Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лызь А.Е., Лызь Н.А., Эксакусто Т.В. 5 страница




– по мере развития человека (с возрастом). Прогрессивное развитие человека характеризуется движением мотивов в сторону их все большего одухотворения (от органических к материальным, от материальных к социальным, от социальных к творческим, от творческих к нравственным) [84].

Цели, задачи, предмет деятельности

В качестве цели деятельности выступает ее продукт, т.е. конкретный результат деятельности. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком; определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности; творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей, добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей [84].

Задача деятельности – цель в конкретных условиях.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности – знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт.

Действия и операции как составляющие деятельности

Действие – это основная единица структуры деятельности, которая представляет собой произвольную, преднамеренную активность, направленную на достижение осознаваемой цели. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать чтение книги; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы [84].

Виды действий [4]:

1) материальное действие – реальное преобразование объекта с целью установления его свойств (осуществляется с помощью знаково-символических средств: схем, диаграмм, чертежей и т.д.);

2) рецептивное действие – идеальное преобразование реальных или знаково-символических объектов в плане восприятия;

3) речевое действие – осуществляется как громкая речь или внешняя речь про себя (сообщение чего-либо другому или себе);

4) умственное действие – действие во внутреннем плане, которое осуществляется без опоры на какие-либо внешние средства.

Операцией называют способ осуществления действия. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

Операции соотносятся с условиями достижения цели. При этом различают внешние и внутренние условия. Внешние условия – это система объективных параметров среды, в которой реализуется та или иная цель. Внутренние условия – это совокупность тех ресурсов (знаний, умений, компетентности), которыми располагает субъект.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной [34, 87].

Умения, навыки и привычки

Умениями, навыками и привычками называются автоматизированные, сознательно, полусознательно или бессознательно контролируемые компоненты деятельности.

Умения – это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности.

Навыки – это полностью автоматизированные, инстинкто-по­добные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

Развитие и совершенствование деятельности можно понимать как переход компонентов отдельных умений, действий и операций на уровень навыков.

Умения образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия, т.е. получение в результате надежного итога действия [84].

Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль – это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений.

Умения и навыки делятся на несколько типов [4].

1. Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Есть специальные виды деятельности (например, спортивная), построенные только на основе двигательных умений и навыков.

2. Познавательные связаны с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний.

3. Теоретические связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки более всего проявляются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта мысли.

4. Практические – проявляются в способности осуществления конкретных актов действия, направленных на преобразование реальных объектов.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества [84].

Еще один элемент деятельности – это привычка. От умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Привычки являются негибкой (часто бессознательной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения [84].

Рекомендуемая литература

Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. – М.: ВЛАДОС–ПРЕСС, 2002.

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Просвещение, 1986.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.

Общая психология//Под ред. А.В. Карпова. – М., Гардарики, 2002.


Лекция 8

ЛИЧНОСТЬ

Цель лекции: раскрыть психологическое содержание понятий «индивид», «личность», «индивидуальность»; создать общее представ­ление о множественности теорий личности, рассмотреть представления о личности в отечественной психологической науке.

План лекции

1. Понимание личности в психологии.

2. Соотношение понятий: человек, индивид, субъект, личность индивидуальность.

3. Индивид и личность.

4. Структура личности.

5. Становление личности.

6. Личность как система регуляции деятельности.

7. Личность как субъект межличностных отношений.

8. Индивидуальность человека.

В психологии при рассмотрении человека используются близкие по значению, но не тождественные понятия: индивид, субъект, личность, индивидуальность.

Понимание личности в психологии

Выделяют 3 подхода к изучению личности:

1) философско-литературный (личность – социально-активный че­ловек, осуществляющий деятельность во благо общества, личность включает все характеристики человека: дух, душу и тело);

2) клинический (личность – совокупность черт, каждая из которых может быть выражена нормально или быть патологической);

3) психологический.

Личность – социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества.

Следовательно:

– человек личностью не рождается, а становится;

– необходимое условие этого – общение с другими людьми.

Быть личностью – это значит проявлять активность, быть субъектом [98]:

– собственной жизнедеятельности, строить свои жизненные контакты с миром, свой жизненный путь;

– предметной деятельности, производить предметы материальной и духовной культуры;

– межличностных отношений, взаимодействовать с другими людьми, влиять на них;

– деятельности самосознания.

Каждая психологическая теория личности базируется на некоторых общих представлениях о человеке. А.Г. Асмолов выделяет 4 «образа человека», служивших базисом психологических теорий личности [11].

