Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статус и групповые процессы




Индивидуальные особенности и статус членов группы. Исследования зависимости социометрического статуса от психологических характеристик индивидов проводились на разных возрастных группах. Статус индивидов рассматривается как следствие проявления некоторой совокупности:

§ социально-демографических характеристик (пол, раса, социально-экономическое положение родителей и др.);

§ социально-психологических качеств (морально-нравственные и волевые качества, общительность-замкнутость, эгоцентризм, мотивация достижений и уровень притязаний);

§ психологических качеств (уровень интеллекта, экстравертированность-интраверти­рованность, эмоциональная устойчивость-неустойчивость, тревожность, агрессивность);

§ стилей межличностного поведения (доминантность-ведомость, дружелюбность-недружелюбность);

§ коммуникативных и организационных навыков;

§ отношения к людям и деятельности;

§ знаний, навыков, умений и успехов в тех или иных видах деятельности (игровой, учебной, трудовой);

§ особенностей внешнего вида и личной гигиены.

Статусная композиция группы. Надо принимать во внимание не только статусы индивидов по отдельности, но и статусную композицию группы. Последняя является более информативной в объяснении и прогнозировании внутригруппового взаимодействия. Эффекты этой композиции возрастают по мере усиления несоответствия между статусами членов группы.

Статусная композиция бывает формальной и неформальной. Формальная статусная композиция – совокупность и дифференциация социальных/организационных статусов, которые имеют члены группы (например, «подчиненный», «начальник»). Неформальная статусная композиция – это совокупность и дифференциация межличностных статусов, которые занимают члены группы («звезда», «отвергаемый» и др.).

Статус и власть. Статус часто рассматривают в неразрывной связи с властью и влиянием членов внутри группы. Во-первых, статусные различия имеют ряд важных последствий для групповых процессов. Группа, вероятнее всего, будет ценить индивидов, обладающих высоким статусом, и относиться к ним более терпимо. В результате такие индивиды менее поддаются влиянию со стороны групповых норм или других индивидов. С другой стороны, высокостатусные члены обычно оказывают более сильное влияние на групповые решения, в то время как низкостатусных чаще игнорируют, даже если они предлагают разумные предложения.

Во-вторых, управление статусом (давать или отнимать статус) рассматривается группой или отдельными индивидами как средство влияние на поведение тех или иных членов группы. Это определяется тем, что статус характеризуется престижем, полномочиями или вознаграждениями, которые индивиды хотели бы иметь, или имея, не потерять.

В-третьих, власть оказывает влияние на статусное неравенство и, наоборот, статусные характеристики влияют на неравенство власти.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.