Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процессный подход




Целевой подход

Целевой подход ориентирован на поставленные перед предпри­ятием цели в области качества.

Суть целевого подхода заключается в поэтапном разделении главной цели организации в области качества на подцели, определяющие действия в рамках системы менеджмента качества всех её субъектов. При этом выделение подцелей должно проходить на основе глубокого анализа всех потенциальных ресурсов организации.

Это, а также четкое соблюдение планов и концентрация усилий всего персонала организации позволит обеспечить высокую эффективность деятельности по достижению поставленных целей.

 

 

Процессный подход известен применительно к управлению в целом. Он рассматривает управленче­скую деятельность как непрерывное выполнение комплекса опреде­ленных взаимосвязанных между собой видов деятельности и общих функций управления (прогнозирование и планирование, организа­ция и т.д.). Причем выполнение каждой работы и общих функций управления также рассматриваются в виде процесса (рис. 12).

При этом процесс – это сово­купность взаимосвязанных непрерывно выполняемых действий, преобразующих некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в со­ответствующие выходы, результаты.

 

 
 

Рис. 12. Основные составляющие процесса управления качеством

 

Часто выход одного процесса является входом для другого. Весь же процесс управления качеством определяется суммой всех связан­но выполняемых функций.

В рамках этого подхода управление качеством следует рассматривать как выполнение управленческих работ и общих управленческих функций по их реализации (управленческого цикла) в виде процесса.

Таким образом, процессный подход в системе управления качеством – это ориентация на совокупность непрерывно осуществляемых действий по всем процессам управле­ния качеством с их идентификацией и взаимосвязанными общими управленческими функциями, преобразующих входы в выходы.

Состав общих функций управления (ОФУ) качеством при осуществлении процессов рекомендуется формировать по концепции PDCA (планирование работы, выполне­ние работы по плану, проверка соответствия реального результата плановому, принятие мер при наличии отклонений фактического результата от планируемого).

Вместе с тем, практика показала, что при выполнении процессов управления качест­вом более предпочтительным является следующий набор ОФУ:

- прогнозирование,

- планирование,

- организа­ция работ,

- координация,

- выполнение работ,

- активизация и стимули­рование,

- учет,

- контроль,

- анализ,

- регулирование.

Способом реализации процесса управления качеством служит процедура, а результатом выполнения этого процесса является про­дукция (услуги, технические и программные средства, переработан­ные материалы и сырье и т.п.). При этом процедуры должны быть, как правило, документированными, что требуется положениями ГОСТ Р ИСО 9001—2001. В частности, в нем говорится о необходи­мости разработки, документирования, внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества (СМК) для улучшения ее результативности.

Предприятие помимо этого должно при необходимости постоян­но пересматривать состав процессов менеджмента качества и их содержание на базе требований потребителей, направ­лений деятельности и своей стратегии. При этом предприятие в рамках СМК:

• определяет процессы, требуемые для использования в СМК;

• определяет последовательность выполнения и взаимодействие
процессов менеджмента качества;

• определяет критерии и методы, требуемые для управления и
обеспечения результативности процессов менеджмента качества;

• формирует состав и обеспечивает материальными, финансовыми, информационными и другими ресурсами для выполнения и
мониторинга процессов;

• устанавливает порядок и выполнение мониторинга, измерений и анализа процессов менеджмента качества;

• определяет состав и принимает меры, необходимые для достижения поставленных целей в области качества и осуществляет систематическое улучшение процессов менеджмента качества.

Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности взаи­мосвязанного проведения управленческих работ. Это обеспечивает:

• получение синергетического эффекта результата в области качества;

• более полное выполнение требований в области качества;

• постоянное улучшение процессов управления качеством.

Процессная модель организации содержит совокуп­ность бизнес-процессов, участниками которых являют­ся все звенья и элементы организационной структуры управления организацией. Бизнес-процесс — это сово­купность различных видов деятельности, вместе созда­ющих результат, ценный для самой организации и для потребителя. Бизнес-процессы реализуются посред­ством выполнения бизнес-функций. Бизнес-процессы бывают основными, на базе которых выполняются функ­ции по текущему производству продукции (оказанию услуг), и обслуживающими, на базе которых осущест­вляется обеспечение производственной и управленче­ской деятельности организации.