«Образ человека» Психологи­ческие школы и направления Понимание личности Образование человека
«Ощущающий человек» Когнитивная психология Личность – сумма зна­ний, умений, навыков, устройство по переработке информации; ее действия – продукт прошлого опыта Передача информации, словесное воспитание
«Человек-потребитель» Психоанализ Личность – система инстинктов и потребностей; развитие личности определяется динамикой удовлетворения различных потребностей Адаптация биологической природы человека к жизни в обществе
«Запрограммированный человек» Бихевиоризм Личность – система реакций; развитие человека – обогащение рефлекторных программ поведения Удачный подбор стимулов и подкреплений
«Человек-деятель» Культурно-историческая психология; системно-деятельностный подход Личность – порожда­емый жизнью в обществе субъект ответственного выбора, стремящийся к достижению целей Поиск оптимальных форм организации совместной деятельности и общения

Соотношение понятий: человек, индивид,
субъект, личность, индивидуальность

Схема по [4]:

ЧЕЛОВЕК
 
Индивид Субъект Личность Индивидуальность
Это человек как типичный представитель своего рода, носитель типичных, природно-обуслов­лен­ных свойств. Это человек как типичный носитель видов человеческой активности. Это человек как типичный представитель сформировавшего его общества. Это человек, охарактеризованный в аспекте его неповторимости, непохожести на других людей.

Понятия индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность могут быть упорядочены по двум основаниям, причем этот порядок в обоих случаях не меняется:

1) по содержанию эти понятия находятся в отношении включения, причем наименьшим является понятие индивида, наибольшим – индивидуальности;

2) по онтогенетическому признаку. Первоначально человек появляется как индивид. На его материальной основе формируется сознание, человек становится субъектом. Ядро личности, самосознание, формируется уже на основе сознания. В процессе дальнейшего развития личности человек обретает свою индивидуальность.

Индивид и личность

Личность – системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении [66, с. 187].

Индивид – человек как представитель биологического вида. В этом понятии отражается три признака:

– неделимость (целостность) субъекта;

– наличие у него общих генотипических наследственных свойств биологического вида;

– наличие у него особенных, индивидуальных свойств, отличающих его от представителей того же вида.

К индивидным свойствам человека относят возрастные, половые, конституционные (особенности телосложения) и нейродинамические (характеристики нервной системы) свойства. На их основе возникают интегративные образования – темперамент и задатки.

Природное, биологическое составляет необходимую основу психического развития, формирования личности. Однако биологическое (телесная организация, характеристики нервной и эндокринной системы), входя в структуру личности, становится социальным [32].

Пример: формированию ряда одинаковых черт характера людей, чей рост менее 150 см, способствовало их нахождение в обществе «высоких» людей.

Структура личности

В силу сложности, многомерности понятия «личность» в психологии существует множество теорий личности, ее моделей, представленных в виде совокупности различных уровней, подструктур, свойств, характеристик. Традиционно личность характеризуется темпераментом, характером, способностями, направленностью.

Структура личности по К.К. Платонову [101] содержит четыре иерархически связанные (каждая следующая формируется, опираясь на предыдущую) подструктуры:

– биопсихические свойства: темперамент, половые, возрастные и др.;

– особенности эмоционально-волевых и познавательных психических процессов;

– опыт: привычки, знания, умения, навыки;

– направленность личности: убеждения, мировоззрение, идеалы, интересы.

Для современных представлений о личности, развиваемых отечественными психологами, характерно выделение следующих «планов» личности [12, 27, 75]:

1) экспрессивно-инструментальный характеризует особенности проявления личности в деятельности и общении с другими людьми, типичные для личности формы, способы внешнего проявления, ее «внешнюю оболочку» (характер, способности, социальные роли);

2) личностно-смысловой характеризует отношения личности с миром, взятые с их содержательной стороны (мотивы, цели, направленность личности, смысловые образования). Смысловые образования – субъективные значения объектов и явлений окружающего мира – определяют главные и относительно постоянные отношения личности к основным сферам жизни: труду, себе, другим людям и т.д. Смысловая сфера личности обеспечивает структурирование своих отношений с миром и подчинение своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений, в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам [75].

В структуру личности включают не только смысловую сферу, характер, способности и т.д., но и проявления личности, зафиксированные в группах разного уровня развития, в межличностных отношениях.

