Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лызь А.Е., Лызь Н.А., Эксакусто Т.В. 1 страница




Таганрог 2003

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Кризис первого года

Развитие чувств

Развитие разговорной речи

Развитие понимания речи

Освоение слова как сигнала

Развитие речи

ü наиболее быстро у детей устанавливается связь слова с __________________________

______________________________ раздражителями;

ü медленнее образуются связи на _____________________________ раздражитель;

ü еще медленнее – на сочетание слова со __________________________ раздражителем.

ü До 9-10 месяцев ребенок реагирует чаще всего на ___________________________ речи взрослого, на выражение его лица независимо от содержания речи.

ü Ребенок правильно реагирует на слово лишь в __________________________________ общения со взрослым: действие ребенка на сигнал, либо указательный жест в ответ на вопрос.

ü _______________________ – гуление – ребенок произносит отдельные звуки и звукосочетания, основанные на подражании.

ü _______________________ – лепет – ребенок многократно воспроизводит цепи слогов, чаще всего ударный слог знакомого слова.

ü _______________________ – подражание становится более точным, появляются наименования.

ü Словарный запас ребенка к 1 году составляет около _______________________.

 

Простые органические чувства ребенок испытывает с первых дней жизни

ü Раньше всего ребенок переживает __________________________________ чувства

ü Эмоциональное возбуждение ________________________________________________ в коре головного мозга

ü На ранней ступени развития чувства имеют ____________________________________ природу, с 2-3- месяцев чувства приобретают __________________________________ характер.

К концу первого года жизни появляется _____________________________________________, которое является началом познавательного отношения ребенка к окружающему

********************************************************************************

Противоречие: ребенок максимально нуждается ____________________________________, но не имеет специфических ________________________________________________ на него.

Причины разрыва тесной ситуации взаимодействия:

между ребенком и взрослым “вклинивается” новая деятельность - ______________________;

освоение ходьбы и появление первых слов стимулирует рост _______________________________ малыша.

Поведенческие симптомы: появление ____________________________________ реакций

 

Для студентов всех форм обучения и всех специальностей

 


 

УДК 88я73+74я73

 

Психология и педагогика: Конспект лекций: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. 177 с.

 

 

Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения и всех специальностей, изучающих курс «Психология и педагогика».

 

 

Библиогр.: 144 назв.

 

 

Рецензенты: И.Б. Котова – доктор психологических наук, член корр. РАО, профессор Северо-Кавказского государственного технического университета;
кафедра общей педагогики Таганрогского государственного педагогического института.

 

 

© Лызь А.Е., Лызь Н.А., Эксакусто Т.В., 2003

© Таганрогский государственный радиотехнический университет, 2003

 

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих учебную дисциплину «Психология и педагогика». В его основе – курс лекций, читаемых кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности для студентов технических специальностей Таганрогского государственного радиотехнического университета.

Основное назначение пособия – помощь студентам в освоении теоретической части курса. Поскольку это конспект лекций, он не может заменить учебники, практические занятия и сами лекции. Его использование поможет интенсифицировать процесс обучения, перераспределить лекционное время в пользу реализации активизирующей, развивающей, разъясняющей функций лекции, уделить дополнительное время рассмотрению вопросов, наиболее интересующих студентов.

Студентам безотрывных форм обучения, не имеющих возможности прослушать полный курс лекций, данное пособие поможет сформировать системное представление о содержании курса, ознакомиться с основными понятиями и положениями каждой темы, а список рекомендованной литературы, приведенный после каждой лекции, направит работу по изучению теоретической части курса.

Содержание пособия соответствует программе курса и включает следующие разделы.

1. Предмет и методы психологии (лекции 1–3).

2. Общие представления о психике человека (лекции 4–7).

3. Личность (лекции 8–10).

4. Социально-психологические явления и процессы (лекции 11, 12).

5. Человек и труд (лекции 13, 14).

6. Образование человека (лекции 15–17).

Блок-схема содержания курса, отражающая базовые понятия психологии и педагогики, приведена на рис. 1. Она также может служить средством для самоконтроля: понимание и умение объяснить сущность представленных в блок-схеме понятий характеризует удовлетворительный уровень усвоения теоретического материала.

Для студентов, желающих расширить свои знания в области психологии и педагогики, в конце пособия приведен список литературы, использованной при подготовке лекционного курса.

