Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системный подход. Особенности системного, целевого и процессного подходов к управлению качеством




Особенности системного, целевого и процессного подходов к управлению качеством

Основные методы управления качеством

Преимущества внедрения концепции TQM

Основные компоненты TQM

 

К основным составля­ющим TQM относятся:

• философские аспекты;

• система менеджмента;

• методология TQM.

 

Философские аспекты TQM объединены в три группы:

1. аспекты качества:

1.1. удовлетворение требований внешних и внутренних потребителей;

1.2. обеспечение в организации качества процессов и ка­чества менеджмента;

2. аспекты менеджмента:

2.1. применение цикла Э. Деминга;

2.2. базирование решений на фактах;

2.3. использование инноваций в стратегическом плани­ровании и прогнозировании производства;

3. аспекты гуманизма:

3.1. вовлечение персонала в деятельность по TQM;

3.2. самооценка деятельности.

 

Система менеджмента объединяет следующие под­системы:

1. подсистему топ-менеджмента:

1.1. лидерство;

1.2. видение развития организации;

1.3. разработку стратегии развития организации;

2. подсистему управления;

3. подсистему обеспечения качества;

4. подсистему управления персоналом;

5. информационную подсистему.


Методология TQM объединяет два направления:

1. методы решения проблем качества;

2. методы управления качеством.

 

 

 

Характерные признаки организаций, использующих TQM:

• качество как цель номер один, ведущая к повыше­нию конкурентоспособности;

• персонал как ценность номер один;

• командный дух в организации;

• единые моральные, этические и руководящие прин­ципы у всех служащих организации;

• справедливость как основа мотивации и вера как ос­нова оптимизма;

• плоская организационная структура управления с процессным и проектным стилями управления;

• эффективный менеджмент.

 

Грамот­ное использование методологии TQM позволяет организации получить следующие преимущества:

- повышение качества и конкурентоспособности про­дукции;

- рост степени удовлетворенности потребителей про­дукцией (услугами) организации;

- увеличение прибыли;

- улучшение имиджа и репутации организации;

- обеспечение финансовой устойчивости организации;

- обеспечение рационального использования всех ви­дов ресурсов;

- повышение качества управленческих решений;

- увеличение производительности труда;

- внедрение новейших достижений НТП.

 

 


Системный и процессный подходы определяются в ГОСТ Р ИСО серии 9000, принятом в 2001 г., в качестве важнейших принципов системы менеджмента качества. По существу они представляют со­бой методологические подходы к управлению качеством.

 

 

С конца 1960-х годов системный подход вошел в научную терминологию, а к концу ХХ-го века стал одним из приоритетных и ведущих, став универсальным средством методологического обеспечения любой науки.

Суть его заключается в том, что любой объект, состоящий по пирамидальному принципу из отдельных элементов и обладающий следующими признаками:

1. целостностью и членимостью, т.е. элементы, составляющие объект, могут быть разнокачественными, но совместимыми, взаимодействующими друг с другом с целью выполнение главной функции объекта;

2. прочностью внутренней связи, т.е. элементы, составляющие объект, должны иметь существенные связи более мощные, чем связи отдельных элементов с внешней сре­дой;

3. организацией (структурированностью), т.е. предполагается наличие определенной орга­низационной структуры элементов, составляющих объект, для реализации заданной цели;

4. интегративными качествами, т.е. предполагается наличие у объекта качеств, присущих ему в целом, но не свойственных ни одному из его элементов в отдельности;

можно определить в качестве системы. Тогда элементы рассматриваемого объекта будут являться подсистемами.

Главная мысль системного подхода заключается в том, что целое больше, чем сумма его отдельных частей. Другими словами, с точки зрения системы, общая цель организации важнее, чем цель каждой из подсистем в отдельности, поэтому их всегда необходимо оптимизировать в первую очередь.

Наличие между подсистемами прочных связей позволяет говорить о том, что управленческие решения, направленные на один из элементов системы, распространяются и на другие, т.е. для достижения результатов в одной из подсистем воздействие может быть применено совершенно к другой подсистеме.

Применительно к управлению качеством системный подход пре­дусматривает:

- рассмотрение этого вида управления в рамках организации как некоторой целостности — системы, состоящей из относительно обособленных взаимодействующих и взаимосвязанных между собой элементов и подсистем с особыми специфическими свойствами;

- рассмотрение системы управления качеством как открытой мно­гоцелевой системы, имеющей определенные «рамки» взаимо­действующих между собой управляющей и управляемой подсис­тем внутренней и внешней среды, внешних и внутренних целей, подцелей каждой из подсистем, стратегий достижения целей и т.п. При этом изменение в одном из элементов любой подсисте­мы вызывает изменения в других элементах и подсистемах;

- всестороннее изучение не только отдельных свойств взаимодей­ствующих и взаимосвязанных между собой компонентов систе­мы, ее внутренней и внешней среды, но и обладающих новыми качествами генерируемых при этом новых синергетических свойств;

- изучение всей совокупности параметров и показателей функ­ционирования системы в динамике, что требует исследования
внутриорганизационных процессов адаптации, саморегулирования, самоорганизации, прогнозирования и планирования, коор­динации, принятия решений и т.п.

Соблюдение каждого из приведенных положений имеет большое значение для реализации системного подхода к управлению качест­вом. Однако еще в более значительной мере это зависит от образа мышления управленцев, определяющего способность или неспособ­ность системно мыслить, целостно воспринимать внутреннюю и внешнюю среды и принимать соответствующие системному подходу решения (например, определять состав элементов, подсистем, под­лежащих управлению, и выбирать наиболее рациональный метод воздействия).

Следовательно, при системном подходе к управлению качест­вом как системе целостного комплекса взаимосвязанных и взаимо­действующих элементов необходимо осуществлять управление ка­чеством в единстве с производственной подсистемой организации и внешней средой.

Системный подход к управлению качеством предполагает ис­пользование в том или ином виде многих наук, научных направле­ний и методов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 5526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.