КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Область изучения и проблемы возрастного развития
Связь возрастной психологии с другими науками. Предмет и задачи возрастной психологии. История становления возрастной психологии Методы возрастной психологии. Область изучения и проблемы возрастного развития. Связь возрастной психологии с другими науками. Возрастная психология – этот область знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях личности на различных возрастных этапах онтогенеза. В любой науке следует разграничивать объект и предмет исследования. Объект науки – это то, что существует как данность, вне самого изучения, то, что может изучаться разными науками. Объект возрастной психологии – растущий индивид. Предметом является то, что конкретно изучается какой-либо наукой. Предмет возрастной психологии – изучение и представление в виде научных фактов и теорий основных особенностей и закономерностей психического развития детей и взрослых при переходе из одного возраста в другой. Задачи возрастной психологии: 1. Изучение общих закономерностей психического развития человека. 2. Поиск наиболее эффективных способов для формирования и развития познавательных процессов на различных возрастных этапах. 3. Изучение вопросов, связанных с индивидуальным подходом к учащимся. На изменения в возрастном переходе влияют множество факторов: 1) биологическое созревание 2) психофизиологическое состояние организма ребенка 3) местонахождение ребенка в системе человеческих отношений 4) достигнутый уровень развития Выделяют следующие виды изменений: эволюционные (плавные), революционные (скачкообразные), ситуационные (влияют лишь на формы поведения). Возрастная психология связана с философией, которая раскрывает наиболее общие закономерности развития явлений в природе и обществе. Знание общих законов развития общества помогает возрастной психологии найти правильный подход к изучению психического развития ребенка. Возрастная психология также связана с анатомией, физиологией и гигиеной. Особенно тесная связь науки с общей и педагогической психологией. Опирается возрастная психология на знание общей психологии. Ветви возрастной психологии: · Детская · Психология младшего школьника · Психология подростка · Психология ранней юности · Психология взрослого · Геронтопсихология (психология пожилого человека) В соответствии с предметными областями исследований в возрастной психологии можно определить ее основные проблемы. Одной из таких проблем является вопрос о том, что больше определяет психическое и поведенческое развитие детей: созревание и анатомо-физиологическое состояние организма или влияние внешней среды. Эту проблему можно обозначить как проблему органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека. С одной стороны, это развитие зависит от организма, так как только анатомо-физиологическое устройство человеческого организма делает человека обладателем сознания, позволяет иметь речь и высокоразвитый интеллект. Аномалии в анатомо-физиологическом состоянии организма, возникшие генетическим путем или в результате серьезного заболевания, сказываются на психическом развитии, задерживая его. С другой стороны, психическое и поведенческое развитие организма зависит и от среды, причем в гораздо большей степени, чем от организма. Если бы это было не так, то существование всей системы образования утратило бы смысл. Однако точно сказать, в какой степени психическое развитие ребенка на том или ином его этапе зависит от организма или среды, не представляется возможным. В этом и заключается суть обсуждаемой проблемы. Вторая проблема касается относительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей. Под стихийным обучением и воспитанием понимается то, которое осуществляется без сознательно поставленных целей, определенного содержания и продуманных методов под влиянием пребывания человека в обществе среди людей и случайным образом складывающихся отношений с ними, не преследующих образовательные цели. Организованным называется такое обучение и воспитание, которое целенаправленно осуществляется специальной частной и государственной системами образования, начиная от семьи и кончая высшим учебным заведением. Несомненно, что человек психологически развивается под влиянием стихийных и организованных воздействий среды, но какое из них сильнее и оказывает большее воздействие на его поведение, до сих пор остается проблематичным. Одной из конкретных разновидностей этой проблемы является относительное влияние семьи и школы, школы и общества на развитие детей. Следующая проблема: соотношение задатков и способностей. Ее можно представить в виде ряда вопросов: -От чего в большей степени зависит развитие способностей ребенка: от имеющихся задатков или правильно организованного обучения и воспитания? Четвертая проблема касается сравнительного влияния на развитие рассмотренных выше эволюционных, революционных и ситуационных изменений в психике и поведении ребенка. Что же более влияет на развитие: медленные, но обратимые эволюционные изменения, быстрые и глубокие, но сравнительно редкие, революционные преобразования или непрерывно действующие, но изменчивые ситуационные изменения? В этом и состоит суть четвертой из обозначенных проблем. Пятая проблема заключается в выяснении соотношения интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка. Что его в большей степени определяет: возрастные изменения личности ребенка или интеллектуальный рост? Как обе стороны развития – интеллектуальное и личностное – определяют его в целом?
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |