Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лызь А.Е., Лызь Н.А., Эксакусто Т.В. 3 страница




2) теоретические – методы, используя которые субъект взаимодействует с мысленной моделью предмета исследования (такие методы, как дедукция, индукция, моделирование). Результат применения – знания о предмете в естественно-языковой, знаково-символической или пространственно-схематической форме;

3) интерпретация и описание – методы первичной обработки, анализа данных эмпирического исследования на предмет соответствия гипотез исследования результатам. Продуктом интерпретации являются факт, эмпирическая зависимость, оправдание или опровержение гипотезы.

Классификации эмпирических методов.

2. По организационному признаку [6]:

1) сравнительные методы – сопоставление различных групп испытуемых, выделяемых в соответствии с каким-либо признаком (возрастом, полом, ступенью обучения, профессией и т.д.);

2) лонгитьюдные методы – обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного отрезка времени;

3) комплексные – сам объект и все многообразие направленных на него воздействий рассматриваются в единстве, как сложное системное образование.

3. По степени «объективности – субъективности»:

1) субъективный метод – интроспекция (самонаблюдение).

2) методы, обладающие и субъективными, и объективными признаками – реально проводимый эксперимент, наблюдение, опрос, тестирование, анализ продуктов деятельности.

3) объективные методы – психофизиологические методы, регистрирующие с помощью приборов показатели функционального состояния человека (кожное сопротивление, электрическую активность головного мозга и т.п.), диагностирующие элементарные психические функции (психомоторную координацию и т.п.) и свойства нервной системы.

4. По признаку вмешательства исследователя в условия возникновения и протекания изучаемых явлений, событий, процессов:

1) эксперимент;

2) неэкспериментальные или описательные, отводящие исследователю роль наблюдателя, который пытается описать наблюдаемое явление как можно более объективно [38]. К этому классу методов относятся: наблюдение, опрос, тестирование, анализ продуктов деятельности.

Наблюдение

Наблюдение – это один из основных эмпирических методов исследования психологических процессов и явлений на основе организованного и целенаправленного их восприятия и отыскания смысла воспринятого [84].

Предметом наблюдения могут являться различные особенности вербального и невербального поведения:

– речевые акты (содержание, частота, интенсивность и т.д.);

– жесты, экспрессия лица, глаз, тела и др.;

– движения (перемещения и неподвижные состояния людей и пр.);

– физические воздействия (касания, толчки, удары, усилия и т.д.).

Наблюдение широко применяется в тех областях психологии, в которых особое значение имеет фиксация особенностей естественного поведения человека в привычных для него условиях. Существуют различные типы наблюдения. Они выделяются по следующим признакам.

1. По характеру контакта: непосредственное наблюдение – на­блюдатель и объект наблюдения находятся в непосредственном контакте и взаимодействии; опосредованное наблюдение – исследователь знакомится с наблюдаемыми субъектами косвенно, посредством специально организованных документов типа анкет, биографий, аудио- и видеозаписей и т.п.

2. По условиям осуществления наблюдения: полевое наблюдение – про­водится в условиях повседневной жизни, учебы или работы; лабораторное – субъект или группа наблюдается в искусственных, специально созданных условиях.

3. По характеру взаимодействия с объектом: включенное наблюдение – исследователь становится членом группы, а его поведение – частью наблюдаемой ситуации; стороннее – без взаимодействия и установления каких-либо контактов с изучаемым лицом или группой.

4. По степени открытости: открытое наблюдение – исследова­тель открывает наблюдаемым свою роль; скрытое – о присутствии наблюдателя группе или индивиду не сообщается.

5. По степени стандартизации процедуры: свободное – наблюде­ние, которое не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения; стандартизированное – ведется по предварительно разработанной схеме, независимо от текущей ситуации.

Наблюдение проводится человеком, поэтому возможны ошибки:

– из-за различных ограничений исследователя, например, восприятия, пропускаются некоторые важные факты;

– искажение фактов вследствие предвзятых представлений наблюдателя;

– ошибки усреднения – из-за неуверенности в себе наблюдателя оценки исследуемых процессов усредняются, поскольку известно, что крайности встречаются редко;

– логические ошибки – результат некорректных логических рассуждений (например, построение заключения об интеллекте человека по беглости его речи);

– ошибки контраста возникают из-за склонности наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным;

– ошибки, связанные с предубеждениями, стереотипами, ошибки некомпетентности наблюдателя и т.д.

Достоинства метода наблюдения: осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов; доступен, не требует создания особых условий. Недостатки: трудность сопоставления результатов, полученных различными исследователями; сложность, а часто и невозможность повторения наблюдения.

