Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качество: основные понятия и определения




 

По мнению Российской академии проблем качества, качество является одной из основополагающих катего­рий, определяющих образ жизни, социальную и эконо­мическую основу для успешного развития человека и общества. Такая точка зрения четко определяет перво­степенную значимость деятельности по совершенство­ванию качества.

При определении термина «качество» следует учитывать различные аспекты его понимания. В зависимости от цели использования и рассмотрения качества к его основным аспектам можно отнести: философский, социальный, технический, экономический и правовой.

С философских позиций качество означает существенную определённость рассматриваемого объекта, благодаря которой он становится специфичным и отличается от другого объекта. Другими словами, при философском подходе качество определяется всем тем, что объективно составляет относительно устойчивую, внутренне определённую сущность объекта.

Социальный аспект качества связан с отношением субъектов и/или всего общества к изучаемому объекту. При этом качество может рассматриваться как категория, отвечающая законам спроса и предложения, зависящая от уровня культуры, доходов потребителей и т.п.

Технический аспект качества обусловлен количественными и качественными изменениями объекта исследования. С инженерных позиций качество исследуется в сопоставлении совокупности свойств выбранного объекта с аналогичным объектом, принятым в зависимости от цели исследования за эталон.

С экономических позиций качество рассматривается как результат потребления и потребительской стоимости исследуемого объекта. Здесь важно знать, насколько качество соответствует потребности.

Правовой аспект качества относится к выработке НТД, порядку её разработки, утверждения, внедрения и выполнения. Здесь качество выступает как совокупность свойств объекта, отвечающих требованиям, установленным в НТД.

 

Многоаспектность категории ка­чества обуславливает суще­ствование в среде специалистов по проблемам качества большое число определений этой категории.

Для соблюдения единства желательно пользоваться терминологией стандарта ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».

Качество – степень соответствия присущих характеристик требованиям.

Требование – потребность или ожидение, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

Характеристика – отличительное свойство продукции, оцениваемое качественно или количественно.

Продукция – результат процесса. (В данном курсе под продукцией будет пониматься материальный продукт, услуга, организация, система и т.д.)

Процесс – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.

Потребитель – организация или лицо, получающее продукцию.

Производитель – организация или лицо, предоставляющее продукцию.


Схема создания качества продукции

 

Процесс «создания качества продукции» схематично можно представить в виде совокупности шести этапов (рис. 1).

 

Этап 1 Осознание потребности   Потребители
   
Отзывы

Этап 2 Интерпретация потребности. Выяснение требований к качеству Маркетинговая служба
     
Этап 3 Воплощение требований к качеству в образце продукции Научно-исследовательские, опытно-конструкторские подразделения
     
Этап 4 Реализация требований к качеству в выпускаемой продукции Производство
     
Этап 5 Реализация требований к качеству в товаре Сбыт
     
Этап 6 Удовлетворение потребностей (оценка качества потребителем) Потребители

 

Рис. 1. Укрупненный процесс «создания качества».

 

 

Каждая потребность выражается рядом требований (к функциональности, безопасности, эстетичности и т. д.), которые участвуют в формировании отношений при­годности продукции для целей потребителя, служат для оценки ее соответствия назначению и, следователь­но, очерчивают границу качества продукции.

Требования к качеству можно определить как выра­жение определенных потребностей или их перевод в на­бор количественно или качественно установленных тре­бований к характеристикам продукции с целью их вопло­щения в ней и проверки.

При проведении технических оценок термин «каче­ство» применяется в следующих ситуациях:

• при сравнении объектов с целью выявления степе­ни превосходства («относительное качество»);

• при количественной статистической оценке (уровень качества);

• при проведении точной технической оценки (мера качества).

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.