 

Рис. 1. Схема основных понятий курса «Психология и педагогика»

1. Психология как наука   психология    
 
       
  методы исследования   наблюдение
 
     
    опрос
 
     
    тестирование
   
     
    анализ продуктов деятельности
 
     
    эксперимент
 
       
  история развития   донаучная психология
 
     
    философская психология
   
     
    научная психология
 
       
  психологические школы и направления   бихевиоризм
 
     
    психоанализ
 
     
    гештальтпсихология
 
     
    деятельностный подход
 
     
    когнитивная психология
 
     
    гуманистическая психология
 
         
2. Общие представления о психике человека   сознание    
 
       
  неосознаваемые процессы    
 
       
  познавательные процессы   ощущение
 
     
    восприятие
 
     
    внимание
 
     
    память
 
     
    мышление
 
     
    воображение
 
       
  эмоциональная сфера   элементарные эмоции
 
     
    чувства
 
     
    настроения
 
     
    аффекты
 
       
  деятельность   потребность
 
     
    мотив
   
     
    действие
 

 

 

3. Личность   индивид    
 
       
  структура личности    
 
       
  теории личности    
 
       
  индивидуально-психологические особенности   темперамент
 
     
    характер
   
     
    способности
 
       
  развитие личности   критерии развития
 
     
    социализация
 
     
    социальные установки
 
     
    Я-концепция
 
       
  индивидуальность    
 
         
4. Человек и общество   общение   коммуникация
 
     
    интеракция
   
     
    перцепция
 
       
  малые группы   генезис группы
 
     
    сплоченность
 
     
    Лидерство
 
     
    Конформность
 
       
  большие группы   Устойчивые
 
     
    Стихийные
 
         
5. Человек и труд   труд    
 
       
  субъект труда    
   
       
  профессия    
   
       
  трудовой пост    
   
       
  система «человек-машина»    
   
         
6. Образование человека   педагогика    
 
       
  образование    
 
       
  педагогическая система    
 
       
  педагогический процесс   Воспитание
   
     
    Обучение
 
       
  педагогическая деятельность    
 
               

Лекция 1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ

Цель лекции: познакомить студентов со «сферой» психологии, источниками психологических знаний и структурой науки, определить ее место в системе наук; создать общее представление о психике как основном предмете изучения психологии.

План лекции

1. Объект и предмет психологии.

2. Научная и житейская психология.

3. Психология как научная и практическая деятельность.

4. Представления о психике в традиционной науке.

5. Основные понятия психологии.

6. Отрасли психологии.

7. Взаимосвязь психологии с другими науками.

Объект и предмет психологии

Слово «психология» образовано из двух греческих слов: «psyche» – душа и «logos» – учение, наука. Психология – наука о психике. (Несмотря на то, что «душа» и «психика» – синонимы, в современной науке используется преимущественно термин «психика»).

Основным объектом изучения психологии является человек. Представления о предмете психологии изменялись на протяжении полутора веков. В наиболее общем смысле предмет психологии – психические процессы и явления во взаимосвязи с поведением человека.

Психика имеет огромное количество признаков, характеристик, разнообразных проявлений. К основным формам проявления психики относят [34]:

процессы познавательные (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание) и эмоционально-волевые (чувства, воля);

состояния (интерес, сомнение, угнетенность и др.);

свойства личности (направленность, темперамент, характер, способ­ности).

Психология рассматривает не только непосредственно открытые субъекту переживания и элементы его внутреннего опыта (психические явления), но использует для изучения психики широкий круг ее проявлений – акты поведения, телесные процессы, продукты деятельности людей, социально-культурные явления (психологические факты).

Научная и житейская психология

Представления о внутренних психических явлениях формируются у каждого человека с накоплением жизненного опыта, они закрепляются и передаются от поколения к поколению в мифах (религии), пословицах и поговорках, литературных произведениях. Эти житейские психологические знания позволяют эффективно взаимодействовать с другими людьми: понимать их, находить «общий язык», предсказывать и влиять на их поведение.

Отличия житейских психологических знаний от научных [36].

1. Житейские знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются. Научная психология стремится к обобщениям, использует научные понятия, в которых отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения.

2. Житейские знания носят интуитивный характер, приоб­ретаются путем практических проб и прилаживаний. Научные знания рациональны и осознанны. Путь их получения – выдвижение словесно формулируемых гипотез и проверка логически вытекающих из них следствий.

3. Поскольку житейский опыт конкретен и интуитивен, то его передача существенно затруднена. Накопление и передача научных знаний возможны благодаря тому, что эти знания кристаллизируются в понятиях и законах, фиксируются в научной литературе и передаются с помощью языка.

4. По методам получения знаний житейская психология ограничивается наблюдениями и размышлениями, в научной к ним добавляются эксперимент и другие методы.

5. Научная психология обладает обширным, разнообразным, уникальным фактическим материалом, недоступным в своем объеме ни одному носителю житейской психологии.

Психология как научная и практическая деятельность

Задача любой науки – не просто познание какого-либо объекта, но и предсказание его поведения, управление им. Психология имеет практические следствия, которые помогают человеку научиться уп­равлять собственными психическими процессами, состояниями, своим поведением и жизнедеятельностью в целом.

Если рассматривать психологию как область деятельности, то можно условно выделить две категории ее субъектов:

1) представители науки – изучают психику как некий объект в его конкретных многообразных проявлениях, находят ее особенности, закономерности, «механизмы» и создают их научные модели;

2) психологи-практики, опираясь на накопленные теоретические знания, помогают людям разобраться в межличностных и внутриличностных проблемах, преодолеть трудные жизненные ситуации, сделать профессиональный выбор. Основные сферы деятельности психологов: образование, здравоохранение, юриспруденция, менеджмент.

