Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Составьте рекомендации для родителей по профилактике развития неврозов у детей




Охарактеризуйте специфику установления эмоционального контакта с детьми с синдромом раннего детского аутизма (РДА). Каннер, Аспергер

Практико-ориентированный модуль

РДА (синдром Каннера) – патологическое состояние психики ребенка, проявляющееся в первые годы его жизни и характеризующееся как предельная интроверсия, или «экстремальное» одиночество ребенка.

Основными признаками РДА являются:

1. «замкнутость на себя», экстремальное одиночество, нарушающее социальное развитие

2. Стремление к постоянству, боязнь новизны, стереотипность действий

3. Особая характерная задержка и нарушение развития речи, вне связи с уровнем интеллектуального развития

4. Раннее проявление патологии до 3-х лет

5. Снижение способности к установлению эмоционального контакта

6. избегание контакта с людьми и внешним миром

Однако при наличии этой общности проявлений другие признаки обнаруживают значительный полиморфизм. Основные симптомы различаются по особенностям характера, по степени выраженности.


Всё это определяет наличие вариантов с разной клинико-психологической картиной, разной социальной адаптацией, разным прогнозом.
Но клинико-психологической классификации, адекватной этим задачам не имеется.

Существующие классификации чаще всего построены по этиологическому, либо по патогенетическому принципу.


Официально утверждённой является Международная классификация болезней 10 пересмотра (МКБ-10).
Более развёрнутую классификацию предлагает НЦПЗ РАМН (1997г.)
Как отмечают сами авторы (В.М.Башина,1999 г.), они более придерживаются в ней патогенетического признака (учитывается генез, возраст, динамика), однако эти моменты недостаточно связаны с клиникой. Эти недочёты связаны со сложностью классификации аутизма.

4 варианта нарушения речи при РДА:

  1. появление гуления, лепета, первых слов, первых фраз раньше, чем у детей с нормальным развитием. Но отсутствуют слова дай, на, слова мама, баба не обращены к объекту, произносятся сами по себе. Фразы, речь не носят конкретного характера. В 2-2,5 года – регресс речи. Предшествует этому соматическое заболевание, психотравма, отрицательное взаимодействие или без видимых причин. Речь почти утрачивается, остается вокализация без обращения, бормотание, слова-эхо. Ухудшение речи сопровождается нарастанием трудностей в моторике. Регресс внешней речи, внутренняя сохраняется и развивается. Устанавливается после длительного наблюдения. Кажется, что не сразу понимает и выполняет речевые инструкции. Многое зависит от ситуации. Не могут выполнить просьбу из-за моторных трудностей и невозможности сосредоточения внимания.
  2. Задержка становления речи: гуление, лепет или совсем не отмечается. Первые слова от 1 года 2 мес. До 3-х лет. Стереотипный набор слов-штампов. Стойкие нарушения звукопроизношения

Симптоматика РДА:

  1. Проявляется до 3-х лет
  2. Характеризуется нарушениями всех сфер психики – сенсомоторной, перцептивной, познавательной, речевой, эмоциональной и социальной.
  3. Единых диагностических критериев, которые были бы общепринятыми и удовлетворяли всех, нет. Тем не менее, как и при диагностике любого синдрома, в случае ДА необходимо опираться на какие-то значимые симптомы. Такие симптомы были выделены Лео Каннером:
  4. 1.Глубокое нарушение аффективного контакта с другими людьми;
    2.Навязчивое стремление к повторяющимся, однообразным формам активности;
    3.Поглощённость вращающимися или вращаемыми с использованием тонкой моторики объектами;
    4.Мутизм, или не направленная на межличностную коммуникацию речь;
    5.Хороший когнитивный потенциал, проявляющийся в возможностях памяти или навыках в выполнении заданий, особенно досок Сегена.

Клиническая картина синдрома:

1. Отрешенность

2. Неспособность к формированию общения

3. Стереотипность в поведении

4. Ослабленная эмоциональная реакция на близких

5. Недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители, что придает сходство со слепыми и глухими (взгляд мимо, обращенный в пустоту)

6. Угловатая и неритмичная моторика

7. Негромкая и неэмоциональная речь, не обращенная к собеседнику

Этиология и патогенез РДА неясны.