Опрос

Опрос представляет собой способ получения информации об изучаемом индивиде, группе, социальной общности в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) общения исследователя и респондента [32]. Цель опроса – выявить мнения, установки, представления человека о себе, окружающих людях и явлениях действительности.

Интервью – устный опрос лиц по интересующим исследователя вопросам. Интервью применяют в клинической практике, при консультировании, при исследовании личности в профессиональных и образовательных целях. Различают следующие виды интервью: свободное, т.е. не регламентированное формой; структурированное (стандартизированное), по форме похожее на устно предъявляемый опросник и подчиненное определенной теме. Достоинства интервью в том, что оно позволяет не только получить данные о жизни человека, восприятии событий, их оценке, но и вести наблюдение за поведением и реакциями человека, а также установить тесный личный контакт. Недостаток интервью – оно требует больших затрат времени и специальной подготовки интервьюера.

Анкетирование – метод сбора статистического материала путем письменного опроса людей. Для анкетирования используются опросники-анкеты, предназначенные для получения такой информации о субъекте, которая не имеет непосредственного отношения к его личностным чертам и особенностям (например, биографические анкеты-опросники). Достоинства анкетирования – относительная простота применения и обработки результатов исследования, небольшое количество затрачиваемого времени при возможности охвата большого количества людей. Недостаток – возможность низкой достоверности результатов опроса.

Тестирование

Тестирование – определение психологических характеристик испытуемого при помощи стандартизированного задания (теста). Результат тестирования – количественный показатель – соотносится с ранее установленными нормами, на основании чего делаются определенные выводы.

Тесты применяются для диагностики личностных черт, установок, ценностных ориентаций, интересов, самооценки, склонностей, способностей, знаний, умений и навыков. Выделяют два вида тестов [84]:

тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии, отсутствии или степени развития у него изучаемого качества (сюда относятся большинство тестов на интеллект, специальные способности, а также тесты достижений – тесты на знания, умения и навыки). Результаты обрабатываются по ключу, представляющему собой объективно правильные и неправильные ответы;

тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых. К таким тестам относятся опросники интересов и личностные опросники. Ключ для обработки результатов тестов-опросников определяется с помощью особых психометрических процедур.

Основными психометрическими характеристиками тестов (т.е. характеристиками, отвечающими за качество измерения диагностируемых показателей) являются надежность и валидность.

Надежность – это помехоустойчивость теста, независимость его результатов от действия всевозможных случайных факторов. К источникам погрешностей, снижающих достоверность результатов тестов, относятся:

– внутренние факторы – само содержание пунктов теста или метода обработки результатов;

– некорректный выбор теста для данной категории испытуемых;

– разнообразие внешних условий тестирования, внутреннего состояния и психологических особенностей испытуемых;

– неверное поведение исследователя.

Валидность – это степень, в которой тест является инструментом, измеряющим то, для чего он предназначен.

Достоинства метода тестирования: относительная простота применения и первичной обработки результатов; возможность одновременного тестирования большого количества людей; возможность получения близких к объективным результатов; возможность компьютеризации процедуры тестирования и первичной обработки результатов. Недостатки: трудность разработки валидного и достаточно надежного теста; опасность профанации; потеря индивидуального подхода; отсутствие доверительной обстановки; испытуемый может сознательно повлиять на результаты; тесты неприменимы, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в которых испытуемый не может быть уверен, не осознает или не хочет признавать их наличие у себя.

Анализ продуктов деятельности

В отечественной психологии термин «анализ продуктов деятельности» принят для таких исследований, проводя которые психолог не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности и т.д. Суть метода состоит в реконструкции свойств, особенностей испытуемого по промежуточным и конечным продуктам его целенаправленной, преднамеренной активности – деятельности [61].

Виды продуктов деятельности:

материальные, материализованные, документально фикси­рованные: продукты промышленности, сельского хозяйства, строительства и т.п.; созданные инструменты, приспособления и т.п.; составленные документы, деловые записи, распоряжения, приказы, планы, отчеты и другие проявления письменной речи; результаты изобразительной, графической деятельности;

функциональные (процессуальные): «психологический климат» в группе, создаваемый тем или иным ее членом или руководителем; устные выступления на совещаниях, доклады, лекции, акты делового общения, акты обмена опытом, консультирования и т.д.

В соответствии с целями и конкретными приемами реализации, в методах анализа продуктов деятельности выделяются:

биографический метод – изучение особенностей жизненного пути одной личности или группы людей;

контент-анализ (анализ содержания) – подсчет частоты появления в документе определенных элементов (таких, как: слово или символ; суждение или законченная мысль; тема; персонаж; автор; целостное сообщение) и формирование психологических выводов по соотношению этих частот. Контент-анализ используется также при обработке аудио- и видеозаписей, результатов применения проективных тестов, материалов бесед и т.д.

проективный метод – «промежуточный» по своему статусу метод между тестированием и анализом продуктов деятельности [46]. Это прием исследования личности, с помощью которого испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, его мыслей и чувств. Под проекцией здесь понимается наделение собственными мотивами, потребностями, чувствами, переживаниями, эмоциями других людей или перенос этих качеств на какой-либо предмет. Отличительными признаками проективных методик являются: неопределенность, неоднозначность используемых стимулов; отсутствие ограничений в выборе ответа; отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных» (например, методика Роршаха, тест тематической апперцепции, методика «Дом–дерево–человек» и др.).

Эксперимент

Под экспериментом понимают метод научного познания каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования [124].

Исходя из особенностей проведения эксперимента, различают две его разновидности: лабораторный и естественный.

Лабораторный эксперимент проводится в специально оборудованных помещениях (лабораториях) с применением приборов, приспособлений, обеспечивающих изменение исследуемого явления, контроль процесса и результата. Результаты лабораторных экспериментов более точны, по сравнению с результатами естественного эксперимента, но уступают в степени соответствия жизни.

Естественный – занимает промежуточное положение между наблюдением и лабораторным экспериментом, протекает в обычных для испытуемых условиях. Достоинства: относительная замаскированность целей исследования, неформальная обстановка проведения эксперимента, органическая включенность в условия жизни и деятельности испытуемых. Недостаток – результаты не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое явление.

Алгоритм экспериментального исследования:

1) формулировка задач исследования;

2) выдвижение экспериментальной гипотезы;

3) планирование, разработка методики и техники проведения эксперимента;

4) проведение эксперимента;

5) обработка результатов;

6) анализ и интерпретация полученных результатов;

7) формулировка выводов исследования, их сопоставление с теорией (принимается (или отвергается) и уточняется экспериментальная гипотеза).

Экспериментальная гипотеза – предположение, выдвигаемое исследователем для объяснения взаимосвязей между психическими явлениями, процессами или свойствами человека, требующее экспериментальной проверки. По форме экспериментальная гипотеза – это описание причинной связи между зависимой и независимой переменными. Здесь под переменной понимается различие в интересующей экспериментатора реальности. Независимая переменная (не зависит от изучаемого явления, процесса) – это переменная, которую экспериментатор изменяет по своему плану (например, использование или не использование функциональной музыки во время работы). Каждому состоянию независимой переменной соответствует одно значение зависимой переменной. Зависимая переменная регистрируется (измеряется) экспериментатором в ходе исследования.

Существуют некоторые разновидности психологических экспериментов, которые не могут быть реально проведены, но которые при планировании эксперимента служат ориентирами, позволяющими повышать достоверность получаемых результатов. К таким экспериментам относят: эксперимент полного соответствия (создаются условия, максимально приближенные к реальной деятельности испытуемого); идеальный (допускается изменение только одной независимой переменной); бесконечный (длится бесконечно долго)и безупречный (включающий в себя свойства трех вышеназванных экспериментов) эксперименты.

Основное достоинство эксперимента – он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснить происхождение и развитие явления. Однако организовать и провести отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике очень сложно.

Рекомендуемая литература

Введение в психологию/Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Изд. центр «Академия», 1997. С. 88–116.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 1997.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. С. 16–27.

 

 


Лекция 4

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Цель лекции: показать сложность психики человека, различные подходы к пониманию сознания и соотношения осознаваемого и неосознаваемого в психике человека; рассмотреть характеристики и состояния сознания, дать классификацию неосознаваемых процессов.

План лекции

1. Представления о сознании в традиционной науке.

2. Состояния сознания.

3. Структура сознания (осознаваемое и бессознательное).

4. Виды неосознаваемых процессов.

Представления о сознании в традиционной науке

В западной философии и психологии сознание понимали как [110]:

– сцену, на которой разворачиваются события (интроспекционисты);

– взаимодействие представлений (И. Гербарт);

– постоянно изменяющийся поток впечатлений (У. Джемс);

– комбинацию элементов – ощущений и чувств (В. Вундт);

– вершину айсберга, незначительную часть психики человека (З. Фрейд);

– не существующий для научной психологии объект (Дж. Уотсон).

Сознание – высшая, интегрирующая форма психики, отличная от психики животных, порождаемая новыми формами общественного бытия [113, с. 134]; «непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность» [66, с. 354].

Характеристики сознания:

направленность на предмет (сознание – всегда сознание чего-либо);

мотивационно-ценностный характер сознания – закреплен­ное в нем различение субъекта и объекта («я» и «не-я»), предполагает выделение человеком себя из окружающего мира, появление отношения к объектам окружения;

рефлексивная способность – сознание позволяет «сделать свой внутренний мир, свою субъективность предметом осмысления, понимания, а главное – предметом практического преобразования» [116, с. 177];

социальный характер – сознание есть «результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении с помощью языка с другими людьми» [32, с. 372]. Благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека обогащается результатами общественного опыта. Использование языка позволяет человеку строить во «внутреннем пространстве» идеальные объекты, служащие средством реконструкции реальной действительности.

Состояния сознания

Сознание играет значительную роль во внутреннем и внешнем равновесии индивида с окружающей средой. В зависимости от того, насколько эффективно человек может приспосабливаться к окружающей среде, можно выделить следующие состояния сознания:

бодрствование (активное) – состояние сознания, которое проявляется в способности эффективно расшифровывать внешние стимулы и отвечать на них так, как это принято в обществе; оно связано с оптимальным уровнем активации мозга [38];

измененные состояния сознания достигаются уменьшением притока сигналов к мозгу: сон, гипноз, медитация.

Пример: сон – не перерыв в деятельности мозга, это – иное состояние. Обычно во время нормального ночного сна проходит пять циклов по 90 минут. Каждый цикл состоит из двух видов сна: 1) медленноволновый сон содержит четыре стадии, по прохождении которых человек все глубже погружается в сон, мозговая активность и тонус мышц снижается, организм восстанавливает физические силы; 2) парадоксальный сон – при резком падении мышечного тонуса возрастает активность мозга, глаза под сомкнутыми веками совершают быстрые движения; разбудить спящего в это время очень трудно, но если удается, то он может детально восстановить содержание сновидения. Значение парадоксального сна в жизни человека не выяснено;

патологические состояния сознания, вызванные употреблением психотропных средств (ряд авторов относит их к измененным состояниям сознания).

Структура сознания

В традиционной науке принято разделение психики на части: осознаваемую (сознание) и неосознаваемую (бессознательное).

Впервые представление об уровнях психики ввел З. Фрейд. В современной терминологии они представлены следующим образом [104, с. 94–95]:

– бессознательное – принципиально недоступное сознанию содержание, включающее ценностные установки, ориентации, мотивы и составляющее энергетическое ядро личности;

– подсознательное – эмоционально нагруженные воспоминания, которые могут быть осознаны с помощью техники психоанализа;

– досознательное – содержание, которое по необходимости может легко стать осознанным, например, подпороговое восприятие и схема реализации автоматических действий;

– рефлексивное содержание сознания, поддающееся произвольной регуляции.

В настоящее время существуют различные мнения о структуре сознания. Пример: выделение трех уровней духовной жизни человека [99]:

– сознательного – актуального, рефлексивного уровня;

– подсознательного – преобладает детерминация прошлым;

– надсознательного – преобладает детерминация потребным будущим.

В современных теориях часто сознательное и бессознательное не противопоставляются, а рассматриваются как частные проявления сознания, например, сознательное трактуется как рефлексивное, а бессознательное – как арефлексивное сознание [116].

Виды неосознаваемых процессов

Неосознаваемые процессы делятся на три класса [36].

1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий – реа­лизуют, подготавливают или сопровождают сознательные действия. Среди них выделяют:

1) неосознаваемые автоматизмы – действия или акты, которые совершаются сами собой, без участия сознания; бывают первичные (никогда не осознавались) и вторичные (автоматизированные умения или навыки);

2) явления неосознаваемой установки – неосознаваемая готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении; установка может быть моторной, перцептивной, умственной и др.;

3) неосознаваемые сопровождения сознательных действий – не контролируемые сознанием движения, мимика, интонации, вегетативные реакции; эти процессы могут быть дополнительными средствами коммуникации, а также объективными показателями психологических процессов и состояний.

2. Неосознаваемые побудители сознательных действий – вро­жденные, неосознаваемые или вытесненные в бессознательное потребности, влечения, желания, оказывающие влияние на действия человека.

3. Надсознательные процессы – неосознаваемые процессы образования некоторого интегрального продукта большой работы, который в виде конечного результата, итоговой идеи вторгается в сознательную жизнь человека. Например, процессы творческого мышления, переживания большого горя, личностные кризисы. Субъект заранее не знает вывода, к которому приведет надсознательный процесс, и момент, в который он завершится.