Личность как субъект межличностных отношений

А.В. и В.А. Петровские выделяют три составляющие структуры личности [32, 99]:

1) внутрииндивидная (интраиндивидная) подсистема – систем­ная организация ее индивидуальности, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека;

2) межиндивидная (интериндивидная) подсистема структуры личности, находящаяся в «пространстве» вне органического тела индивида. Не сам по себе индивид, а процессы межличностного взаимодействия, в которые включены по меньшей мере два индивида (а фактически общность, группа), могут рассматриваться как проявления личности каждого из участников этого взаимодействия;

3) метаиндивидная (надындивидная) подструктура – «вклады» в других людей, которые субъект вольно или невольно осуществляет посредством своей деятельности; продолжение себя в другом не только в момент воздействия субъекта на других индивидов, но и за пределами непосредственного сиюминутного актуального взаимодействия. Личность при этом не только выносится за рамки органического тела индивида, но и перемещается за пределы его наличных, существующих «здесь и теперь» связей с другими индивидами.

Персонализация – процесс и результат запечатления субъекта в других людях, его идеальной представленности и продолженности в них.

Становление личности

В процессе развития личности культура выступает как система объективных значений (понятий, норм, образцов), а общество, окружающие люди – как носители этих образцов. Развитие личности невозможно без включения человека в систему социальных отношений, где происходит:

– усвоение социального опыта;

– производство собственных смыслов, целей, ценностей.

Сформировавшуюся личность характеризует [74]:

1) способность к опосредованному поведению, предполагающая наличие иерархии в мотивах человека, то есть его способность преодолевать непосредственные побуждения ради социально значимых, заданных обществом мотивов. Становление этих качеств относят к дошкольному возрасту;

2) способность к сознательному руководству собственным поведением на основе осознанных мотивов-целей и принципов, предполагающая наличие самосознания. Становление этой способности начинается в подростковом возрасте и представляет собой сложную внутреннюю деятельность оценивания собственных побуждений и поступков, соотнесения отдельных ситуаций, актов поведения с более широким контекстом жизни. Особую роль в этом процессе играют ситуации конфликта мотивов, критические жизненные ситуации. Результат этого процесса – осмысление жизненных целей, становление системы ценностей.

Личность как система регуляции деятельности

Личность – специфическая человеческая система психических регуляторов его активности [60].

Личностные подсистемы регуляции деятельности [75]

Подсистема Мотив поступка Комментарии
Удовлетворение потребностей «я хочу» Общие для человека и животных, развиваются с момента рождения, не нуждаются в представлении о мире как о целом
Реагирование на стимул «он первый начал»
Предрасположенность, стереотип «я всегда так делаю»
Социальная нормативность «все так делают» Специфически человеческая, но не личностная, учитывает то, чего нет в ситуации
Смысл, жизненная необходимость «мне это важно» Специфически личностная, в поведении учитывается вся система отношений с миром, временная перспектива
Свободный выбор «а почему бы и нет?» Свойственна не каждому человеку

Индивидуальность человека

Можно выделить два подхода к пониманию индивидуальности: первый фиксирует внешние, поверхностные признаки, второй пытается объяснить ее на основе представления о сущности человека.

1. Индивидуальность – самое узкое понятие из группы: человек, индивид, личность; содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, которые отличают его от других людей.

Индивидуальность – особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств.

Индивидуальность проявляется в темпераменте, чертах характера, привычках, преобладающих интересах, в особенностях познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.

Индивидуальность человека можно понять, если рассматривать его в единстве всех характеристик как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида [6].

2. Индивидуальность – неповторимое, самобытное выражение, творческое проявление сущности человека. Если личность возникает во встрече человека с другими людьми, то индивидуальность – это встреча с самим собой, «выход в уникальную подлинность самого себя». «Если личность – это определенность позиции человека в отношениях с другими, то индивидуальность – это определение собственной позиции в жизни» [116, с. 355].

При таком подходе личность – не есть сущность, а только оболочка, которая может как транслировать, так и трансформировать субъектные проявления человека [90]. Личность – проекция сущности на социокультурную сферу.

Основными субъективными составляющими индивидуальности являются система смысловых отношений и ценностных ориентаций, мировоззрение, совесть, вера. Именно через них соединяется сущность человека с его личностью [90, 116, 125].

Рекомендуемая литература

Введение в психологию/Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Изд. центр «Академия», 1997. С. 385–431.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1996. С. 244–246, 292–322.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М.: Школа–Пресс, 1995. С. 211–214, 332–366.


Лекция 9

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Цель лекции: рассмотреть основные понятия, характеризующие индивидуально-психологические особенности личности; показать уникальность каждого человека, отсутствие деления типов на «хорошие» и «плохие»; способствовать повышению интереса к самопознанию.

План лекции

1. Темперамент.

1.1. Определение и основные критерии темперамента.

1.2. Основные формы проявления темперамента и их показатели.

1.3. Типы темперамента и их связь со свойствами нервной системы.

2. Характер.

2.1. Определение характера; свойства и черты характера.

2.2. Типология характеров.

2.3. Акцентуация характера. Типология характера К. Леонгарда.

3. Способности.

3.1. Понятие способностей, условия развития и уровни.

3.2. Классификация способностей.

Определение и основные критерии темперамента

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение [84]. И.П. Павлов отмечал, что темперамент – это основная характеристика нервной системы человека, которая оказывает непосредственное влияние на всю его деятельность.

В. М. Русалов выделил основные критерии темперамента [4]:

– не зависит от содержания деятельности и поведения, т.е. от смысла, мотива и цели;

– характеризует меру динамического (энергетического) напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности;

– универсален и проявляется во всех сферах деятельности человека;

– рано проявляется в детстве и устойчив в течение длительного периода жизни человека;

– тесно связан со свойствами нервной системы.

Основные формы проявления темперамента и их показатели

Выделяют две основные формы проявления (два компонента) темперамента [66]: общая активность и эмоциональность. Показатели и характеристики активности и эмоциональности представлены в следующей таблице [4].

 

Общая активность
Показатели Характеристика показателей
  Включаемость Скорость, с которой субъект берется за любую деятельность
  Инициативность Количество инициатив, предложений, идей, выдвигаемых субъектом за установленный промежуток времени
  Темп психических процессов 1) скорость реакции, проявляющейся в быстроте ответов и реагирования на вопросы, реплики, замечания 2) скорость познавательных процессов (сообразительность, скорость переключения внимания, скорость запоминания и т.д.)
Эмоциональность
  Впечатлительность Степень силы эмоционального раздражителя, способного вызвать эмоциональную реакцию
  Эмоциональная подвижность Скорость возникновения, прекращения и смены эмоциональных состояний
  Импульсивность Скорость, с которой эмоции становятся побудительной силой поведения

Типы темперамента и их связь со свойствами нервной системы

Идея и учение о типах темперамента в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа. Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы, желчи и черной желчи. Первую классификацию темпераментов предложил древнеримский врач Гален, и она, в относительно малоизмененном виде, дошла до наших дней. Последнее из известных описаний классификации темпераментов, которое используется и в современной психологии, принадлежит немецкому философу И. Канту. И. Кант разделял темпераменты человека на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. В целом он выделял четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический (первые два – относятся к темпераментам чувства), холерический, флегматический.

На сегодняшний день основой для изучения темперамента служит концепция И.П. Павлова, основные положения которой заключаются в следующем [36]:

1) объяснение индивидуальных особенностей поведения человека следует искать в свойствах нервной системы;

2) основных свойств нервной системы три: сила (способность нервной системы выдерживать сильные раздражители, характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток), уравновешенность (характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения), подвижность (показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения);

(Процессы возбуждения и торможения характеризуют быстроту возникновения либо прекращения того или иного познавательного процесса, перехода от одного действия к другому.)

3) сочетание основных свойств образует четыре основных типа нервной системы;

4) эти основные типы нервной системы соответствуют четырем классическим типам темперамента (т.е. представляют собой физиологическую основу типов темперамента).

Соответственно четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик – характеризуются различными свойствами нервной системы и различными психологическими особенностями.

Темперамент Тип нервной системы Психологические особенности
Холерик Сильный, неуравновешенный, подвижный (безудержный тип) Оптимистичный, активный, общительный, действия порывисты, обидчивый, агрессивный
Сангвиник Сильный, уравновешенный, подвижный (живой тип) Общительный, активный, инициативный, открытый, продуктивный, быстро приспосабливается к новым условиям
Флегматик Сильный, уравновешенный, инертный (спокойный тип) Пассивный, старательный, спокойный, настойчивый, вдумчивый, упорный труженик
Меланхолик Слабый, неуравновешенный, подвижный или инертный (слабый тип) Тревожный, пессимистичный, сдержанный, необщительный, глубокий, содержательный

Определение характера; свойства и черты характера

Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к окружающему миру и типичный способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.

Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»). В своем формировании, развитии и функционировании характер человека тесным образом связан с темпераментом. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.