КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лызь А.Е., Лызь Н.А., Эксакусто Т.В. 4 страница
2. Взаимодействие ощущений – изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств (например, слабые звуковые и приятные обонятельные раздражители повышают чувствительность зрительного анализатора). 3. Сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения. К сенсибилизации приводит: а) необходимость компенсации сенсорных дефектов (развитие обоняния и осязания у слепоглухих людей); б) постоянная специфическая деятельность. 4. Синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого (например, цветной слух). Восприятие Восприятие – осмысленный (включающий принятие решений) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое, явлений [32]. В отличие от ощущений, восприятие всегда соотносится с конкретным предметом, явлением, т.е. вне нас существующей действительностью. В результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Внешние раздражители, воздействуя на органы чувств человека, автоматически вызывают ощущения. Восприятие же невозможно без встречной активности субъекта. Способность воспринимать характерна для высших животных и человека, она совершенствуется в процессе жизни. Свойства восприятия: – предметность – восприятие мира не в форме набора ощущений, а в форме отдельных друг от друга предметов; отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам этого мира; – целостность – мысленное достраивание неполного образа до целостной формы; – константность – восприятие предметов относительно неизменными по форме, цвету, величине и пр. независимо от меняющихся физических условий восприятия; – структурность – восприятие внешних объектов как состоящих из определенных взаимосвязанных частей; – избирательность – выделение одних объектов по сравнению с другими; – категориальность (осмысленность) – понимание сущности предмета, обозначение его определенным словом и отнесение к определенному классу. Восприятие зависит не только от ощущений, но и от самого воспринимающего субъекта: от прошлого опыта, от стоящей перед человеком задачи и мотивов его деятельности, от установок и убеждений, от эмоционального фона. Иллюзии восприятия – искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер.
Внимание Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект, углубленность в направленную на него познавательную деятельность [113]. Является ли внимание самостоятельным процессом или оно – аспект любой психической деятельности – дискуссионный вопрос. Внимание – процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации и игнорирования другой. Если этот процесс совершается без волевой регуляции, то говорят о непроизвольном внимании. Произвольное внимание служит для достижения заранее поставленной и принятой к исполнению цели. Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес способствуют возникновению послепроизвольного внимания. Критерии внимания [21]: – внешние реакции, обеспечивающие условия лучшего восприятия сигнала (поворот головы, фиксации глаз, мимика, поза и др.); – увеличение продуктивности когнитивного «внимательного» действия по сравнению с «невнимательным»; – избирательность (селективность) информации – возможность активно воспринимать, запоминать, анализировать лишь некоторую часть поступающей информации; – ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле внимания. Свойства внимания. 1. Устойчивость – способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете, деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания; характеризуется частотой колебаний и переключений внимания. Она зависит от свойств нервной системы, состояния организма, мотивации, внешних обстоятельств деятельности. 2. Сосредоточенность (интенсивность) проявляется в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечения от других. Субъективно проявляется в степени ясности и отчетливости объектов. 3. Переключаемость проявляется в скорости, с которой человек может переводить свое внимание с одного объекта на другой. 4. Распределяемость заключается в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько различных действий. 5. Объем внимания – характеристика, определяемая числом простых впечатлений или символов, осознаваемых ясно и отчетливо (7±2 единиц информации). Виды памяти Память – способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта [32]. Выделяют 4 процесса, составляющих единую мнемическую систему: запоминание, хранение, воспроизведение, забывание.
Классификация видов памяти. 1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности [32]: – двигательная – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем; – эмоциональная – память на чувства; – образная – память на представления, картины природы и жизни, на звуки, запахи, вкусы; бывает зрительной, осязательной, обонятельной, слуховой; – словесно-логическая – специфически человеческая память на мысли. 2. По характеру целей деятельности: – непроизвольная – автоматическая, без постановки задачи запоминания и волевых усилий; – произвольная – присутствует задача на запоминание, требуются волевые усилия. 3. По продолжительности сохранения материала: – мгновенная (иконическая, сенсорная) – удержание полной картины воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации (0,1–0,5 с); – кратковременная – сохранение неполного, а обобщенного образа воспринятого в течение короткого промежутка времени (20–30 с), работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но с установкой на последующее воспроизведение. Объем кратковременной памяти 7±2 единиц информации. Она связана с актуальным сознанием человека; – оперативная – память, рассчитанная на хранение информации в течение определенного срока (от нескольких секунд до нескольких дней). Срок хранения сведений определяется конкретной задачей, стоящей перед человеком; – долговременная – память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Закономерности процессов памяти «Эффект длины» – лучше запоминается ряд, число членов которого не превышает объема кратковременной памяти. «Эффект края» – при запоминании длинного ряда лучше всего воспроизводятся его начало и конец. Эффект связан с феноменом интерференции. Феномен интерференции – негативное влияние одной информации на хранение другой: предыдущей (ретроградная интерференция) или последующей (антероградная интерференция). Феномен реминисценции – самопроизвольное припоминание информации, которая когда-то была воспринята, но в течении определенного времени не восстанавливалась. Для проявления реминисценции необходим оптимум научения. На результативность запоминания, хранения и воспроизведения информации влияет множество факторов, например: – число повторений (продолжительность нахождения информации в оперативной памяти); – степень смысловой организованности материала (эффективность памяти повышается, если информация представляет собой логически связанное целое); – глубина переработки (чем больше умственных усилий прилагается к тому, чтобы организовать информацию, тем легче и прочнее она запоминается, т.к. в памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие текст, сколько содержащиеся в нем мысли); – мотивация, наличие желания и установки на запоминание; – владение стратегиями запоминания (мнемотехническими приемами); – эмоциональное состояние во время запоминания и воспроизведения информации (например, положительные эмоции, сопровождающие информацию или процесс запоминания, как правило, способствуют припоминанию; под влиянием сильных эмоций события могут запоминаться на всю жизнь); – развитие других познавательных процессов (внимания, мышления, воображения). Общие представления о мышлении Мышление – познавательный процесс, характеризующийся «обобщенным и опосредствованным отражением действительности» [66, с. 211]. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы, т.е. оно выходит за пределы чувственно данного познания. Мыслительный акт есть выделение, осознание отношения элементов структуры задачи, а не отражение и сочетание их самих, отделенных друг от друга [130, с. 151]. Мышление связано с наличием проблемной ситуации и предполагает внутреннюю направленность субъекта на достижение цели, поиск решения. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно присутствует во всех других познавательных процессах, кроме ощущений. Интеллект – способность к мышлению [104]. Формы мышления и мыслительные операции В мыслительном акте происходит поиск существенного, а не наглядно воспринимаемого. Выделяют следующие логические формы мышления: – суждение – элементарная единица мысли, отражающая связи и отношения между предметами и явлениями или их свойствами и признаками; – понятие – мысль, в которой отражаются наиболее общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности; – умозаключение – такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), которая дает возможность извлечь из них новое суждение. Способы производства умозаключений – индукция (вывод частного суждения из общего) и дедукция (вывод общего суждения из частных). Для установления отношений между объектами используются мыслительные операции [110]: – сравнение вскрывает сходства и различия вещей; – анализ – расчленение объекта на части, выделение сторон, свойств, связей, отношений между элементами; – синтез – воссоединение элементов в целостную структуру; – абстракция и обобщение – выделение общих, существенных признаков объектов, отделение их от случайных, поверхностных; – конкретизация – операция, обратная обобщению, возврат к осмысливаемому объекту во всей полноте его специфичности.
Виды и индивидуальные особенности мышления Виды мышления: – наглядно-действенное мышление – отношения вскрываются путем непосредственного манипулирования конкретными предметами (кроме человека, присуще и высшим животным); – наглядно-образное – связи и отношения вскрываются путем соотнесения разных образов одного и того же предмета или различных предметов; – понятийное (словесно-логическое) – элементами, над которыми производятся различные операции, служат понятия. Индивидуальные особенности мышления: 1) соотношение наглядно-действенного, наглядно-образного, понятийного мышления; 2) преобладание интуитивного или рационального способа решения проблем; 3) гибкость мышления (лабильность – ригидность) – умение изменять намеченный путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые не удалось учесть вначале; 4) быстрота мысли; 5) самостоятельность мышления – умение увидеть, поставить новую проблему, найти подход к ее решению и решить. Особенности творческого мышления [84]: 1) необычное видение проблемы, выход мысли за пределы привычного способа рассуждения; 2) оригинальность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне; 3) семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование; 4) способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, т.е. не содержащей ориентиров для этих идей. Воображение Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов на основе ранее сформированных представлений. Воображение как своеобразная форма отражения действительности [34]: – осуществляет мысленный уход за пределы непосредственно воспринимаемого; – способствует предвосхищению будущего; – «оживляет» то, что было ранее. Воображение присуще только человеку и тесно связано с мышлением, восприятием, памятью. Науке почти ничего не известно о механизме воображения, с работой каких органических структур оно связано. Виды воображения: 1) пассивное – образы возникают спонтанно (сновидения, грезы). 2) активное – человек по собственному желанию, усилием воли вызывает в себе соответствующие образы. Его разделяют на продуктивное (творческое) – человеком конструируются новые образы – и репродуктивное (воссоздающее) – воспроизведение реальности по памяти или описанию, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память. Функции воображения [84]: 1) представление действительности в образах и предоставление возможности пользоваться ими, решая задачи; 2) произвольная регуляция познавательных процессов и эмоциональных состояний человека; 3) формирование внутреннего плана действий, планирование и программирование деятельности. Рекомендуемая литература Введение в психологию/Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Изд. центр «Академия», 1997. С. 117–238. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. – М.: Мир, 1992. С. 181–238, 348–485. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 110–189. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. С. 165–334. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. С. 43–94.
Лекция 6 ЭМОЦИИ Цель лекции: ввести понятие эмоций, раскрыть их роль в регуляции деятельности человека, показать многообразие эмоциональных переживаний и возможности управления эмоциональными состояниями. План лекции 1. Понятие и функции эмоций. 2. Виды эмоциональных переживаний. 3. Элементарные эмоции, чувства и настроения. 4. Аффекты. 5. Управление эмоциями. Понятие и функции эмоций Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами и отражающих в форме непосредственно-чувственных переживаний значимость действующих на человека явлений и ситуаций [116]. Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоции можно рассматривать как способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждения о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов. Чем более сложно организовано живое существо, тем богаче гамма эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Функции эмоций: – оценки и выражения значимости предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей человека; – побуждения к действию или отказу от него в зависимости от оценки; – активации нервных центров и всего организма в целом (любое эмоциональное состояние сопровождается многими функциональными изменениями организма); – регуляции действий через эмоциональную окраску текущих событий и через актуализацию индивидуального опыта (прошлый опыт успешных или неуспешных действий человека определяет выбор действий в текущей ситуации); – экспрессивная функция – эмоции сопровождаются органическими изменениями (покраснение, учащение дыхания), проявляются в мимике, движениях, тембре голоса и т.д., что позволяет внешнему наблюдателю оценивать эмоциональное состояние человека. Виды эмоциональных переживаний Разнообразие эмоциональных явлений позволяет упорядочить их классификация. Выделяют различные основания классификации эмоций, например [56, 84, 113, 116]: – по модальности эмоций (К. Изард выделил десять фундаментальных эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние); – по направленности на определенную предметную сферу выделяют моральные или этические чувства (выражают отношения к людям, обществу: любовь, стыд), интеллектуальные (удивление, интерес), эстетические (наслаждение, восторг, отвращение); – по воздействию на организм эмоции подразделяются на стенические (повышают жизнедеятельность) и астенические (понижают жизнедеятельность); – по интенсивности и продолжительности среди эмоциональных переживаний выделяют собственно эмоции, чувства, настроения, аффект, страсть, стресс. Элементарные эмоции, чувства и настроения Эмоции – элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения его актуальных потребностей (удовольствие, возбуждение, напряжение). Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия [84]. Эмоции слабо проявляются во внешнем поведении. Чувство – высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом [84]. По сравнению с эмоциями чувства предметны, более устойчивы (не ситуативны), образуют ряд уровней. Чувства человека внешне обычно заметны. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, или возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях. Настроение – относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, не имеющее существенных колебаний в течение длительного периода времени [116]. «Настроение не предметно, а личностно …, оно не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние» [113, с. 582]. Аффекты Аффект – особо выраженное кратковременное эмоциональное состояние, возникающее в связи с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождающееся видимыми изменениями в поведении человека. Чем более сильным являлся исходный мотивационный стимул поведения, чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате, тем сильнее возникающий аффект [84]. Аффект протекает бурно, быстро, сопровождается резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями; препятствует нормальной организации поведения, его разумности; способен оставлять устойчивые следы в долговременной памяти. Для человека в состоянии аффекта характерны утрата самообладания, нарушение произвольного контроля над действиями, изменение состояния сознания. Преодолеть аффект возможно, препятствуя его возникновению. К разновидностям аффекта относят страсть и стресс. Страсть – сильное, доминирующее чувство; сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Стресс – состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека в экстремальной жизненной ситуации (угрозы, опасности), когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс необходим для адаптации организма к меняющимся условиям существования (Г. Селье). Он проходит в своем развитии три стадии: – тревоги – эмоциональное возбуждение, начинают мобилизоваться защитные силы организма; – резистентности – сопротивление, адаптация к стрессору; – истощения – утрата запасов адаптационных возможностей, если стрессор силен и воздействовал продолжительное время. Управление эмоциями Снятию эмоционального напряжения способствуют [104]: – сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата; – получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации; – разработка запасной стратегии достижения цели на случай неудачи; – откладывание на время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т.п.; – физическая разрядка; – мышечное расслабление (релаксация) с помощью аутогенной тренировки; – слушание музыки; – активизация чувства юмора. Рекомендуемая литература Введение в психологию/Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Изд. центр «Академия», 1997. С.239–258. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. С. 435–460. Психология. Учебник для технических вузов/Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. С. 128–137. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. С. 108–120.