В качестве объяснений выдвигаются: психогенные и биологические.

1. «Теория эмоциональной холодности родителей», сформулированная Л.Каннером. Представления о психогенной природе аутизма возникли в конце 40-х, начале 50-х годов ХХ века и развивались в русле психоаналитических представлений. С 1945 года в психоаналитической литературе появились сообщения (со ссылкой на мнение Л.Каннера) о недостатке теплоты и ласки в отношениях аутичных детей и их матерей, о властности, эгоцентричности, чрезмерной рациональности, доминантности, холодности матерей аутичных детей. В рамках этой концепции аутизм рассматривался как психогенное расстройство, в основе которого- нарушение взаимодействия между матерью и аутичным ребёнком.

2. Большинство исследователей аутизма придерживаются биологической концепции, которая предполагает большую роль генетических факторов (наследственные), органического поражения ЦНС.

Частота встречаемости – 4-6 случаев на 10000 детей

Встречаются половые различия – среди мальчиков данное отклонение встречается в 4-5 раз чаще.

В 60% случаев у таких детей наблюдают отклонения в умственном развитии (IQ ниже 70).

Психологическая классификация РДА
(по О.С.Никольской)

 

О.С. Никольской (1985 г.) предложена психологическая классификация. Ведущим в патогенезе являются нарушения эмоциональной сферы (В.В. Лебединский и др. 1990г.). Градация классификации (группы аутистического дизонтогенеза) должны отражать варианты защитных реакций аутичных детей. Тяжесть и глубину аутистических расстройств.

Группы выделены на основе особенностей вторичных стереотипных поведенческих образований, являющихся по природе своей компенсаторными, аутостимуляционными и, в то же время, патологическими, не направленными на развитие ребёнка.
Теоретической базой являются представления об уровневой организации базальной системы эмоциональной регуляции поведения (В.В.Лебединский и др. 1990 г.).

В каждой из 4-хгрупп (или видов аутистического дизонтогенеза) преобладают механизмы того или иного уровня базальной системы, эмоциональной регуляции поведения (уровни полевой реактивности, эмоциональной экспансии, эмоционального контроля соответствуют 1-4 группам аутистического дизонтогенеза по О.С. Никольской.

У детей 1-й группы речь идёт об отрешённости от внешней среды.
Дети 1-й группы с аутистической отрешённостью от окружающего характеризуются наиболее агрессивной патологией, наиболее тяжёлыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Их поведение носит полевой характер и проявляется в постоянной миграции от одного предмета к другому. Эти дети мутичны. Нередко имеется стремление к нечленораздельным, аффективно акцентуированным словосочетаниям.
Наиболее тяжёлые проявления аутизма: дети не имеют потребности в контактах, не осуществляют даже самого элементарного общения с окружающими. Не овладевают навыками социального поведения. Нет и активных форм аффективной защиты от окружащего, стереотипных действий, заглушающих неприятные впечатления извне, стремления к привычному постоянству окружающей среды. Они не только бездеятельны, но и полностью беспомощны, почти или совсем не владеют навыками самообслуживания. Дети этой группы имеют наихудший прогноз развития, нуждаются в постоянном уходе и надзоре. Они остаются мутичными. Полностью несостоятельными в произвольной деятельности. В условиях интенсивной психолого-педагогической коррекции у них могут быть сформированы элементарные навыки самообслуживания; они могут освоить письмо. Элементарный счёт и даже чтение про себя. Но их социальная адаптация затруднена даже в домашних условиях.

