки. Важным есть соблюдение требований оценки имущества, условий реализации, а также перечислений полученных от его реализации средств в государственный бюджет. Следует отметить, что перечисление средств в государственный бюджет осуществляется в срок не более поздний семы дней от дня продажи в объемах полученной выручки за минусом комиссионного вознаграждения.

Поступление средств под Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценного камня предусматривают доходы от операций с драгоценными металлами, драгоценным камнем.

Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценного камня Украины составляет совокупность драгоценных металлов и драгоценного камня, которые находятся в государственной собственности и, соответственно законодательству, зачисленные к нему и предназначенные для обеспечения государственных производственных, научных, социально-культурных и других потребностей, которые финансируются из государственного бюджета.

Формирование этого фонда, контроль за состоянием учета, охраны, сохранение и его использованием осуществляет Министерство финансов.

 

5. Официальные трансферты

 

Официальные трансферты могут предполагаться от органов государственного управления Украины и от правительств зарубежных стран и международных организаций.

 

Трансферты от органов государственного управления делятся на:

- средство, которое поступают из других бюджетов;

- дотации;

- субвенции.

Средство, которое поступают из других бюджетов, включают:

- средство, которое поступают в государственный бюджет из других бюджетов;

- средство, которое поступают за взаимными расчетами из дополнительной дотации в государственный бюджет;

- средство, которое поступают за взаимными расчетами из дополнительной дотации из государственного бюджета;

- средство, которое поступают за взаимными расчетами из дополнительной дотации с районных и городских (мост Киева и Севастополя, мост республиканского и областного значения) к городских (мост районного значения), поселковых и сельских бюджетов;

- средство, которое поступают за взаимными расчетами из дополнительной дотации с городских (мост районного значения), поселковых и сельских бюджетов к районных и городских (мост Киева и Севастополя, мост республиканского и областного значения)

бюджетов;

- средство, которое поступают в районных и городских (мост Киева и Севастополя, мост республиканского и областного значения) бюджетов с городских (мост районного значения), поселковых, сельских и районных в городах бюджетов;

- средство, которое поступают за взаимными расчетами в государственный бюджет из местных бюджетов;

- средство, которое поступают за взаимными расчетами к местным бюджетам из государственного бюджета;

- средство, которое поступают за взаимными расчетами между местными бюджетами.

Дотации как вид официальных трансфертов включают:

- дотации выравнивания, которое получаются из государственного бюджета;

- дотации выравнивания, которое получаются с районных и городских (мост Киева и Севастополя, мост республиканского и областного значения) бюджетов;

- дополнительные дотации, которые получаются из государственного бюджета;

- дополнительные дотации, которые получаются с районных и городских (мост Киева и Севастополя, мост республиканского и областного значения) бюджетов;

- дополнительная дотация из государственного бюджета АРК

и областным бюджетам на уменьшение фактических диспропорций между местными бюджетами через неравномерность сети бюджетных учреждений;

- другие дотации.

 

6. Сборы и поступления в государственные целевые фонды

 

Необходимость создания и функционирование государственных целевых фондов обусловленная потребностью предоставление определенных социальных гарантий населению в случае достижения пенсионного возраста, потери трудоспособности, кормильца, работы, наступление стихийного бедствия и других непредусмотренных событий. В экономическом аспекте - это создания и использование фондов финансовых ресурсов для удовлетворения экономических и социальных потребностей государства, предпринимательских структур и отдельных граждан.

Вообще принципы организации государственных целевых фондов можно сформулировать так:

- взносы в фонды определяются государством соответствующими законами и есть собственностью государства;

- взносы в фонды есть обязательными платежами и взимаются принудительно (в случае добровольной неуплаты);

- затраты из фондов осуществляются по целевому назначению, определенным законодательством.

К государственным целевым фондам принадлежат: Пенсионный фонд; Фонд социального страхования из временной потери трудоспособности; Фонд социального страхования от несчастного случая на производстве; Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы; Фонд Украины социальной защиты инвалидов; Фонд охраны окружающей естественной среды; другие фонды. Из названных фондов в состав государственного бюджета ныне включаются лишь два последних фонда, а также реструктуризованные суммы задолженности сбора к фонду для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения.

 

Литература

Основная:

1. Опарин Л. С. “Бюджетная система Украины” – К. 2002 – 360 стр.

 

Дополнительная:

1. Бюджетный кодекс Украины (принятый 21.07.2001г.)

2. Иванов В.М. Бюджетная система: Конспект лекций. – К.: МАУП, 1999.-80с.

3. Пасечник И.В. “Бюджетная система Украины и зарубежных стран” – К. 2002 – 465 стр.

4. Осипчук Л.Л. Организация исполнения государственного бюджета: К.:,1999.-160с.

5. Сабанти Б.М. Теория финансов: Учебное пособие. 2-е изд. – М.:, 2000. – 180с.

6. Финансы: Учеб. пособие/ Под ред. Проф. А.М. Ковалевой. – М.:, 1998. – 325с.

7. Финансы: Учебник для вузов /Под ред. Проф. Л.А. Дробозиной. –М.: Финансы, 2000. –497с.

8. Шуляк П.Н., Белотелова Н.П. Финансы: Учебное пособие. –М.:, 2000 – 452с.

9. Булгакова С.О. и др. Казначейская система исполнения бюджета. –К.: Киев., 2000.-250с.

10. Опарін В.М. Фінанси (загальна теорія): Навч. Посібник. –К.: 1999. – 164с.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.