Лекция 7 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Цель лекции: показать взаимосвязь психики и деятельности человека; раскрыть специфику человеческой деятельности, определить ее цели, задачи и предмет, выделить основные структурные компоненты. План лекции 1. Понятие и виды деятельности. 2. Содержание и структура деятельности. 3. Потребности и мотивы. 4. Цели, задачи, предмет деятельности. 5. Действия и операции как основные составляющие деятельности. 6. Умения, навыки и привычки. Понятие и виды деятельности Основное внешнее отличие живой материи от неживой, высших форм жизни от низших, более развитых живых существ от менее развитых заключается в том, что первые гораздо более подвижны и активны, чем вторые. Жизнь во всех своих формах связана с движениями, и по мере ее развития двигательная активность приобретает все более совершенные формы. Элементарные, простейшие живые существа гораздо более активны, чем самые сложно организованные растения. Это относится к разнообразию и скорости движений, возможности перемещаться в пространстве на различные расстояния [84]. Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования [84]. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Деятельность человека разнообразна в своих общих разновидностях и конкретных проявлениях [87]. 1. Традиционно принято считать, что основными видами деятельности являются трудовая, учебная и игровая. Это так называемые «ведущие виды» деятельности, которые характерны для основных возрастных этапов развития человека. Трудовая деятельность отличается тем, что предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата. Для учебной деятельности (как и для игровой) этот результат является индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний. Специфическим признаком игровой деятельности является то, что главным ее мотивом (движущей силой) выступает не результат, а процесс деятельности. 2. Деятельность также делят на индивидуальную и совместную. Совместная деятельность, в отличие от индивидуальной, реализуется двумя или более людьми, имеющими общий мотив и общую цель. Признаками совместной деятельности являются пространственное и временное присутствие участников, их ролевая и инструментальная дифференциация. 3. Деятельность делят на внешнюю и внутреннюю. Под внешней деятельностью понимают все виды, типы и процессы деятельности, которые сопровождаются внешними проявлениями: движениями, действиями, экспрессией и т.п. Внутренняя деятельность – «психическая деятельность», которая подразумевает работу всех психических процессов: памяти, внимания, мышления, эмоций и т.п. 4. Деятельность делят на непосредственную и опосредованную деятельность. При непосредственной деятельности человек непосредственно воздействует на предмет и получает информацию о его состоянии. При опосредованной деятельности информация о предмете труда предоставляется человеку через опосредствующие звенья: табло, пульты, индикационные устройства и т.п. Наряду с отмеченными, существуют и другие многочисленные классификации видов деятельности. Содержание и структура деятельности Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности. Соотношение внутренних и внешних компонентов не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Деятельность включает в себя как минимум три основных структурных компонента [4, 34]: – мотивы – побуждение к деятельности человека; – цели – то, на что непосредственно направлена деятельность; – действия – относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненные общему мотиву. Каждый из структурных компонентов деятельности наполнен собственным содержанием и предполагает существование множества элементов, составляющих «базовую» основу деятельности. Рассмотрим каждый структурный компонент. Потребности и мотивы Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей. Потребность – основной источник активности человека, внутреннее состояние нужды в объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно развитие и существование живого организма. Потребности можно разделить на три основных вида [4]: – биологические (материальные) потребности (в пище, в одежде, во сне, в безопасности, в сексе и т.д.); – социальные потребности (в признании, в доминировании, в лидерстве, в самоутверждении, во внимании и т.д.); – идеальные (духовные) потребности (самоуважения и самореализации, познавательные потребности, эстетические потребности и т.п.). Понятие потребностей тесно связано с понятием мотива, т.к. мотив – это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить.
Виды мотивов. Оснований для классификации мотивов очень много. Рассмотрим некоторые из них. Мотивы делятся: 1) по содержанию потребностей: биологические, социальные, мотивы достижения, мотивы самоактуализации и т.п.; 2) по предметному содержанию: предметные, функциональные, нормативные; 3) по уровню обобщенности: обобщенные, конкретные, единичные; 4) по степени осознания: осознаваемые, неосознаваемые; 5) по времени проявления: постоянные, ситуативные, кратковременные; 6) по отношению к процессу деятельности: внутренние и внешние. Выделяют три основные функции мотива [4]: – побуждающая – вызывает и обуславливает активность человека, его поведение и деятельность; – направляющая – означает выбор и осуществление определенной линии поведения; – регулирующая – определяет характер поведения и деятельности. К свойствам мотивов относят силу (показатель непреодолимого стремления личности к достижению успеха) и устойчивость. Мотивация деятельности может постоянно меняться: – в ходе развития самой деятельности (например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план);
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |