КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Раскройте общие и специфические закономерности эмоционально-волевого развития умственно отсталых детей
Основной контингент учащихся вспомогательных школ составляют ученики, страдающие олигофренией в степени дебильности. Ряд зарубежных дефектологов, неправомерно расширяя понятие умственной отсталости, относят к ней и пограничные состояния, поэтому во вспомогательные школы некоторых стран зачисляются все неуспевающие в общеобразовательной школе учащиеся. И это вполне понятно. Ведь в таком случае срок нормального развития головного мозга ребенка оказывается минимальным. По степени выраженности интеллектуального недоразвития олигофрения делится на три группы: дебильность, имбецильность и идиотию. • Не подлежат обучению во вспомогательной школе глубоко умственно отсталые дети (идиоты и имбецилы) и дети с задержками психического развития. • При имбецильности наблюдаются резко выраженные нарушения физического и психического развития. В физическом развитии отмечаются аномалии в строении черепа, скелета, диспластичность в строении отдельных частей тела, нарушения сенсомоторной сферы. Выявлены грубые структурные и функциональные изменения в центральной нервной системе. • Дети-имбецилы способны накопить некоторый запас сведений, но их знания непрочны, недифференцированны, неосмысленны. • Они не способны усвоить за многие годы обучения общие понятия и правила. Дети-имбецилы могут овладеть элементами грамоты: письмом, чтением, счетом в пределах двадцати. • Эмоции относительно сохранны. • Имбецилы адекватно радуются, огорчаются, сердятся, к родным испытывают чувство привязанности. Но их эмоции монотонны и однообразны. • Осознание собственной личности более или менее развито. Многие из них любят посильный физический труд. • Имбецилы не могут самостоятельно жить и трудиться, нуждаются в постоянной опеке. Нередко дети с болезнью Дауна страдают умственной отсталостью в степени имбецильности. По данным Г. Е. Сухаревой, 75% детей с болезнью Дауна — имбецилы, 20% —идиоты, 5% —дебилы. Литература: Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии – М., 1992 Специальная психология/Под ред. В.И. Лубовского – М., 2005. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника – М., 1986. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков – СПб., 2005. Основы специальной психологии/Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М., 2002.
Тема 1. Особенности э моционально-волевой сферы умственно отсталых детей/2 План:
Литература: 1. Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка — М.: 1985. 2. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника – М., 1986. 3. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб. 2005. 4. Шаповалова О.Е. Психолого-педагогическая поддержка эмоционального развития умственно отсталых школьников. – М.: 2007. Эмоциональное развитие при умственной отсталости имеет общие (для УО и нормально развивающихся детей) и специфические закономерности. Общие закономерности: В норме и при УО каждый последующий возрастной этап отличается от предыдущего по уровню сформированности ВПФ, к числу которых относятся и эмоциональные качества. Следующей закономерностью эмоционального развития, как в норме, так и при снижении интеллекта является зависимость эмоциональных проявлений, свойств и состояний от особенностей взаимоотношения ребенка с окружающими людьми. Переход от низших форм эмоциональной жизни к высшим осуществляется по мере его включения в различные виды деятельности (учеба, труд). Специфические закономерности: Среди специфических закономерностей эмоционального развития УО школьников необходимо отметить зависимость от структуры, глубины и своеобразия дефекта; наличие компенсаторных возможностей, связанных с направлением эмоциональной активности, с побудительным значением субъективных переживаний; важное влияние своевременно оказанной коррекционной помощи. Воля — это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей. Развитие волевого поведения и воспитание волевых качеств у нормальных детей — длительный и сложный процесс. Воспитание воли у детей с умственной отсталостью еще более длительное и сложное дело. Это объясняется тем, что все психические функции, процессы, качества, с которыми связана воля, у умственно отсталых школьников имеют ряд нарушений. Свойственные умственно отсталым нарушения нейродинамики, взаимодействия первой и второй сигнальных систем, взаимосвязи коры и подкорки отрицательно сказываются на целостной работе мозга и обусловливают недоразвитие воли. Умственно отсталые не могут самостоятельно поставить перед собой цель, недостаточно осознают поставленные перед ними цели, не умеют спланировать свою деятельность, выбрать способ выполнения деятельности. Их действия слабо мотивированы. Умственно отсталые дети малоинициативны. Многие исследователи (Исаев Д.Н., Лебединская К.С., Сухарева Г.Е. и др.) подчеркивали, что особые нарушения характерны для осложненных форм олигофрении. При неосложненных формах олигофрении э-в сфера остается относительно сохранной, хотя и несет на себе отпечаток общего недоразвития личности. При осложненных вариантах нарушения глубже связаны с биологическим дефектом, соответственно труднее поддается коррекции.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1157; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |