КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Системный подход. Особенности системного, целевого и процессного подходов к управлению качеством
Особенности системного, целевого и процессного подходов к управлению качеством Основные методы управления качеством Преимущества внедрения концепции TQM Основные компоненты TQM
К основным составляющим TQM относятся: • философские аспекты; • система менеджмента; • методология TQM.
Философские аспекты TQM объединены в три группы: 1. аспекты качества: 1.1. удовлетворение требований внешних и внутренних потребителей; 1.2. обеспечение в организации качества процессов и качества менеджмента; 2. аспекты менеджмента: 2.1. применение цикла Э. Деминга; 2.2. базирование решений на фактах; 2.3. использование инноваций в стратегическом планировании и прогнозировании производства; 3. аспекты гуманизма: 3.1. вовлечение персонала в деятельность по TQM; 3.2. самооценка деятельности.
Система менеджмента объединяет следующие подсистемы: 1. подсистему топ-менеджмента: 1.1. лидерство; 1.2. видение развития организации; 1.3. разработку стратегии развития организации; 2. подсистему управления; 3. подсистему обеспечения качества; 4. подсистему управления персоналом; 5. информационную подсистему.
1. методы решения проблем качества; 2. методы управления качеством.
Характерные признаки организаций, использующих TQM: • качество как цель номер один, ведущая к повышению конкурентоспособности; • персонал как ценность номер один; • командный дух в организации; • единые моральные, этические и руководящие принципы у всех служащих организации; • справедливость как основа мотивации и вера как основа оптимизма; • плоская организационная структура управления с процессным и проектным стилями управления; • эффективный менеджмент.
Грамотное использование методологии TQM позволяет организации получить следующие преимущества: - повышение качества и конкурентоспособности продукции; - рост степени удовлетворенности потребителей продукцией (услугами) организации; - увеличение прибыли; - улучшение имиджа и репутации организации; - обеспечение финансовой устойчивости организации; - обеспечение рационального использования всех видов ресурсов; - повышение качества управленческих решений; - увеличение производительности труда; - внедрение новейших достижений НТП.
Системный и процессный подходы определяются в ГОСТ Р ИСО серии 9000, принятом в 2001 г., в качестве важнейших принципов системы менеджмента качества. По существу они представляют собой методологические подходы к управлению качеством.
С конца 1960-х годов системный подход вошел в научную терминологию, а к концу ХХ-го века стал одним из приоритетных и ведущих, став универсальным средством методологического обеспечения любой науки. Суть его заключается в том, что любой объект, состоящий по пирамидальному принципу из отдельных элементов и обладающий следующими признаками: 1. целостностью и членимостью, т.е. элементы, составляющие объект, могут быть разнокачественными, но совместимыми, взаимодействующими друг с другом с целью выполнение главной функции объекта; 2. прочностью внутренней связи, т.е. элементы, составляющие объект, должны иметь существенные связи более мощные, чем связи отдельных элементов с внешней средой; 3. организацией (структурированностью), т.е. предполагается наличие определенной организационной структуры элементов, составляющих объект, для реализации заданной цели; 4. интегративными качествами, т.е. предполагается наличие у объекта качеств, присущих ему в целом, но не свойственных ни одному из его элементов в отдельности; можно определить в качестве системы. Тогда элементы рассматриваемого объекта будут являться подсистемами. Главная мысль системного подхода заключается в том, что целое больше, чем сумма его отдельных частей. Другими словами, с точки зрения системы, общая цель организации важнее, чем цель каждой из подсистем в отдельности, поэтому их всегда необходимо оптимизировать в первую очередь. Наличие между подсистемами прочных связей позволяет говорить о том, что управленческие решения, направленные на один из элементов системы, распространяются и на другие, т.е. для достижения результатов в одной из подсистем воздействие может быть применено совершенно к другой подсистеме. Применительно к управлению качеством системный подход предусматривает: - рассмотрение этого вида управления в рамках организации как некоторой целостности — системы, состоящей из относительно обособленных взаимодействующих и взаимосвязанных между собой элементов и подсистем с особыми специфическими свойствами; - рассмотрение системы управления качеством как открытой многоцелевой системы, имеющей определенные «рамки» взаимодействующих между собой управляющей и управляемой подсистем внутренней и внешней среды, внешних и внутренних целей, подцелей каждой из подсистем, стратегий достижения целей и т.п. При этом изменение в одном из элементов любой подсистемы вызывает изменения в других элементах и подсистемах; - всестороннее изучение не только отдельных свойств взаимодействующих и взаимосвязанных между собой компонентов системы, ее внутренней и внешней среды, но и обладающих новыми качествами генерируемых при этом новых синергетических свойств; - изучение всей совокупности параметров и показателей функционирования системы в динамике, что требует исследования Соблюдение каждого из приведенных положений имеет большое значение для реализации системного подхода к управлению качеством. Однако еще в более значительной мере это зависит от образа мышления управленцев, определяющего способность или неспособность системно мыслить, целостно воспринимать внутреннюю и внешнюю среды и принимать соответствующие системному подходу решения (например, определять состав элементов, подсистем, подлежащих управлению, и выбирать наиболее рациональный метод воздействия). Следовательно, при системном подходе к управлению качеством как системе целостного комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих элементов необходимо осуществлять управление качеством в единстве с производственной подсистемой организации и внешней средой. Системный подход к управлению качеством предполагает использование в том или ином виде многих наук, научных направлений и методов.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 5526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |