Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История становления возрастной психологии




Методы возрастной психологии.

Методы возрастной психологии мало чем отличаются от методов исследования, которые используются в общей психологии: наблюдение, опрос, эксперимент, тестирование, анализ продуктов деятельности, беседа, социометрия, экспертная оценка и т.д. (при выполнении некоторых правил, учитывающих специфику возрастного развития).

При этом появляются в арсенале науки и такие методы, как:

· Близнецовый метод – изучение гомозиготных и гетерозиготных близнецов помогает рассмотреть соотношение генотипа, организма и среды.

· Лонгитюдный метод (лонгитюдальный) – («продольное» изучение)- изучение одних и тех же детей на протяжении длительного времени.

· Метод срезов – в достаточно больших группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития (например, уровень интеллекта, в результате получаются данные, характерные для этой группы).

· Сравнительный метод – данные по каждой группе сравниваются между собой.

Зарождение возрастной психологии относится ко 2-й половине 19 века. Возникновение и становление происходило под влиянием социально-экономического развития в обществе. Развитие возрастной психологии шло по двум направлениям:

1. по линии экспериментальных методов (развитие тестологии). Создавались методики отбора детей по умственному развитию на основе тестов.

2. теоретическое решение проблемы психического развития в контексте биогенетического и социогенетического подходов.

В рамках биогенетического подхода развивалось направление, получившее название «фрейдизм». Последователи З.Фрейда считали, что движущие силы развития психики лежат вне социальных отношений, основой является инстинкт. Движущие силы, способствующие развитию психики – влечение. Фантазии детей, их игры фрейдисты считали элементами защиты от различных социальных запретов, которые снимают излишнее напряжение. Американский психолог С.Холл (1844-1924) опирался на биогенный закон и утверждал, что каждый ребенок в своем индивидуальном развитии повторяет этап истории человеческого рода. Он утверждал, что судьба ребенка определяется врожденными способностями. Впоследствии создал комплексную дисциплину, которая называлась педология (физиологические, психологические педагогические знания о ребенке). Педологи понимали умственное развитие как созревание способностей, склонностей, с которыми человек родился. В рамках этой теории работали К.Бюллер, Э.Торндайк.

Родоначальник социогенетического направления – Дюркгейм - критиковал биогенетические теории. По его мнению, развитие ребенка – это впитывание усвоенных чувств, верований, представлений от других людей. Усвоение происходит благодаря подражанию, и с этой способностью ребенок рождается.

Однако, в целом ни биогенетический, ни социогенетический подходы не смогли обеспечить правильное решение проблемы психического развития. Попытку избежать односторонности сделал немецкий ученый В.Штейн (1871-1938). Развитие получила и теория Ж.Пиаже (1896-1980) о динамике детского интеллекта.

В истории развития возрастной психологии в России видное место занимают К.Д.Ушинский (1824-1871), П.П.Блонский (1884-1941), В.М.Бехтерев (1887-1927), Л.С.Выготский (соотношение биологических и социальных факторов), А.Н.Леонтьев (отличие психики ребенка в развитии от развития психики животных).

Вывод: таким образом, возрастная психология – это область знаний, изучающая факты и закономерности психического развития человека, необходимая педагогу и любому человеку.

Тема: Специфика развития и принципы периодизации

План: 1. Специфика психического развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.