КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 6 Система доходов бюджета1. Состав и характеристика доходов бюджетов 2. Налоговые поступления 3. Неналоговые поступления 4. Доходы от операций с капиталом 5. Официальные трансферты 6. Сборы и поступления в государственные целевые фонды 1. Состав и характеристика доходов бюджетов Доходы бюджетов сыграют важную роль в социально-экономическом развитии общества. Централизация значительной части финансовых ресурсов государства в бюджетах разных уровней дает возможность проводить единую финансовую политику, обеспечивать перераспределение средств в пользу приоритетных областей экономики, удовлетворять приблизительно на одинаковому равные потребности социальной сферы независимо от того, на какой территории функционируют ее учреждения. Доходы бюджетов, с одной стороны, есть результатом распределения стоимости валового внутреннего продукта между разными участниками воспроизведенного процесса, а с второго - выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированного в руках государства стоимости, так как последняя используется для формирования бюджетов разных уровней. Состав доходов бюджетов, формы мобилизации денежных ресурсов к бюджетам зависят от системы и методов хозяйствования, а также от задач, которые решаются обществом в того или другой период. Совокупность всех видов доходов бюджетов, которые формируются разными методами, их взаимосвязанное применение составляют систему доходов бюджетов. Эта система призвана решать не только фискальные, а и регулирующие задачи: стимулировать роста производства и повышение его эффективности, оказывать содействие ускорению научно-технического прогресса, обеспечивать социальные гарантии населению и развитие социальной сферы. В Украине доходы бюджетов состоят из пяти групп: 1) налоговые поступления; 2) неналоговые поступления; 3) доходы от операций с капиталом; 4) целевые фонды; 5) официальные трансферты.
2. Налоговые поступления Главным источником формирования доходной части бюджетов всех уровней есть налоги. Они отражают финансовые отношения между государством и плательщиками с целью создания централизованного фонда средства, то находятся в распоряжении государства. В Конституции Украины (ст. 67) закреплена обязанность каждого гражданина платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом, и определено, что система налогообложения устанавливается исключительно путем принятия соответствующих законов. Налоговые поступления являются важным инструментом перераспределения валового внутреннего продукта и обеспечивают мобилизацию свыше 2/3 всех доходов бюджета. Налоговые поступления в Украине делятся на 6 групп: 1) налог на доходы, налоги на прибыль, налоги на увеличение рыночной стоимости; 2) налоги на собственность; 3) внутренние налоги на товары и услуги; 4) собрание за специальное использование естественных ресурсов; 5) налоги на международную торговлю и внешние операции; 6) другие налоги.
3. Неналоговые поступления
Важным доходным источником бюджета являются неналоговые поступления, которые составляют около трети от общей суммы доходов. В зависимости от видов и методов их мобилизации они объединяются в пять групп: 1) доходы от собственности и предпринимательской деятельности; 2) административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой и побочной продажи; 3) поступление от штрафов и финансовых санкций; 4) другие неналоговые поступления; 5) собственные поступления бюджетных учреждений. К другим источникам собственных поступлений бюджетных учреждений належат: плата за удержание детей в дошкольных учреждениях; плата за обучение в государственных школах эстетичного воспитания детей; средство, из которых образован фонд общего обязательного обучения в общеобразовательных школах для предоставления материальной помощи ученикам, которые ее требуют; средство которые поступают на питание детей в интернатах, при школах и в группах продленного дня; плата студентов за пользование общежитием при высших и средних специальных учебных заведениях; средство, которые остаются учебным заведениям профессионально-технического образования из сумм, которые поступили за работы, выполненные учениками; средства работников за питание, полученное по месту работы; средства за счетами за форменную одежду, которые выдают работникам некоторых министерств, других центральных органов исполнительной власти и подведомственных им бюджетных учреждений; сбор за выполнение работ, связанных с предоставлением услуг во время осуществления экологического контроля в пунктах пропуска через государственную границу. Включение собственных поступлений бюджетных учреждений к соответствующим бюджетам с сохранением их целевого направления обусловленное необходимостью установление надлежащего учета и контроля за доходами, которыми владеет бюджетное учреждение, потребностью даты оценку эффективности управление этим средством.
4. Доходы от операций с капиталом
Доходы от операций с капиталом - это доходы бюджета, которые мобилизуются неналоговым методом. Они включают три группы поступлений: 1) поступление от продажи основного капитала; 2) поступление от реализации государственных запасов товаров; 3) поступление от продажи земли и нематериальных активов. Поступление от продажи основного капитала объединяют два их вида: поступление средств от реализации бесхозяйственного имущества, имущества, которое по праву наследования перешло в собственность государства, и сокровищ, находок, а также валютные ценности и средства, собственники которых неизвестные; поступление средств от Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценного камня. Сумма доходов от первого вида поступлений зависит от количества реализованного имущества и его оценки. Важным есть соблюдение требований оценки имущества, условий реализации, а также перечислений полученных от его реализации средств в государственный бюджет. Следует отметить, что перечисление средств в государственный бюджет осуществляется в срок не более поздний семы дней от дня продажи в объемах полученной выручки за минусом комиссионного вознаграждения. Поступление средств под Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценного камня предусматривают доходы от операций с драгоценными металлами, драгоценным камнем. Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценного камня Украины составляет совокупность драгоценных металлов и драгоценного камня, которые находятся в государственной собственности и, соответственно законодательству, зачисленные к нему и предназначенные для обеспечения государственных производственных, научных, социально-культурных и других потребностей, которые финансируются из государственного бюджета. Формирование этого фонда, контроль за состоянием учета, охраны, сохранение и его использованием осуществляет Министерство финансов.
5. Официальные трансферты
Официальные трансферты могут предполагаться от органов государственного управления Украины и от правительств зарубежных стран и международных организаций.
Трансферты от органов государственного управления делятся на: - средство, которое поступают из других бюджетов; - дотации; - субвенции. Средство, которое поступают из других бюджетов, включают: - средство, которое поступают в государственный бюджет из других бюджетов; - средство, которое поступают за взаимными расчетами из дополнительной дотации в государственный бюджет; - средство, которое поступают за взаимными расчетами из дополнительной дотации из государственного бюджета; - средство, которое поступают за взаимными расчетами из дополнительной дотации с районных и городских (мост Киева и Севастополя, мост республиканского и областного значения) к городских (мост районного значения), поселковых и сельских бюджетов; - средство, которое поступают за взаимными расчетами из дополнительной дотации с городских (мост районного значения), поселковых и сельских бюджетов к районных и городских (мост Киева и Севастополя, мост республиканского и областного значения) бюджетов; - средство, которое поступают в районных и городских (мост Киева и Севастополя, мост республиканского и областного значения) бюджетов с городских (мост районного значения), поселковых, сельских и районных в городах бюджетов; - средство, которое поступают за взаимными расчетами в государственный бюджет из местных бюджетов; - средство, которое поступают за взаимными расчетами к местным бюджетам из государственного бюджета; - средство, которое поступают за взаимными расчетами между местными бюджетами. Дотации как вид официальных трансфертов включают: - дотации выравнивания, которое получаются из государственного бюджета; - дотации выравнивания, которое получаются с районных и городских (мост Киева и Севастополя, мост республиканского и областного значения) бюджетов; - дополнительные дотации, которые получаются из государственного бюджета; - дополнительные дотации, которые получаются с районных и городских (мост Киева и Севастополя, мост республиканского и областного значения) бюджетов; - дополнительная дотация из государственного бюджета АРК и областным бюджетам на уменьшение фактических диспропорций между местными бюджетами через неравномерность сети бюджетных учреждений; - другие дотации.
6. Сборы и поступления в государственные целевые фонды
Необходимость создания и функционирование государственных целевых фондов обусловленная потребностью предоставление определенных социальных гарантий населению в случае достижения пенсионного возраста, потери трудоспособности, кормильца, работы, наступление стихийного бедствия и других непредусмотренных событий. В экономическом аспекте - это создания и использование фондов финансовых ресурсов для удовлетворения экономических и социальных потребностей государства, предпринимательских структур и отдельных граждан. Вообще принципы организации государственных целевых фондов можно сформулировать так: - взносы в фонды определяются государством соответствующими законами и есть собственностью государства; - взносы в фонды есть обязательными платежами и взимаются принудительно (в случае добровольной неуплаты); - затраты из фондов осуществляются по целевому назначению, определенным законодательством. К государственным целевым фондам принадлежат: Пенсионный фонд; Фонд социального страхования из временной потери трудоспособности; Фонд социального страхования от несчастного случая на производстве; Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы; Фонд Украины социальной защиты инвалидов; Фонд охраны окружающей естественной среды; другие фонды. Из названных фондов в состав государственного бюджета ныне включаются лишь два последних фонда, а также реструктуризованные суммы задолженности сбора к фонду для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения.
Литература Основная: 1. Опарин Л. С. “Бюджетная система Украины” – К. 2002 – 360 стр.
Дополнительная: 1. Бюджетный кодекс Украины (принятый 21.07.2001г.) 2. Иванов В.М. Бюджетная система: Конспект лекций. – К.: МАУП, 1999.-80с. 3. Пасечник И.В. “Бюджетная система Украины и зарубежных стран” – К. 2002 – 465 стр. 4. Осипчук Л.Л. Организация исполнения государственного бюджета: К.:,1999.-160с. 5. Сабанти Б.М. Теория финансов: Учебное пособие. 2-е изд. – М.:, 2000. – 180с. 6. Финансы: Учеб. пособие/ Под ред. Проф. А.М. Ковалевой. – М.:, 1998. – 325с. 7. Финансы: Учебник для вузов /Под ред. Проф. Л.А. Дробозиной. –М.: Финансы, 2000. –497с. 8. Шуляк П.Н., Белотелова Н.П. Финансы: Учебное пособие. –М.:, 2000 – 452с. 9. Булгакова С.О. и др. Казначейская система исполнения бюджета. –К.: Киев., 2000.-250с. 10. Опарін В.М. Фінанси (загальна теорія): Навч. Посібник. –К.: 1999. – 164с.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |