КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы возрастной периодизации
Процесс развития ребенка – процесс стадиальный. Каждый возраст характеризуется следующими показателями: 1.Определенной социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период. Социальная ситуация – это сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обусловливают динамику и новообразования развития. 2.Основным или ведущим видом деятельности (для каждого возраста он свой). 3.Основными психическими новообразованиями. В свою очередь новообразования меняют социальную ситуацию. Выделяют 2 основных принципа в подходе к развитию ребенка: - принцип историзма (ребенок развивается в конкретно-исторических условиях жизни и социальной обстановке, которая ускоряет или замедляет данный процесс); - принцип развития в деятельности (развитие происходит в совместной деятельности, личностью не рождаются, личностью становятся), А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов. Психическое развитие детей происходит неравномерно – имеются периоды относительно медленных, постепенных изменений, и периоды резких, скачкообразных изменений. Эти скачкообразные переходы называются кризисами развития, и благодаря им и появилась специфика или принципы возрастной периодизации (в периодизации Л. С. Выготского). Педагог должен помнить, что переход от одного периода развития к другому может протекать литически (спокойно) и критически (с кризисами). Наиболее яркие кризисы: 1. Кризис новорожденности. 2. Кризис1 года. 3. Кризис 3 лет. 4. Кризис 7 лет. 5. Кризис 11-12 лет. 6. Кризис подросткового возраста. 7. Кризис 17 лет и т.д. До сих пор ученые не определились, как же происходит развитие – стихийно или нормативно. Поэтому основная проблема периодизации – неизвестно, от чего нужно отталкиваться при построении периодизации – от реально складывающегося опыта ребенка и развития или от теоретических возможностей развития при идеальном обучении и воспитания. Особенностью психического развития человека является неравномерность развития. Для формирования и развития психологических и поведенческих свойств индивида есть свой специфический период, наиболее благоприятный. Это сензитивный период – возрастной период, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у человека определенных психологических свойств и видов поведения (например, для речи сензитивный период –от 1 до 3 лет). Если упущен сензитивный период, то в дальнейшем соответствующие качества развиваются с трудом и не достигают совершенства. Особую роль в законах возрастного развития играет ведущий вид деятельности – деятельность, в наибольшей степени способствующая психического развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая за собой, формирующая новообразования. Новообразование возраста – появлений каких-то особенностей, характерных для данного возраста. Наиболее точно представлены периоды в периодизации Д. Б. Эльконина: 1. Младенческий период (от рождения до года). Ведущий вид деятельности (ВВД) – эмоциональное общение. Новообразование – потребность в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним. 2. Раннее детство (от года до 3 лет). Ведущий вид деятельности (ВВД) – предметно-орудийная (манипулятивная) деятельность в сотрудничестве со взрослыми. Новообразование – речь и наглядно-действенное мышление. 3. Дошкольный возраст (3 - 7 лет). Ведущий вид деятельности (ВВД) – ролевая игра. Новообразование – потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. 4. Младший школьный возраст (7-11 лет). Ведущий вид деятельности (ВВД) –учение. Новообразование – произвольность психических процессов, внутренний план действий, самоконтроль, рефлексия. 5. Подростковый возраст (11 – 15 лет). Ведущий вид деятельности (ВВД) – общение со сверстниками. Новообразование –стремление ко «взрослости» и самостоятельности, формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям, умение подчиняться нормам коллективной жизни. 6. Старший школьный возраст (15-17 лет). Ведущий вид деятельности (ВВД) –учебно-профессиональная деятельность. Новообразование – мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы. Существуют и другие периодизации в возрастной психологии: периодизация Р.Заззо, П.П. Блонского, З.Фрейда, Л.С. Выготского, Э.Эриксона, Ж.Пиаже (в учебниках «Психология» (стр. 328-338) И. В. Дубровина, Е. Е. Данилина, А. М. Прихожан, «Возрастная психология» (стр. 130-168) Кулагина, Колюцкий) Тема: Психическое развитие детей раннего возраста План:
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 4526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |