Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники и движущие силы психического развития




Развитие и обучение.

Множество проблем, изучаемых в возрастной психологии, сталкиваются с таким понятием как развитие.

Развитие – это переход растущего организма на более высокую ступень, этот переход может быть обусловлен как созреванием, так и научением. Связь обучения и развития – одна из центральных проблем педагогической и возрастной психологии.

Обучение – это целенаправленная, последовательная передача общественно-исторического социокультурного опыта другому в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества. Развитие имеет свои особенности – оно не прекращается всю жизнь, и существует еще саморазвитие. А так как основная цель любой системы образования – развитие личности обучаемого, то обучение – не только условие, но и основа, и средство развития.

На вопрос о соотношении обучения (воспитания) и развития у психологов есть разные точки зрения:

- У. Джеймс, Эдв. Торндайк и др. говорят, что обучение и есть развитие, придавая обучению ведущую роль;

- В. Штерн, Ж. Пиаже утверждают, что обучение – только внешние условия созревания, и обучение идет в хвосте развития.

А Л. С. Выготский выдвинул свою идею, где говорил о единстве обучения и развития, причем обучение должно опережать развитие и стимулировать его, опираясь на актуальное развитие. Он же определил понятие двух уровней развития детей – уровень актуального развития (наличные особенности психических функций ребенка и то, что он может выполнить самостоятельно) и уровень, определяющий зону ближайшего развития (то, что ребенок может выполнить при помощи взрослого).

Движущими силами психического развития человека являются противоречия между достигнутым уровнем развития знаний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей средой. Противоречия между старым и новым в психике проявляются и преодолеваются в ходе воспитания и обучения. В каждом возрасте свои противоречия.

Например, потребность в общении – младенец общается с матерью, близкими людьми, понимает интонации, сопоставляет голос и лицо, появляется потребность общения с людьми и возможности, в результате возникает противоречие между потребностью в новых формах общения и старыми способами их удовлетворения порождают новую форму общения – речь. В младшем школьном возрасте движущая сила – противоречия между новыми требованиями учителями и старыми способами их удовлетворения. Это приводит к развитию положительных привычек дисциплинарного поведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.