Рекомендуемая литература

Введение в психологию/Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Изд. центр «Академия», 1997. С. 362–380.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1996. С. 67–98.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. – М.: Мир, 1992. С. 137–175.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. С. 132–142.

Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. С. 95–107.


Лекция 5

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Цель лекции: рассмотреть познание как целостный процесс построения образа мира; сформировать представления об основных познавательных процессах, их отличительных особенностях, обратить внимание на сложность и многообразие подходов к их изучению; показать возможности развития познавательных способностей.

План лекции

1. Понятие и виды познавательных процессов.

2. Ощущения.

3. Восприятие.

4. Внимание.

5. Память.

5.1. Виды памяти.

5.2. Закономерности процессов памяти.

6. Мышление.

6.1. Общие представления о мышлении.

6.2. Формы мышления и мыслительные операции.

6.3. Виды и индивидуальные особенности мышления.

7. Воображение.

Понятие и виды познавательных процессов

Любой акт взаимодействия человека с миром опирается на представление об окружающей его среде. Чувственное и отвлеченное познание обеспечивает регуляцию различных видов деятельности человека.

Познавательные процессы – психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды и самого организма [110]. В формировании образа принимает участие вся психика (опираясь на отдельные ощущения, строит целостный образ и располагает его вне себя).

На основании специфики вклада в построение образа в психологии принято условное выделение следующих познавательных процессов:

ощущения дают первичную информацию, отражая отдельные стороны предметов и явлений;

восприятие интегрирует ощущения, способствует построению целостного первичного образа предмета или явления;

внимание обеспечивает избирательность отражения, запоминания и переработки информации;

память сохраняет и воспроизводит информацию; процессы памяти участвуют в восприятии, воображении, мышлении;

воображение способствует созданию образов не представленных актуально предметов и явлений;

мышление производит информацию, не данную в непосредственном восприятии, обеспечивает прогнозирование будущего и процесс принятия решений, присутствует в процессах памяти, воображения, восприятия;

речь – система знаков, «обозначающая отражение бытия», форма существования мышления [113, с. 382].

Все психические процессы, в том числе и познавательные, протекают в личности и зависят от нее [113]:

– от индивидуальных особенностей человека;

– от общего развития личности и от развития познавательных способностей;

– от эмоционального состояния человека;

– от интересов, целей человека (познавательные процессы превращаются в действия, сознательно регулирующиеся личностью).

Ощущения

Ощущение – простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы [32]. Физиологическим средством, трансформирующим сигнал раздражителя в ощущение, является анализатор, который состоит из рецепторов, нервных путей и участков коры головного мозга.

Ощущения могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми. Пока интенсивность раздражителя не достигнет абсолютного нижнего (физиологического) порога ощущения, возбуждения рецептора не происходит. Если интенсивность раздражителя выше физиологического порога, но ниже порога восприятия – рецептор реагирует на сигнал, информация поступает в нервную систему, но не осознается. Физиологический порог определяется генетически, зависит от физиологических факторов. Порог восприятия зависит от опыта и состояния человека и является менее стабильным, чем физиологический [38].

Свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация раздражителей.

Виды ощущений.

1. Зрительные порождаются электромагнитными волнами с длинами волн 380 (фиолетовый) – 780 (красный) нм. Характеризуются цветовым тоном, насыщенностью.

2. Слуховые – реакция на механические воздействия, периодические появления областей высокого и низкого давления. Характеризуются высотой, тембром, громкостью (20–20000 герц по частоте; 16–120 децибел по громкости).

3. Обоняние – вид чувствительности, порождающий ощущения запаха – наиболее древнее, простое и жизненно важное ощущение. Чем ниже живое существо на эволюционной лестнице, тем больше обонятельная часть головного мозга.

4. Вкусовые – имеют 4 модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое.

5. Осязание – кожная чувствительность – результат сложного комбинирования ощущений давления, боли, тепла и холода.

6. Другие (статические и кинестетические: ощущения равновесия, вибрации и пр.).

Ощущения классифицируются:

– по характеру контакта с раздражителем: дистантные (слуховые, зрительные, обонятельные) и контактные (кожные, вкусовые);

– по расположению рецептора: интероцептивные (сигнализирующие о внутреннем состоянии организма), проприоцептивные (сигнализирующие о положении различных частей тела, их движении) и экстероцептивные (сигнализирующие о характеристиках внешнего мира).

Эффекты, связанные с ощущениями [32].

1. Адаптация – изменение чувствительности органов чувств под вли­янием действия раздражителя. Может происходить как полное исчезновение или притупление ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя или повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя (например, изменение ширины зрачка при переходе от темноты к свету).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.