Представление о психике в традиционной науке

1. Психика идеальна, однако ее существование зависит от протекания физиологических процессов в организме. Материальным субстратом психических процессов является вся нервная система вместе с рецепторной поверхностью, поставляющей информацию из окружающей среды. Ведущую роль в создании психических образов и регуляции поведения и процессов в организме играет головной мозг.

2. В ходе биологической эволюции психика возникла как необходимость обеспечения более эффективного приспособления живых существ к окружающей среде. Согласно психологическому словарю, психика – это высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем [66].

Психикой обладают живые организмы, способные реагировать на биологически нейтральные воздействия – те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ (объективный критерий психики А.Н. Леонтьева). Например, движение объекта, звук, свет не служат пищей и не разрушают организм, но они взаимосвязаны с биологически значимыми объектами. Способность реагировать на них существенно повышает возможности выживания живых существ.

3. Основные функции психики – регулятивная, познавательная, коммуникативная. Они обеспечивают отражение, то есть построение индивидом образа объективного мира, и регуляцию на этой основе своего поведения. Чем сложнее среда, в которой существует организм, тем сложнее регуляторы активности живого существа.

Основные разновидности психических регуляторов активности человека [60]:

отображения объектов (любых предметов, природных, социальных, культурных процессов и систем, людей и продуктов их деятельности, включая теоретические и информационные): чувственные образы (результат работы органов чувств) и репрезентативные образы (представления памяти, воображения);

отображения субъектно-субъектных и субъектно-объектных отношений: потребности, эмоции и чувства, характер как система устойчивых отношений человека к разным сторонам действительности, мировоззрение, ценностные представления;

отображения самого субъекта: актуальный «Я-образ» – знание о своем функциональном состоянии в данный момент, своем месте в системе межлюдских отношений, своих возможностях и ограничениях; обобщенный «Я-образ», или «Я-концепция» – я в прошлом, ныне, в будущем, я среди других, как член группы, я как представитель профессиональной общности, я как неповторимая индивидуальность.

Основные понятия психологии

Предмет психологии как науки представлен в системе ее основных понятий [66].

Образ – субъективная картина мира или его фрагментов, складывающаяся в результате переработки информации о нем. Выделяют чувственные образы, создаваемые с помощью ощущений, восприятия, и умственные образы, являющиеся продуктом мышления.

Мотив – побуждение к деятельности, то, ради чего она совершается, внутренняя причина поведения (поступка). Мотив не может быть объяснен сам по себе, вне связей человека с природным и социальным окружением, его потребностями, желаниями, интересами, ценностями.

Деятельность – целеустремленная активность, включающая совокупность действий, направленных на приспособление к среде и/или преобразование ее.

Личность – человек как участник и творец социальных отношений и сознательной деятельности.

Отношения (личности, субъективные) – присущие человеку определенные относительно устойчивые переживания, возникающие при практическом или мысленном взаимодействии с теми или иными сторонами действительности.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Отрасли психологии

Структура психологического знания [84].

...

Общая психология является фундаментальной основой развития всех отраслей психологической науки. К сфере общей психологии относятся теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, формирующие основные научные понятия, обосновывающие методы изучения психики и теоретические принципы, которых она придерживается.

В специальных отраслях психологии изучаются:

филогенетическое и онтогенетическое развитие психики (сравнительная психология, возрастная психология, психология развития, специальная психология).

Пример: возрастная психология исследует закономерности этапов психического развития и формирования личности, психологические особенности людей разного возраста. Разделами возрастной психологии являются детская психология, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология (психология старости);

психологические явления, возникающие в общении и взаимодействии людей и социальных групп.

Пример: социальная психология изучает психологические характеристики групп людей, социально-психологические проявления личности. Практические приложения социальной психологии используются в производстве, образовании, управлении, политике. Так, прикладной раздел социальной психологии – психология пропаганды – рассматривает процессы распространения сообщений на уровне формирования, закрепления или изменения установок человека по отношению к каким-либо общественно значимым объектам, психологические аспекты возникновения и функционирования общественного мнения, способы побуждения людей к определенным действиям;

психологические особенности конкретных видов деятельности (психология труда, педагогическая психология, медицинская психология, юридическая психология, военная психология, психология спорта, инженерная психология, психология искусства, психология менеджмента, психология рекламы и др.).

Пример 1: медицинская психология – отрасль психологии, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. Структура медицинской психологии включает ряд разделов, ориентированных на исследования в конкретных областях медицинской науки и практического здравоохранения. Так, клиническая психология рассматривает психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий. Особое внимание в этой отрасли уделяется психосоматическим заболеваниям – нарушениям функций внутренних органов и систем, одной их причин которых являются нервно-психические факторы (переживание психологической травмы, особенности эмоционального реагирования личности). Это такие заболевания, как бронхиальная астма, гипертоническая и язвенная болезни. Не следует путать медицинского психолога и психиатра. Деятельность психолога, хоть и осуществляется в медицинских учреждениях, связана с использованием психологических, а не медицинских методов диагностики и коррекции, применяемых, в основном, к психически здоровым людям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.