Дети 2-й группы с аутистическим отвержением окружающего характеризуются определённой возможностью активной борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счёт аутостимуляции положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипий: двигательных (прыжки. Взмахи рук, перебежки и т.д.), сенсорных (самораздражение зрения, слуха, осязания) и т.д. Такие аффективно насыщенные действия, доставляя эмоционально положительно окрашенные ощущения и повышая психологичесий тонус, заглушают неприятные воздействия извне.
Внешний рисунок их поведения_ манерность, стереотипность, импульсивность многочисленных движений, причудливые гримасы и позы, походка, особые интонации речи. эти дети обычно мало доступны контакту, отвечают односложно или молчат, иногда что-то шепчут. С гримасами либо застывшей мимикой обычно диссоциирует осмысленный взгляд.
Спонтанно у них вырабатываются лишь самые простейшие стереотипные реакции на окружающее, стереотипные бытовые навыки, односложные речевые штампы-команды. У них часто наблюдается примитивная, но предельно тесная «симбиотическая» связь с матерью. Ежеминутное присутствие которой- непреложное условие их существования.
Прогноз на будущее для детей данной группы лучше. При адекватной длительной коррекции они могут быть подготовлены к обучению в школе (чаще- массовой, реже во вспомогательной).

Дети 3-й группы с аутистическими замещениями окружающего мира характеризуются большей произвольностью в противостоянии своей аффективной патологии, прежде всего страхам. Эти дети имеют более сложные формы аффективной защиты, проявляющиеся в формировании патологических влечений, компенсаторных фантазиях, часто с агрессивной фабулой, спонтанно разыгрываемой ребёнком как стихийная психодрама, которая снимает пугающие его переживания и страхи. Внешний рисунок их поведения ближе к психопатоподобному. Характерны развёрнутая речь, более высокий уровень когнитивного развития. Эти дети менее аффективно зависимы от матери, не нуждаются в примитивном контакте и опеке. Поэтому их эмоциональные связи с близкими недостаточны. Низка способность к сопереживанию. При развёрнутом монологе очень слаб диалог.
Эти дети при активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

Дети 4-й группы характеризуются сверхтормозимостью. У них не менее глубок аутистический барьер, меньше выражена патология аффективной и сенсорной сфер. В их статусе на первом плане_ неврозоподобные расстройства: чрезвычайная тормозимость, робость, пугливость, особенно в контактах, чувство собственной несостоятельности, усиливающее социальную дезадаптацию. Значительная часть защитных образований носит не гиперкомпенсаторный, а адекватный, компенсаторный характер,при плохом контакте со сверстниками они активно ищут защиты у близких; сохраняют постоянство среды за счёт активного усвоения поведенческих штампов. Формирующих образцы правильного социального поведения, стараются быть «хорошими», выполнять требования близких. У них имеется большая зависимость от матери, но это не витальный, а эмоциональный симбиоз с постоянным аффективным «заражением» от неё.
Их психический дизонтогенез приближается, скорее, к своеобразной задержке развития с достаточно спонтанной, значительно менее штампованной речью. Дети именно этой группы часто обнаруживают парциальную одарённость.
Выделенные клинико-психологические варианты РДА отражают, очевидно, различные патогенетические механизмы формирования этой аномалии развития, быть может, разную степень интенсивности и экстенсивности патогенного фактора (о чём говорит возможность их перехода друг в друга в сторону ухудшения при эндогенных колебаниях, экзогенной либо психогенной провокации и, наоборот, улучшения, чаще при эффективности медико-коррекционных мероприятий, а иногда и спонтанно), разный характер генетического, патогенного комплекса, особенности «почвы»,как конституциональной, так и патологической.

По мнению С.А.Морозова, группы(типы) аутистического дизонтогенеза отражают определённые реальности и использовать эту классификацию можно и нужно. Вместе с тем, характеристики группы даны описательно, но, как известно, детский аутизм-_прежде всего искажённый вид психического дизонтогенеза. Что уже само по себе подразумевает клиническую полиморфность и не способствует чёткости описательных характеристик. Положение усугубляется наличием явлений депривации, задержки, нередко психического недоразвития. Сориентированная прежде всего на аффективную сферу, классификация О.С.Никольской оставляет широкую вариативность для характеристик других сфер психики (например для интеллекта), не может учесть наличие или отсутствие осложняющих синдромов, что делает практическое применение ещё более затруднительным.
Сосотояние психики ребёнка с аутизмом меняется с возрастом. Причём неравномерность развития отдельных психических функций оказывается более выраженной. Чем в норме. Также происходят, накладываясь на возрастное развитие, изменения, связанные с ходом коррекционого процесса.
Можно сказать, что происходит возрастная эволюция синдрома: аутизм у четырёхлетнего ребёнка проявляется иначе, чем у четырнадцатилетнего подростка. Естественно, с течением времени может оказаться иной и квалификация по групповой принадлежности, то есть группа- характеристика не раз и навсегда заданная, но динамическая.

Охарактеризуйте специфику установления эмоционального контакта с детьми с РДА – это первый этап коррекции, путь к преодолению нарушения развития

Коррекционная работа имеет два основных направления:

1). Преодоление аффективной патологии;

2). Формирование целенаправленной деятельности

- завоевать доверие (чтобы выяснить причину, почему ребенок не хочет общаться)

- общение должно проводиться в спокойной обстановке (исключить громкий голос, резкие движения)

- взрослый внешне не должен быть активным, пристально смотреть на ребенка, звать его, предлагать ему что-то посмотреть

- должно быть меньше речевого обращения (взрослый спокойный, улыбается, надо опустить глаза, если ребенок подходит к нему и позволяет рассматривать себя)

- надо спокойно, но увлеченно чем-то заниматься (играть с музыкальной игрушкой, петь, подбрасывать мяч, раскрашивать игрушку, пересыпать мелкие предметы, пускать воду)

- постоянно держать ребенка в поле зрения, следить, какое впечатление производят ваши действия на ребенка – если усиливается тревога, агрессия, надо перейти к привычным для ребенка действиям

- новая проблема – симбиотический связь, сверхпривязанность к взрослому, кто смог добиться его расположения. Отношения становятся болезненными, чувствуют порабощенными ребенком, это вносит напряженность

- первые контакты осуществляются через мать. Ошибка матери – невольная эмоциональная фиксация на неудачах ребенка. Надо поддерживать ребенка. Хвалить.

- холдинг-терапия (автор доктор Марта Велш – директор Материнского центра в Нью-Йорке) – метод преодоления аутизма и других эмоциональных нарушений – процедура проста. Длительность сопротивления ребенка зависит от изобретательности матери успокоить ребенка. Держать надо до тех пор, пока ребенок не обмякнет. Обычно это происходит через час холдинг-терапии. Холдинг проводить ежедневно или когда ребенку плохо, плохо себя ведет. Сопротивление увеличивается к 3-му сеансу, исчезает через 6-8 сеансов. Положительный эффект холдинг-терапии – смягчается аутизм. О.С. Никольская отмечает, что дети, прошедшие холдинг, произошли изменения в поведении и в психическом эмоциональном, состоянии, проявляли интерес к реальности, уменьшились страхи и агрессивные проявления, стали активно пользоваться речью.

 

Рекомендации не навязываются в качестве неизменной доктрины и не детализируются на все ситуации взаимоотношений с детьми. Результаты будут сказываться постепенно, по мере изменения отношения родителей, перестройки их отношений. Рекомендации располагаются в порядке возрастающей сложности (проблемности) и имеют связанный для обоих родителей характер. Пример:

- уменьшить излишнюю опеку и беспокойство матери (разногласия в семье - раздражает отца, а мать его строгость);

- предоставление детям большей самостоятельности, способности самим принимать решение;

- проявить терпимость к недостаткам детей, прекратить войну с упрямством детей (которое является симптомом невроза);

- раскрытие положительных качеств ребенка, а не отрицательных

- принятие во внимание возрастных и индивидуальных особенностей детей

- сделать отношения с детьми гибкими, откровенными, менее формальными и строгими

- создавать условия для перессказа своих переживаний, не боятся быть наказанным и осужденным, отвергнутым

Педагогическая направленность рекомендаций усиливается при акценте на следующих пунктах:

- понимание серьезности болезненных расстройств у детей

- терпение и последовательность в реализации рекомендаций

- способность вставать на сторону ребенка, посмотреть на себя его глазами

- доброта и отзывчивость

- гибкость и непосредственность в отношениях с детьми

- контроль за своими чувствами и поступками

- оптимизм и вера в положительные результаты

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2098; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.