Управление бизнес-процессами может осущест­вляться на двух уровнях: в рамках каждого отдельно­го бизнес-процесса и в рамках группы бизнес-процес­сов на уровне всей организации. Основой управления при этом являются следующие показатели эффектив­ности:

- затраты на реализацию бизнес-процесса;

- длительность бизнес-процесса;

- показатели качества бизнес-процесса.


Процессы СМК (извлечения из ГОСТ Р ИСО 9001-2001)

Таблица 9

Пункты ГОСТ Р ИСО 9001-2001   Процессы по ГОСТР ИСО 9001-2001
   
4.1 4.2.1   4.2.2 4.2.3 а) б) в) г) д) 4.2.4 Система менеджмента качества Общие требования к системе менеджмента качества Требования к документации системы менеджмента качества. Общие положения Руководство по качеству Управление документацией, в том числе: организационно-распорядительной; конструкторской; технологической; стандартами системы менеджмента качества; контрактами (договорами) на поставку продукции. Управление записями
5.1 5.2. 5.3 5.4.1 5.4.2 5.5.1 5.5.2 5.5.3 5.6 Ответственность руководства Обязательства руководства Ориентация на потребителя Политика в области качества Цели в области качества Планирование создания и развития системы менеджмента качества Ответственность и полномочия руководства Представитель руководства Внутренний обмен информацией Анализ со стороны руководства
6.1 6.2 6.3 6.4 Менеджмент ресурсов Обеспечение ресурсами Человеческие ресурсы Инфраструктура Производственная среда
7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 Процессы жизненного цикла продукции Планирование процессов жизненного цикла продукции Процессы, связанные с потребителями Проектирование и разработка Закупки Производство и обслуживание Управление устройствами для мониторинга и измерений
8.1 8.2.1. 8.2.2. 8.2.2. 8.2.4. 8.3 8.4 8.5.1. 8.5.2. 8.5.3. Измерение, анализ и улучшение Измерение, анализ, улучшение. Общие положения Удовлетворенность потребителей Внутренние аудиты (проверки) Мониторинг и измерение процессов Мониторинг и измерение продукции Управление несоответствующей продукцией Анализ данных Постоянное улучшение Корректирующие действия Предупреждающие действия

Классификация методов управления качеством

Методы управления качеством представляют собой способы и приемы осуществления управленческой деятельности и воздействия на управляемые объекты для достижения поставленных целей в об­ласти качества.

В практике управления качеством используются:

- организационно-распорядительные (административные),

- инженерно-технологические,

- экономические,

- социально-психологичес­кие методы.

Все они могут быть классифицированы по различным признакам (табл. 10).

 

Классификация особенностей методов управления качеством

Таблица 10

Классификационный признак Методы управления качеством
организационно-распорядительные (административные) инженерно-технологические экономические социально-психологические
Основной канал воздействия Организационный (регламентирование, стандартизация и т.д.) Инженерно-технологический (автоматика, автоматизация, механизация и т.п.) Экономический (зарплата, цены и т.п.) Социальный (свойства личности, статус личности, общность интересов работников и т.п.)
Характер воздействия Прямой Прямой Косвенный Косвенный
Мотивы поведения Необходимость соблюдения требований к качеству и наличия ответственности за качество Смешанные (соблюдение требований к «выходным» параметрам, материальный и моральный интерес) Материальный интерес Моральный (духовный) интерес
Основа выбора методов Организационный анализ Инженерно-технический анализ Технико-экономический анализ Социально-психологические исследования
Ограничения при выборе методов Соответствие правовым нормам и требованиям в области качества Возможности техники, технологии и соответствие требованиям экологии и безопасности Соответствие экономическим законам и нормативам по качеству Соответствие морально-этическим нормам

 

Все указанные методы могут найти применение как при управле­нии качеством на всех стадиях жизненного цикла управляемых объ­ектов (продукции, услуг), так и при улучшении любых видов дея­тельности.

Наряду с этими способами в практике принятия решений в области управления качеством широко используются экспертные методы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.